АВТ Р-102 Рекомендации по методике определения существующей интенсивности движения по автомобильным дорогам

ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

2 издание

Разработано совещанием XI Комиссии с 2 1 по 28 мая 1 979 г . в г . Суздале

Дата в ступления в силу: 3 июля 1 979 г .

Примечание : 1 - е издание от 2 м ая 1 966 г . настоящим теряет силу

АВТ
Р-102

РЕК О МЕНДАЦИИ
о
методике определения суще с твующей
интенс ивности движен ия по автомобильным
дорогам

Введение

Целью реко м ендаций является принятие :

- единой методики проведения учета движения , получения сравнимых данных , их обработки и определения суще ствующ ей и нтенси вн ости движения и пропускной спосо б ности до р ог ;

- принципов прогнози р ования движения по авт о мобильным дорогам , с использованием для этой цели результатов учета движения .

Рекоме н дации примен я ются в ст р анах заинтересован ны х членов Организации сотрудничества железных дорог*).

*) Во всех случаях , в которых в дальне й шем тексте рекомендаци й , применяются понятия « страны » или « члены ОСЖД » без ближайшего опре д еления , следует пони м ать под э тим « заинтересованные страны» или « заинтересованные члены ОС ЖД ».

Рекоменда ц ии распространяются на внегородские международные автомобильные дороги , п р ичем они могут относиться в отдельных ст р ан ах к о всей сети внегородских их следует распространить на следующие дороги :

- на сеть дорог , принят ую в рамках СЭ В а , которая соединяет столицы е в ропейских социалистических стран ;

- на д орожн ую сеть , определенную в разработанном в рамках ЕЭК ОО Н и закл ю ченном 1 5 ноября 1 975 г . « Европе й ск ом соглашении о м еж дународных автомагистралях » ( СМА ), если европе й ские члены ОС Ж Д подписали это соглашение или признают эту сеть в качестве меж д ун ародной ;

- другие дороги , которые используются в настоящее врем я или предпо л агается их использовать в будущем для м еж дунар одного сообщения ме ж ду отдельными странами на основе взаимного согласования между членами ОС Ж Д ;

- прочие дороги важного транспортного значения , соответственно дорожным категориям , установленным в отдельных ст р анах ч ленов ОСЖД .

При м ечани е : Рекомендации по прог н озир ован ию интенсивност и д в иж ения по автомобильным дорогам и зложены в памятке А ВТ Р - 1 02/1 .

1 . Основные положения

1.1 . Цель учет а интенсивности движения

Ц елью учета интенси в ности движения является сбор данных , необходи м ых для сравнения вариантов проектных р еш ений при реконструкции существующих автомобильных до р ог и строительстве новых автомобильных до р ог , п р едназначенны х для международного сообщения м ежд у е вр опей ским и социалистическим и странами и их эксплуатации .

1.2 . Про веде ние учет а д вижен ия и обобщение результатов

Международный учет д в ижения рекомендуется проводить чере з кажды е пять лет , как правило , в пятый и десятый г оды к аждого десятилетия , придерживаясь реко м ендаций соответству ю щих ме ж дународных организаций в э том отношени и .

Учет движения на внутре н ней го с ударственной сети стран следует проводить одновременно с учетом дви ж ения на ме ж дународных дорогах . Если какая - либо из заинтересованных стран не м ожет выполнить это условие реко м ендации , то при обобще н ии результатов общегосударс т ве нного учета д виже ни я следует позаботиться о том , чтобы было обеспечено наличие достаточ н о подробных данных о движении и переучет их на год п р оведения учета международного движения .

Ж елательн о , чтобы результаты национальной обработк и учета дви ж ения были направлены стра н ам - участ ниц ам проведения учета до конца следующего года после проведения уче т а д в ижения .

На основе э тих результатов в течение второго года после про в едения учета движения выполняется их обобщение н а м еж дународном уро в не и до конца этого года обоб щ енный м атериал направляется членам О СЖД , участвующи м в учете дв иж ения . Обобщение всех результатов учета н а международном уровне производится одни м или нескольки м и члена м и О СЖД , которые должны быть выбраны .

1 .3 . Виды учета интенсивности дв и жения

1 .3.1 . Поперечный учет интенсивности дви ж ения для определения тех транспортных средств , которые дви ж утся в одном и ли обоих направлениях на определенном пункте дороги .

1 .3.2 . Учет движе н ия транспортных потоков для определения отправной точки , цели , интен с ивности , а также прочих характеристик потоков движения .

2 . Учет интенсивности движения (поперечный учет)

2. 1 . Мето д ика проведени я учета

Поперечный учет дви ж ения на доро ж ной сети , выделенно й для этой цели , следует проводить по одной из следующих методик :

2. 1 .1 . Просто й выборочный учет транспортных средств не менее 1 4 дне й в году с равномерным распределением проведения учета с продол ж ительностью м ини мум 16 часов в день .

2. 1 .2 . С т атистически к онтролируемый выбороч ный способ учета .

2. 1 .3 . Объединен н ый метод учета интенсивно с ти движ ения с использован и ем данных простого выборочного метода учета и постоянного учета автоматическими счетчиками .

2. 1 .4 . При определении движения на пограничных пунктах следует применять следующие методики :

Оценка статистических данных , полученных различными органам и ( как , например , пограничными или таможенными органами ) на пограничных пу н ктах .

Проведение учета интенсивности движения соответст в енно п . п . 2.1.1, 2.1.2 или 2.1.3 в непосредственной близости погранпу нк тов , где движение практически исключительно международное .

Примечани я :

- целесообразно проводить учет транспортных средс т в раздельно по направлениям движения .

- допол н ительный учет , проводимый в ночные часы , члены О СЖД могут проводить по своему усмотрению .

- на отдел ьн ых учетных пунктах размещен н ых на до р огах , используемых для м е ждународного движения , це л есообразно проводить и отдельны й учет иностранных транспортных средст в .

2.2 . Разме щ ение пунктов учета движения

Дорожную сеть следует разбивать на участки ( участки учета движения ) так , чтобы поперечный учет движения на данном учетном пункте давал соответ ст вующ ее отражение дв ижения на этом участке дороги . Границы участков движения следует уста н авливать там , где изменение интенсивности дви ж ения ( подъездные дороги , перекрестки , границы населенных пунктов и т . д .) . На каждом участке учета движения должен быть один учетный пункт .

2.3 . Виды и гр у ппы транспортных средств

Для обеспечения возможности проведения сравнения результатов учета движения рекомендуется классифицировать транспортные средства по следующим видам и группам :

2.3. 1 . Мотоциклы , мо п еды .

Мотоциклы без колясок и с колясками , мотороллеры .

2.3.2 . Легковые автомобили .

Легковые автомобили ( с прицепом или без прицепа ); микроавтобусы , грузовые автомобили на базе м и кр оавтобусов , используемы е для п е ревозки грузов и пассажиров ; легковые автомобили типа пикап .

2.3.3 . Грузовые автомобили

2.3.3. 1 . Грузовики грузоподъемностью до 3 тонн с прицепом ил и без прицепа .

2.3.3.2 . Тракторы без прицепов и с прицепами .

2.3.3.3 . Грузовые автомобили грузоподъемностью более 3 тонн без прицепа .

2.3.3.4 . Грузовые автомобили грузоподъемностью более 3 тонн с прицепом , седельные тягачи , автомобили с одним или двумя прицепами , специальные грузовики .

2.3.4 . Автобусы с прицепами или без прицепо в

2.3.5 . Велосипеды .

2.3.6 . Повозки

П римечания :

- Группы транспортных средств , перечисленные в п . п . 2.3.1 - 2.3.4 в целях возможности проведения международного сравнения получают общее название « автотранспортные средства ».

- Группы транспортных средств 2.3.3.1 и 2.3.3.2 могут считаться одной группой .

- В связи с различной структурой парка грузовых автомобилей стран допускается изме н ение принятой грузоподъемнос т и грузовых автомобилей (3 т в пределах от 2,5 до 3,5 т ), при разграничении видов , приведенных в п . п . 2.3.3.3 и 2.3.3.4.

2.4 . К оэффициенты пр и ведения транспортных с редс тв к единице легкового а в томобиля

Для обеспечения возмо ж ности п ри ведения сравнения результатов поперечного учета движения , проводимого на дорогах ме ж дунар одного значения , следует пользоваться следующими коэффициентами приведения :

2.4. 1 . Мот о циклы                                                                                   0,5 ед . л ег . а вт .

2.4.2 . Легковые авто м обили                                                                 1 ,0 ед . л ег . а вт .

2.4.3 . Грузовые автомоби л и , указанные в п . п . 2.3.3.1 , 2.3.3.2 ,

2.3.3.3                                                                                             2 ,0 ед . л ег . а вт .

2.4.4 . Грузовые автомобили , указанные в п . 2.3.3.4 .                          3,5 ед . л ег . а вт .

2.4.5 . Автобусы в зависимости от типа автобуса                               2,5 - 3,5 ед . л ег . а вт .

Примечания :

- Влияние продольного уклона дороги на величину коэффиц и ента приведения грузовых автомобилей во внимание не принималось .

- Если допустимая грузоподъемность грузовых автомобилей отличается от значений , приводимых в п . 2.3, то отдельная страна может применять и другие коэффиц и енты приведения . Э то допустимо при условии , что полученные таким путем значения будут сравнимы с результатами , получе н ными по рекомендуемым значениям . При этом сл е дует указывать значение коэф ф ициен тов приведения , отличающихся от рекомендуемых .

- В случае проведения учета интенсивности движения отд е льными странами на дорогах , не имеющих междуна р одного значения , а также если эти результаты использ у ются лишь для отечественных целей , отдельные страны могут применять коэффициенты приведения , выбираемые по собственному усмотрению .

2.5 . Определение про пу скной способности

Для обеспечения возможности проведения сравнения пропускной способности международных дорог следует применять следующий упрощенный м е тод расчета для внегородских участков дорог :

Члены ОСЖД , при определении пропускной способности в собственных целях планирования , могут пользоваться расчетными методами , соответствующими отечественным правилам .

2.5. 1 . И с ходные данные .

При определении пропускной способности участков , где проводится учет , следует исходить из следующих основных значений :

В иды дорог

Допустимая интенсивность движения

но рмальная

макс и мальн.

ед . л ег . а вт. / час

ед . л ег . а вт. / час

Две полосы движения ( в обоих направлениях )

900

1 500

Более чем две полосы движения без разделительной полос ы :

три полосы дви ж ения ( в обоих направлениях )

1 500

2000

четыре полосы движения ( в каждом направлении )

1 500

2000

каждая последующая по л оса ( в каждом напра в лении )

750

1 000

Автострады - скоростные автодо р оги :

2 ´ 2 полосы движени я ( в каждом н аправлении )

2000

3000

к аждая последующая по л оса ( в каждом направлении )

1 200

1 500

Приведенные в таблице значения действительны для таких дорожных участков , условия строитель с тва которых отвечают требованиям документа от ноября 1 975 г . « Европейское согла ш ение о ме ж дународных автомагистраля х» (СМА) . В с лучае иных , отличающихся услови й сооружения, следует при определении пропускной способности п ринимать во в н имание снижающие коэ ф фициенты , что допустимые основные значения величины дви ж ения м н ожатся на следующие коэффициен т ы :

2.5.2 . Сникающие коэффициенты

2.5.2. 1 . Ш и рина проезжей части

Для учета влия н ия ширины проезжей части следует применять следующие снижающие коэффициенты :

Ширина проез ж ей части , ( м)

7,5

7,0

6,5

6,0

5,5

5,0

Двухполосные дороги

1 ,00

0,96

0,93

0,89

0,85

0,8 1

Четырехполосные дороги ( шир и на проез ж ей част и по ка ж дому направлению )

1 ,00

0,98

0,95

0,9 1

-

-

Примечания:

- В случае дорог , используемых для международного движения , к ширине проезжей части обычно по обеим сторонам добавляется или оптическая , или краевая направ л яющая полоса шири н ой 0,50 м .

- Пропускная способность обследованного участка дороги получается как средневзвешенная величина пропускной способности отдельных сопряженных частей участка , отличающ и хся п о ширине проез ж ей части не более чем на 0,50 м .

П ри этом не учитываются участки с шириной проезжей части > 7,50 или < 5,0 0 м .

- Разрешается проведение линейной интерполяции значений , приведенных в таблице .

2.5.2.2 . Расстояние видимости

Для учета влияния расстояния видимости тех участков дороги , где расстояние видимости < 400 м , следует определять в % их протяженность от всей длины участка ; соответственно этому следует применять следующие снижа ю щие коэф ф ициенты :

Часть участка с видимостью < 400 м в %

0

20

40

60

80

Снижающий коэффициент

1 ,00

0,95

0,90

0,80

0,7 0

Примечание :

Этот ко эф фициент учитывает и снижающее влияние участков дороги с кривыми небольшого радиуса .

Разрешается проведение линейной интерполяции значений , приведенных в таблице .

2. 5 .2.3 . Другие снижающие коэф ф ициенты

Боковые препятствия

Н а тех участках дороги , где расстояние от кромки покр ы тия или краевой направляющей полосы до боковы х препятствий ( например , подпорны е стены , здани я и другие строительные соору ж ения , ряды деревьев и т . д .) соста в ляет менее 1 м , следует учитывать следующие с нижающи е коэффициенты :

Ч асть участк а с б ок овыми препятствиями в %

10

1 0 - 30

3 1 - 50

> 5 0

Сниж ающий коэффициент

1 ,00

0,90

0,85

0,80

Продольные уклоны

Продольный уклон участка дороги следует определять как среднев з вешенное значение продольных уклонов отдельных частей участка , имеющих продольный уклон . Влияние продольных уклонов следует учитывать путем применения следующих снижающих коэффициентов :

С редн евзв еш енн ое значение продоль н ых участков в %

2,0

2,0 - 4,0

> 4,0

Д вухп олосные дороги

1 ,00

0,93

0,93

Четырехполосные дороги

1 ,00

0,97

0,93

2.6 . Результаты у чета движения

2.6. 1 . Таблицы результатов учета дви ж ения

Для сравнения результатов поперечн о го учета дви ж ения на международных дорогах необходимо отразить в табличной форме с л едующие данные :

- Номер учетного пункт а.

- Н омер дороги в свое й стране , в международной дорожно й сети .

- С реднесуточная годова я интенсивность движения в год п роведени я учета по группам мотоцик л ов , легковых а в томобилей , грузовых автомобилей и автобусов в ед . лег . а вт ./ сутки , а т акж е состав дви ж ения в % .

- Среднес у точная годовая интенсивность движения в год проведения измерений автотранспортной группы в ед . л ег . а вт ./ сутки .

- Индекс развития движения а в тотранспортн ых средств в год проведен и я учета в % по отношению к результатам п оследне го учета , проведенного на дорогах по уча с тк ам учета .

- Р асчетная часовая интенсив н ость движения в ед . лег . авт ./ час в год проведения учета , достигнутая 50 раз в год .

- П ропускная способность в ед . лег . авт ./ час в соответс тви и с положениями раздела 2.5, при допуст и мой но р мал ьной инте н сивн ости движения ( первый столбец та б лицы , приведенной в разделе 2.5.1 с необходимыми ко э ффициентами, приведенными в разделе 2.5.2 ).

- Сте п ен ь использования пропускной способности до р оги , как отношение р асчетной часовой интенсивности дви ж ения к допус т имой нормальной интенсивности дви ж ени я .

Примечани я :

- Помимо указа н ных выше данных , по возможности , следует привести среднесуточную годовую интенсивность движения для от д ельных групп транспортных средств в рабочие и в ы ходны е дн и отдельно .

- Образец таблицы результатов приводится в п рилож ени и № 1

- Члены ОСЖД при поперечном учете дви же ния на собстве н ных дорогах могут приводить в таблицах результатов и другие данные , характерные для движения на дорогах данной страны , но привод и ть это следует соответственно с о бственным условиям и предписаниям .

2.6.2 . Карты учета движения

О результатах поперечного у чета движен и я , проведенного на дорогах международного значения , следует составлять следующие карты ( в масштабе 1 :1 млн .) :

2.6.2. 1 . Карту , включающую в план размещения учетных пунктов , а та кж е место и номер пунктов . Это служит основой изображения результатов учета .

2.6.2.2 . Карту среднесуточной годовой интенсивности движения автотранспортны х средств , отнесенно й к году п роведения учета в тра н спо ртны х средств / сутки . Результаты изобра ж аются на данной к а рте вдоль дорог п о лосн ыми диаграммами .

2.6.2.3 . Карту степени использования п ропускной способности с пр и ведением данных цифрами по пропускной способности и степени использования , последнюю следует изображать с полосными диагра м мами .

Пр и меч ания :

Же лате льно , чтобы отдельны е члены ОСЖД также состав л яли карты п одобного характера о результатах учета интенсивности движения , проводимого на собственной дорожной сети . Члены ОСЖД м огут приводить на э тих картах и прочие результаты проводимого ими учета движения .

3 . Учет движения транспортных потоков

При про е ктировании дорожной сети , а особенно при изучении , предшествующем строительству новых автострад и магистральных дорог , возникает необходимость в данных , касающихся размера и направления движения потоков . Ввиду этого в странах с л едует проводить учет движения потоков, как на ме ж дународно м , так и на отечественном уровне .

3. 1 . Учет д в ижения т р ан спортны х потоков на ме ждун ар одном уровн е

3. 1 .1 . М етод проведения учета движе н ия потоков

Учет движения потоков , касающ и йся дорог международного значения , следует проводить в координации с поперечным учетом движения и при этом на пограничных пунктах .

Учет движения потоков можно проводить путем заполнения опросных листов , где вопросы приведения на нескольких языках ( например , смотри приложения 2, 3 и 4).

П одлеж ащие определению дан н ые , указанные в разделе 3.1.3 , члены ОСЖД могут получить и путем оценки статистических учетов , проведенных д р угими органами ( напри м ер , пограничными или тамо ж енными органами ).

3. 1 .2 . Время проведения учета движения потоков

У чет движ е ния потоков следует проводить в течение трех суток июля и трех суток авгус т а . В указанные месяцы о н дол ж ен пров о диться в один из рабочих дней недели и в течение д вух суток в конце той же недели . В качестве рабочего дня могут использоваться вторник , сред а или четверг , а в качестве двух суток в конце недели - суббота и воскресенье .

3. 1 .3 . Вопросы , задаваемые пересекающим границу

Для сбора данных , сравнимых в м е жд ун ародн ом масштабе о связанном с пересечением границы движения , следует определять следующие данные :

- ви д трансп о ртно го средства ;

- страна , где производилась паспортизация данного транспортного средства ;

- обоснование поездки ;

- количество пассажиров данного транспортного средства ( вместе с водителем );

- общая продолжительность данной поездки ;

- страна отправления ;

- страны или маршруты , затрагиваемые во время поездки ;

- наиболее у да ленная цель поездки ( страна , город );

- количество ночей , про в еденн ых в стране , производящей учет движения .

П рим ечания :

- О дной поездкой считается поездка , проделываемая до возвращения в страну отправлен и я , независимо от того , по той же дороге или ж е по д р угой дороге возвращаются в страну отправления .

- В тех погра нпу нк тах , где обе соседние страны принимают участие в проведении учета по ОСЖД , учетные органы дают опросные листы н а заполнен и е лишь выезжающи м .

- В тех погранп унк тах , где сосед н яя страна ( например , не социалистическая страна ) не принимает участия в проведении учета , опросные листы следует заполнять как в ы езжающими , так и въезжающими . В этом случае , в целях избе ж ания недоразумени й , следует пользоваться отметка м и различного цвета .

- Страной отправления считается та страна , где была начата поездка ( в большинстве случаев это совпадает со с т раной паспортизации данного транспортного ср е дства ).

- Наибол е е удаленной целью поездки следует считать ту страну , которая во время поездки на и более удалена от ст р аны отправления .

3. 1 .4 . Результаты учета движения потоков

В целях согласованного р азви ти я дорог международного значения результаты учета следует п р иводить в виде таблицы и граф и ческих изображен и й . Сопоставление резуль т ат ов может производ и ться как на отечественном у ровне , так и совместно для за и нтересованн ых членов ОСЖД .

3. 1 .4.1 . Таблицы результатов

В табл и цах следует привод и ть следующие результат ы :

- Движение , связан н ое с пересечением границы на отдельных погранпунктах и пограничных участках ( отдельно по странам ), по видам транспортных средств ( наприм ер , легковой автомобиль , грузовой автомобиль , автобус и т . д .) и по виду дви ж ения ( отправное , целевое и транзитное дви ж ение ) с указани е м среднего значения в рабочие и выход н ые дни ( как отдельно для июля и августа , так и вм е сте для обоих месяце в );

- Матрица дви ж ения потоков ( п о странам , отдельно для июля и августа );

- Движение по странам паспортизации транспортного средств а ;

- Среднее количество лиц в транспортных средствах по видам автомобил е й ;

- Средняя продолжительность поездки и ее распределение ;

- К оличество стран , затрагиваемых в о время поездки ;

- Среднее кол и чество ночей , проведенных в стране , выполняю щ ей подсчет .

При м ечания :

- Изложенное выше служит в качестве принц ипи аль ной установки . Кроме этого , в целях обеспечения возможности использован и я результатов и в отечественном масштабе , н а при мер , в отношении дви ж ения грузовых автомобилей , м ожет производиться анализ и других вопро с ов .

- Последние 5 результатов необ х одимо дать только для обоих месяцев вместе .

- Перед проведением очередного учета потоков страны , прин и мающие участие в проведении учета , должны согласовывать свои точк и зрения .

3. 1 .4.2 . Графическое из о бражение

- Изображение н а карте движения потоков , связанных с пересечением гра н ицы .

- Графическое изображение размера , рас п ределения , характера движения потоков между странами .

Примечания :

Указанные в п . 3.1.4.1 примечания касаются и данного пункта .

3 .2 . Учет движения транспортных потоков в отечественном масш табе

3 .2.1 . Метод проведения учета движения потоков

Сбор основны х данных может происходить следующим образом :

- с помо щ ью рассылаемых и присылаемых по почте о просных листов ;

- опросом в ж илище ;

- на основе опроса организаций , эксплуатирующих транспортные средства ;

- опросом , производимым путем остановки транспортного средства ;

- с помощью рассылки опросных листов организациями , занимающим и ся проведением техос мо тра транспортных средст в ;

- путем считывания номерного знака .

Примеча н ие :

Для членов ОСЖД в настоящее время невозможно дать р екомендации , касающиеся разработки единой методики проведения учета .

3.2.2 . Сроки проведения учета движения потоков

Учет движения потоков целесообразно проводить в зависимости от потребности и цели .

3.2.3 . Вопросы , задаваемые сооб щи телю данных

3.2.3. 1 . Вопросы , к асающи еся транспортного средства :

- в ид тра н сп ортного средства ( мотоцикл , легковой автомобиль , грузовой а втомобиль , автобус );

- Б азовый п ункт ( город , село );

- Годовой пробег ( авт . к м / год );

3.2.3.2 . Вопросы , связанные с поездками :

- Дата поездки ;

- Место начала поездки ( населенный пункт );

- Про й денный путь ( км );

- О боснование поездки ( служебная , личная );

- Коли ч ество лиц в легковых автомобилях ( вместе с водителем ).

Примечание :

Необходимо следить за точным определением понятия « поездка » и за ясностью объяснения этого понятия на опросном листе . Обычно , под по е здкой подразумевается перемещение транспортного с р едства от отправного пункта до цели поездки . Обратный путь считается отдельной поездкой ( в отличие от определения , принятого при меж д ународном учете дви же ния потоков ).

3.2.4 . Результаты учета движения потоков

3.2.4. 1 . Матриц ы движения потоков

Э ти матрицы дол ж ны о тражать движение за исследуемы й пер и од времени в разбивке по видам транспортных средств и подробностью , зависящей о т данног о обследования ( например , из населенного пункта в населенный пункт или из одной области в другую ).

Обычно , достаточной является р азбивка на транспортные средства , служащие для перевозки пассажиров и н а грузовые транспортные средства .

Матрицу д в ижения потоков пассажирских транспортных средств целесообразно задавать отдельно в рабочие и выходные дни .

3.2.4.2 . Информации второ с тепенного характера

Могут рекомендоваться следующие результаты :

- средний годовой пробег ;

- среднее значение и распределение дальности поездки ;

- распределение по обоснованиям поездок ;

- среднее количество лиц в легковых автомобилях .

Перечисленные выше данные целесообразно приводить в разбивке по видам транспортных средств , по дальности поездок , или ж е по обоснованиям поездок .

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основные положения . 1

2. Учет интенсивности движения (поперечный учет) 2

3. Учет движения транспортных потоков . 6