АВТ Р-107/1 Рекомендации по расчету экономической эффективности капитальных вложений в дорожном строительстве. Методы определения эксплуатационных затрат автомобилей
ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
1 и здание Разработано совещани е м X I Комис с ии с 21 по 28 мая 1 979 г. в г . Суздале Дата в с тупления в с илу: 3 июля 1 979 г. Прим е чание : |
АВТ |
РЕКОМЕНДАЦИИ
по расчет у эк он омической эффективно ст и
капитальн ых вложений в дорожном строительстве
Методы определения эксплуатационных затрат автомобилей
1 . Данный р азде л сод е ржит пр и нципы и расчетные значения , лежащие в ос н ов е оценки эк сплу атаци онны х за трат а в томобилей .
Кап и таль ные в лож ения , н ап равл енные н а улучш е ние услов ий движе н ия по дорожной сет и , пр и водят к сниж ению э ксплу атационных затрат а в то моби лей .
Полученн ы й экон о мически й эффект д олжен быть учтен при о ценке экономическо й э фф ективности к апит альных влож ени й в дорож н ом с т роит ельст ве
2 . Эк с плу атационны е з а тра ты автомобилей вклю чают в с е бя :
- п е рем енны е затраты , зависящи е от пройденного расст о яни я и услов и й движения ( затраты н а горюч е - смазо чные м а териалы , шин ы , содер ж ание и ремонт , а м ортизацию ), с т оимость / авто м . ´ км ;
- по с тоя нные затраты , не зав и сящие от велич и ны про бега ( н акла дные расходы , з а работная плата во ди телей и их ко манди ров очные расход ы ), с т оим ость / авто м . ´ км.
3 . При расче т е экспл у атацио нн ых затрат автомоб и лей необхо димо учитывать вл и яние следующих факторо в :
- структуру дви же ния ;
- усло в ия эксплуа т аци и авт о мобилей , зависящие от типа и тех н ического состояния дорожных покрытий ;
- г еом етри чески х характеристик дорог (ш и рина проезже й час ти и кар м анов , ра ди усы кривых, уклоны, рассто я ния видимости);
- и нт енсивн ости д в ижени я и сред ней скорости дв и жен ия ;
- продол ж ительности остановок на пересечения х дорог и ж ел е зн одорожных п ерее з дов .
4 . П ри определе нии э к сплу атаци онны х затрат автомобиле й , доро ж ная сет ь и ли дорога разбивается на о дн ород ные у частки по тех н ически м кр и те ри ям и средней годовой суточн ой ин те нсивности движения .
Общ и е э к спл уатаци онные затр а ты авто м обиле й представляют собо й с умму затрат , ра с считанн ых для каждого участка в отдельнос т и .
5 . Го довы е эк спл уатаци онны е затраты авто м обилей для кон к ретного дорожного участка рассч и тывают ся по формул е
( 1 )
где :
L - длина дорожного участ к а в км ;
Ni - годовая средняя суточная интенсивность движе н ия автомоб ил ей ка тегории i на у ровне р а счетного год а , ( выра ж ается в а в т . / 24 ч)
К ui - средние норм и рованные переменные затраты ( за ви сящие от п робега ) для автомоб и лей к а тег ории « i », установл е нные для движения по дорогам выс ш ей тех ни ческой ка тегории с по к ры тиями хоро шег о состояния , в усло в ия х рав нинн ог о ре ль ефа местности и движени я без пре пя тстви й , стоимость / автом . ´ км ;
C i - коэффициен т , учитыва ю щи й влияние реальных усло вий движения по соответствующему участку дороги ( геометр и ческие хар ак теристик и д о роги , в и д и состоя н ие дорог и , средняя скорость дв и жени я );
v i - сред н яя скоро с ть д в иж ения автомобилей к атегории « i » на соответству ю щем доро жно м участке , км/ч;
К fi - постоянны е ср е дние но рми рованны е затраты для автомобилей кат е гории « i », стои м ость / а в т . ´ ч ;
К si - с р едние затраты , связанные с простоями автомобиле й н а п ересечени ях дорог , на ж . д . переездах , на пе ре ходах ч е ре з ре ки и т . п. для автомоб и лей категории « i » на соо тветствующем уча ст ке дорог и , ст оим ост ь / авт .
Рас ч етные значен и я в ф ормуле ( 1) о п реде ляются каждой страной в зависимо с ти от ха р актеристик соб ств енного авто м обильн ого парка , с п ецифичес ких эксплуатац и онных услов и й и способа учета затрат по перевозкам .
Для обес п ечения сопост ав имости ре з ультатов расчетов эксплуатационных затрат а в томоби ле й при установлении з н ачений рас четны х параметро в рекомендуется собл ю дать следующи е т ребовани я :
группировка автомобилей про и зводится по категория м и видам на основе переп и сей дви ж ения , однако , не следует допускать большую дифф еренци аци ю структуры движения .
Воз мож но проведение расчетов с использованием общего чис л а а в томобилей ( без разб ивки по категориям ) или понятия « приведенный автомобиль ».
Ср е дняя скорость движения v i о пределяется как средневз в ешенная величина для дорожного участка длиной L в зав ис имости от :
- категори и дороги ;
- геометр и ческих характеристи к дорог ;
- типа и состоя н ия доро ж ного покрытия ;
- ограничения скорости при проезде населенны х пунктов ;
- интенсивности и структуры дви ж ения .
Нормированные переменные затраты К ui рассчитываются категориям автомобилей по формуле ( 2 ):
( 2 )
где :
К1 j - нормированные затраты по расходу горючего ;
К2 j - н ормиро ванны е затраты по расходу сма зоч ных мате риалов ;
К3 j - н ормированные затраты по расходу ш ин ;
К4 j - норм и рованные затраты по содержанию и текущим ремо н там а в томоби лей ;
К5 j - нор ми рованные затраты по амортизации .
Но р мированные переменны е з ат раты о пределя ются как характерные з н ач ения для о пре деле нной категор ии а в томобиля при по мощи одно й и з ниж еук азанны х метод и к :
- как средневзвеш е нн ое , с учето м структуры автомобильного парка , но рми ро ванны х пере ме нны х зат р ат для кажд ог о типа автомобиля , входящ е го в состав с оотв етств ующей категории ;
- путем выбора характерного авто мо биля ( с удельным в есом и характер и стиками ) для соотв е тствующе й категории а в томобилей и п рин ятием значен и й норм и рованных пер еменны х затрат э того авт о мобиля в к ачес тв е сред них для всей кат е гории .
К оэ фф ици ент С i долж е н учитывать о сн овные факторы , приводящие к из ме не нию вел и чины реальных пере менны х затрат по отношению к нор м ированн ым затратам , а име нн о : гео м ет ричес кие характеристик и д о роги ( кривы е , уклоны ) и техн иче ск ое состояни е дорог и , средняя скорость д виж ения .
Д ля одно й категор ии автомоб и ле й , данный к оэ ффици ент о пределяет ся при по м ощи формулы ( 3)
C = 1 + q 1 + q 2 + q 3 , ( 3)
где :
q 1 - увелич е ние реальных переменных расходов по отноше нию к н ормирова н ным расходам , вследствие влияния ук л он ов дороги ;
q 2 - то ж е , вследств и е влияния кривых с малым и радиу сами ;
q 3 - то же , вследствие влияния ти п а и технического состоян и я дороги .
Ко э ффи циенты q зависят от средней скорост и д в иж ения . Они определяются при помощ и таблиц или график ов , учи т ыв ающих структу р у и характеристи ки автомоб и льного парка к аж дой страны*) .
*) В приложении 1 , 2, 3 даются ориентировочные графики для определения к оэф фициентов.
Для расчета коэффициент а по формуле ( 3) применяют с я значения с р едневзвешенных коэ ф фициентов q 1 , q 2 и q 3 н а данном участке дороги .
Так как вл и яни е реальных условий движения на эксплуат а цион ные переменные затраты автомобилей мо ж ет быть пр и равнено увелич е нию длины дороги , коэффициент С м ожно с ч итать и к оэфф ициен том пр е образования реальной длины дорог и L на приведенную длину дороги в хороших (нормальных ) у с ловиях движения , которая определяется по формуле ( 4 ).
Lv = CL . ( 4)
В случае , когда неизвестны в достаточной мер е геометри ческие и экс п луатационные характеристики дорог или когда желательно упростить расчеты , коэффициент ы могут б ыть определены в зав и симости от средних характ е ристик участков дорог , определяющих техничес к ую кат егори ю дороги , тип и техническое состояние дорожных покрыт и й , услов и я рельеф а .
Нормированные постоянные затраты К fi в ычисляются по категориям автомобилей по формуле ( 5):
К fi = К ci + К ri , ( 5) .
где:
К ci - часовой заработок водител и ( включая различные надбавки к зарплате и командировочные затраты );
К ri - нормированные накла д ные затра ты / а в т . ´ ч .
Затраты по про с тою автомобиле й К si определяются по категориям автомобилей при помощи формулы ( 6 ) :
К si = ti · К fi , ( 6 )
где :
ti - общее время простоя , связанное с прохо жд ением участка дороги длиной L , для автомобиля ка т егории i .
В случае расчета эксплуатационных затрат автомобилей по и сследуемой с е ти дорог , связанной с кап и тальными вл ож ениями , или в случае сравне н ия вариантов различной длины , в затраты по прост о ю автомобилей можно включить и соответствующие затраты по п огрузочно - разгрузоч ным работам .
Примерная диаграмма № 1
Увеличение действительных переменных рас х одов по отношению к нормирован н ым расходам в зависимости от влиян и я уклонов дороги и типа автомобилей .
Обозначения :
1 . Грузовые автомобили дизельные грузоподъемностью 1 0 т .
2 . Грузовые автомобили на бензине грузоподъемностью 5 т .
3 . Легковые автомобили .
Примерная диаграмма № 2
Увеличе н ие дейс т вительных переменных расходов по отношению к нормированным расходам в зависимост и о т влияния кривых малых ра диусов .
Примерная диаграмма № 3
Увеличение действительных переменны х расходов по отношению к нормированным расходам в зависимости от влияния типа и технического состояния дороги .
Обозначения :
1 . Асфальтобетонное или ц ементобетонн ое покрытие в хорошем состоянии с неровной поверхностью .
2 . Щебеночное покрытие , пропитанное битумом или с поверхностной обработкой .
3 . Каменное покрытие в хорошем состоянии .
4 . Гравийное покрытие в хорошем состоя н ии .
5 . Гравийное покрытие в среднем состоянии .
6 . Гравийное покрыти е в плохом состоянии .
7 . Грунтовая дорога в среднем состоянии .
Примечание :
Покрытие для сравнения : асфальтобетонное или цементобетонное покрытие в хорошем состоянии с ровной поверхность ю , на прямом участке дороги и при нулевом уклоне .
СОДЕРЖАНИЕ
Методы определения эксплуатационных затрат автомобилей . 1 Примерная диаграмма № 1 . 3 Примерная диаграмма № 2 . 4 Примерная диаграмма № 3 . 5 |