ГОСТ 4.494-94 СПКП. Шины для внедорожных карьерных автомобилей, тракторов, строительных, дорожных, подъемно-транспортных, рудничных и сельскохозяйственных машин. Номенклатура показателей
ГОСТ 4.494-94
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
ШИНЫ ДЛЯ ВНЕДОРОЖНЫХ
КАРЬЕРНЫХ
АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАКТОРОВ,
СТРОИТЕЛЬНЫХ, ДОРОЖНЫХ,
ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ
РУДНИЧНЫХ
И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН
НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СОВЕТ
ПО СТАНДАРТАМ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
Минск
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским институтом крупногабаритных шин (НИИКГШ).
ВНЕСЕН Государственным комитетом Украины по стандартизации, метрологии и сертификации.
2. ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 6 от 21.10.94).
За принятие проголосовали:
Наименование государства |
Наименование национального органа стандартизации |
Азербайджанская Республика |
Азгосстандарт |
Республика Армения |
Армгосстандарт |
Республика Белоруссия |
Белстандарт |
Республика Грузия |
Грузстандарт |
Республика Казахстан |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизская Республика |
Киргизстандарт |
Республика Молдова |
Молдовастандарт |
Российская Федерация |
Госстандарт России |
Республика Узбекистан |
Узгосстандарт |
Украина |
Госстандарт Украины |
3. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 4 сентября 1996 г. № 560 межгосударственный стандарт ГОСТ 4.494-94 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 1997 г.
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
ГОСТ 4.494-94
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Система показателей качества продукции
ШИНЫ
ДЛЯ ВНЕДОРОЖНЫХ КАРЬЕРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ,
ТРАКТОРОВ, СТРОИТЕЛЬНЫХ, ДОРОЖНЫХ,
ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ, РУДНИЧНЫХ
И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН
Номенклатура показателей
Product-quality index system. Tyres for of the road trucks, tractors, building, road, loading, mining and agricultural machinery. Nomenclature of indices
Дата введения 1997-01-01
Настоящий стандарт устанавливает номенклатуру показателей качества шин для внедорожных карьерных автомобилей, тракторов, строительных, дорожных, подъемно-транспортных, рудничных и сельскохозяйственных машин.
Стандарт определяет показатели, которые используют в технической документации, включая нормативную. В этих же документах устанавливают количественные значения показателей.
Установленные стандартом показатели качества шин используют при разработке и постановке продукции на производство, при оценке технического уровня и качества шин, их конкурентоспособности и сертификации.
1. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА
1.1. Номенклатура показателей качества, обозначения показателей и характеризуемые ими свойства приведены в таблице 1 .
1.2. Алфавитный перечень показателей качества приведен в приложении 1 .
Пояснения к показателям и их определениям приведены в приложении 2. Эти показатели в таблице 1 обозначены ссылками 1 - 10.
Таблица 1
Наименование показателя качества |
Обозначение показателя качества |
Наименование характеризуемого свойства |
1 . ПОКАЗАТЕЛИ НАЗНАЧЕНИЯ1) |
||
1.1 . Ko нструктивные показатели |
|
|
1.1.1 . Наружный диаметр новой шины, мм |
D |
Соответствие размерам транспортного средства, скоростные свойства |
1.1.2 . Наружный диаметр шины, максимальный в эксплуатации, мм |
- |
Соответствие размерам транспортного средства, скоростные свойства |
1.1.3 . Ширина профиля новой шины, мм |
S |
То же |
1.1.4 . Ширина профиля шины, максимальная в эксплуатации, мм |
- |
« |
1.1.5 . Ширина профиля шины под нагрузкой, мм |
Sн |
« |
1.1.6 . Масса шины, кг |
М |
Материалоемкость, скоростные свойства, топливная экономичность |
1.1.7 . Статический радиус шины, мм |
R ст |
Соответствие размерам транспортного средства, скоростные свойства |
1.1.8 . Динамический радиус шины, мм |
r д |
То же |
1.1.9 . Радиус качения шины, мм |
r к |
« |
1.2 . Показатели функциональные и технической эффективности |
|
|
1.2.1 . Нагрузка н a шину, максимальная допускаемая, кг |
Q |
Грузоподъемность |
1.2.2 . Нагрузка на шину средняя, кг |
- |
То же |
1.2.3 . Скорость максимальная, м/с (км/ч) |
V |
Скоростные свойства |
1.2.4 . Скорость средняя эксплуатационная, м/с (км/ч) |
- |
То же |
1.2.5 . Внутреннее давление в шине, соответствующее нормальной нагрузке на шину, МПа |
Р |
Работоспособность, безопасность |
1.2.6 . Расстояние транспортирования груза (плечо перевозки), км |
l |
То же |
1.2.7 . Контурная площадь контакта, м2 |
F к |
Взаимодействие с опорной поверхностью |
1.2.8 . Площадь контакта по выступам рисунка протектора, м2 |
F в |
То же |
1.2.9 . Нормальный прогиб шины, мм |
h |
Работоспособность |
1.2.10 . Коэффициент сопротивления качению шины2) |
f |
Топливная экономичность |
1.2.11 . Коэффициент угловой жесткости шины |
С 0 |
Управляемость |
1.2.12 . Коэффициент статической нормальной жесткости, кН/м*3) |
С z ст |
Плавность хода |
1.2.13 . Коэффициент динамической жесткости, кН/м3 |
С z дин |
То же |
1.2.14 . Коэффициент тангенциальной эластичности шины, 1/Н |
l |
Скоростные свойства, топливная экономичность |
1.2.15 . Коэффициент нормального демпфирования шины3) |
К z |
Плавность хода, топливная экономичность |
1.2.16 . Коэффициент нагруженности шины, кг/мм2 4) |
К |
Уровень нагруженности |
1.2.17 . Коэффициент запаса прочности нитей корда4) |
n к |
Прочность шины |
1.2.18 . Коэффициент запаса прочности бортовой проволоки4) |
n б |
То же |
1.2.19 . Коэффициент запаса прочности связи корд-резина4) |
n с |
« |
1.2.20 . Сосредоточенная разрушающая нагрузка, кН4) |
Q разр. |
Прочность каркаса и брекера |
1.2.21 . Работа разрушения при воздействии сосредоточенной нормальной нагрузки, кН/м4) |
А разр. |
Прочность каркаса и брекера |
1.2.22 Разрушающее внутреннее давление, МПа4) |
Р разр. |
Прочность основных элементов шины |
1.2.23 . Ресурс шины при стендовых испытаниях, км4) |
- |
Общая работоспособность шины |
1.2.24 Ресурс борта шины при стендовых испытаниях, км4) |
- |
Усталостная прочность борта |
1.2.25 . Максимальная эксплуатационная производительность шины, Т × км/ч |
Q × V |
Работоспособность шины |
1.2.26 . Температура внешней среды при эксплуатации, ° С5) |
- |
Температурный диапазон работоспособности шины |
2 . ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ |
||
2.1 . Показатели сохраняемости |
- |
Сохраняемость |
2.1.1 . Средний срок сохраняемости ( ГОСТ 27.002 ), мес., год |
|
|
2.2 . Показатели долговечности |
|
|
2.2.1 . Средний ресурс ( ГОСТ 27.002 ), км, ч6) |
Т ср. |
Долговечность |
2.2.2 . Гамма-процентный ресурс ( ГОСТ 27.002 ), ч |
Т g |
То же |
2.2.3 . Средний срок службы ( ГОСТ 27.002 ), мес., год |
- |
» |
2.2.4 . Интенсивность износа протектора, мм/1000 км, мм/100 ч |
i |
» |
2.2.5 . Физико-механические показатели шины 7) |
- |
» |
2.3 . Показатели ремонтопригодности8) |
|
|
2.3.1 . Коэффициент отбора шин на восстановительный ремонт |
K 0 |
Ремонтопригодность |
2.3.2 . Коэффициент пригодности шин к восстановительному ремонту |
К 1 |
Ремонтопригодность |
2.3.3 . Относительный послеремонтный ресурс, км × ч |
К 2 |
Ремонтопригодность и долговечность |
3 . ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ |
||
3.1 . Трудоемкость монтажно-демонтажных работ, чел × ч |
- |
Соответствие конструкции силовым возможностям человека |
4 . ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ |
||
4.1 . Показатели внешнего вида9) |
- |
Внешний вид, совершенство производственного исполнения |
5 . ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ |
||
5.1 . Удельная материалоемкость |
М уд |
Расход материальных ресурсов |
6 . ПОКАЗАТЕЛИ СТАНДАРТИЗАЦИИ И УНИФИКАЦИИ |
||
6.1 . Коэффициент стандартизации деталей, % |
- |
- |
6.2 . Коэффициент унификации деталей, % |
- |
- |
7 . ПАТЕНТНО-ПРАВОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ1010) |
||
7.1 . Показатель патентной защиты |
П з |
- |
7.2 . Показатель патентной чистоты |
П ч |
- |
8 . ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ |
||
8.1 . Среднее давление шины по выступам рисунка протектора, МПа |
Р в |
Агротехнические свойства |
8.2 . Среднее давление шины в контакте, МПа |
Р к |
Агротехнические свойства |
9 . ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ |
||
9.1 . Коэффициент продольного сцепления шины |
j |
Скоростные свойства, управляемость |
9.2 . Коэффициент бокового сцепления шины |
j у |
Управляемость, устойчивость |
9.3 . Коэффициент сопротивления боковому уводу, кг/град |
К у |
Управляемость, устойчивость транспортного средства, топливная экономичность |
9.4 . Сопротивление проворачиванию шины на ободе, кН × м |
М пр |
Прочность посадки на обод |
9.5 . Сопротивление сдвигу борта бескамерной шины с полки обода |
Р сдв |
То же |
9.6 . Герметичность камеры или бескамерной шины |
- |
Безопасность, долговечность |
9.7 Монтажное давление в шине, МПа |
- |
Безопасность |
2. КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ ШИН
2.1. Показатели качества, установленные настоящим стандартом, распространяются на следующие классификационные группировки шин:
1) шины для внедорожных карьерных автомобилей;
2) шины для строительных, дорожных, подъемно-транспортных и рудничных машин;
3) шины для тракторов и сельскохозяйственных машин.
3. ПРИМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ШИН
3.1. Перечень основных показателей качества:
- наружный диаметр шины (новой, максимальный в эксплуатации) ( 1.1.1, 1.1.2);
- ширина профиля шины (новой, максимальная в эксплуатации) ( 1.1.3, 1.1.4);
- масса шины ( 1.1.6);
- нагрузка на шину максимальная допускаемая ( 1.2.1);
- скорость максимальная ( 1.2.3);
- внутреннее давление в шине, соответствующее нормальной нагрузке на шину ( 1.2.5).
3.2. Применение показателей качества для различных классификационных группировок приведено в таблице 2 . Нумерация групп дана по разделу 2 .
Применение показателей качества шин для внедорожных карьерных автомобилей, тракторов, строительных, дорожных, подъемно-транспортных, рудничных и сельскохозяйственных машин, включаемых в исходные требования заказчика (ИТ), прилагаемые к заявке на разработку и освоение продукции, в техническое задание (ТЗ), в стандарты на продукцию (ДСТ, ГОСТ), в технические условия на продукцию (ТУ), в карту технического уровня и качества продукции (КУ), в пояснительную записку (ПЗ), в программы и методики испытаний (ПМ), обозначено знаками:
«+» - показатель применяется;
« ±» - показатель применяется по усмотрению разработчика;
«-» - показатель не применяется.
3.3. Стандарт не препятствует расширению показателей качества шин.
Таблица 2
Номер показателя по табл. 1 |
Классификационные группировки шин |
Область применения показателя качества |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
ИТ |
ТЗ |
ДСТУ, ГОСТ |
ТУ |
КУ |
ПЗ |
ПМ |
||
1.1.1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
1.1.2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
1.1.3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
1.1.4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
1.1.5 |
- |
± |
- |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
|
1.1.6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
1.1.7 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
1.1.8 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
1.1.9 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
1.2.1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
1.2.2 |
± |
- |
- |
± |
± |
- |
- |
- |
± |
± |
|
1.2.3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
1.2.4 |
± |
- |
- |
± |
± |
- |
- |
- |
± |
± |
|
1.2.5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
1.2.6 |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
1.2.7 |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
|
1.2.8 |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
|
1.2.9 |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
|
1.2.10 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
1.2.11 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
1.2.12 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
1.2.13 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
1.2.14 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
1.2.15 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
1.2.16 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
- |
|
1.2.17 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
1.2.18 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
1.2.19 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
1.2.20 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
1.2.21 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- . |
± |
± |
|
1.2.22 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
1.2.23 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
|
1.2.24 |
- |
- |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
1.2.25 |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
1.2.26 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
2.1.1 |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
|
2.2.1 |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
|
2.2.2 |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
|
2.2.3 |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
|
2.2.4 |
± |
± |
± |
- |
± |
- |
- |
- |
± |
± |
|
2.2.5 |
± |
± |
± |
- |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
|
2.3.1 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
2.3.2 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
2.3.3 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
3.1 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
4.1 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
5.1 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
6.1 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
- |
|
6.2 |
± |
± |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
- |
|
7.1 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
- |
|
7.2 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
- |
|
8.1 |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
± |
|
8.2 |
± |
± |
± |
± |
± |
+ |
± |
± |
± |
± |
|
9.1 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
9.2 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
9.3 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
9.4 |
- |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
9.5 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
9.6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
9.7 |
± |
± |
± |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
|
Примечания:
1 . В случае неприменения показателя качества для какой-либо классификационной группировки шин в документах (ИТ, ТЗ, ДСТ, ГОСТ, ТУ, КУ, ПЗ, ПМ) на эти шины он также не применяется.
2 . Взамен показателей 1.1.2 и 1.1.4 для шин 3 классификационной группировки допускается применение разнашиваемости (общее увеличение ширины профиля и (или) наружного диаметра шины в эксплуатации), выраженной в процентах и определяющей изменение ширины профиля и (или) наружного диаметра шины в эксплуатации по отношению к новой.
4. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
4.1. Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в табл. 3 .
Таблица 3
Наименование показателя качества |
Номер показателя по табл. 1 |
Пояснение |
1 . Герметичность камеры или бескамерной шины |
9.6 |
Отсутствие потери давления из внутренней полости камеры или бескамерной шины после принятия шиной конфигурации поверхности, соответствующей заданному давлению за определенный нормативно-техническим документом промежуток времени |
2 . Давление внутреннее разрушающее |
1.2.22 |
Давление в шине, при достижении которого наступает ее отказ |
3 . Давление в шине внутреннее, соответствующее нормальной нагрузке на шину |
1.2.5 |
Давление воздуха в камере шины, смонтированной на ободе, или во внутренней полости бескамерной шины, смонтированной на ободе, установленное нормативно-техническим документом при нормальном нагружающем усилии, воздействующем на колесо в процессе работы |
4 . Давление в шине монтажное |
9.7 |
Давление сжатого воздуха, обеспечивающее полную посадку бортов шины на посадочные полки обода и определяющееся в процессе монтажа шины на обод |
5 . Давление шины по выступам рисунка протектора среднее |
8.1 |
Отношение нормальной реакции опорной поверхности к площади контакта по выступам рисунка протектора |
6 . Давление шины в контакте среднее |
8.2 |
Отношение нормальной реакции опорной поверхности к контурной площади контакта |
7 . Диаметр наружный шины (новой, максимальный в эксплуатации) |
1.1.1 1.1.2 |
Диаметр наибольшего сечения пневматической шины плоскостью вращения колеса при отсутствии контакта с опорной поверхностью |
8 . Интенсивность износа протектора |
2.2.4 |
Отношение изменения толщины беговой дорожки протектора за счет износа в процессе эксплуатации к наработке шины |
9 . Коэффициент бокового сцепления шины |
9.2 |
Отношение максимальной боковой силы в ведомом режиме к нормальной нагрузке на колесо |
10 . Коэффициент запаса прочности бортовой проволоки |
1.2.18 |
Отношение временного сопротивления проволоки при разрыве к допустимому напряжению в проволоке бортовых колец |
11 . Коэффициент запаса прочности нитей корда |
1.2.17 |
Отношение статического разрывного усилия для нити корда к максимальному усилию, возникающему в нити при давлении, соответствующем максимальному допускаемому |
12 . Коэффициент запаса прочности связи корд-резина |
1.2.19 |
Средняя работа отделения обкладочной резины от нитей корда |
13 . Коэффициент нагруженности шины |
1.2.16 |
Отношение максимальной допускаемой нагрузки на шину к квадрату ширины профиля типы |
14 . Коэффициент отбора шин на восстановительный ремонт |
2.3.1 |
Отношение количества шин, отобранных в качестве пригодных к восстановительному ремонту, к общему количеству шин в партии |
15 . Коэффициент пригодности шин к восстановительному ремонту |
2.3.2 |
Отношение количества шин, определенных пригодными к восстановительному ремонту после проведения технологических операций по подготовке к восстановительному ремонту, к общему количеству шин в партии |
16 . Коэффициент продольного сцепления шины |
9.1 |
Отношение максимальной продольной силы в тормозном режиме, при отсутствии боковых сил, к нормальной нагрузке на колесо |
17 . Коэффициент сопротивления боковому уводу |
9.3 |
Первая производная боковой силы колеса по углу бокового увода |
18 . Коэффициент сопротивления качению шины |
1.2.10 |
Отношение силы сопротивления качению колеса к его нормальной нагрузке |
19 . Коэффициент статической нормальной жесткости шины |
1.2.12 |
Первая производная нормальной статической нагрузки на колесо по нормальному прогибу шины |
20 . Коэффициент тангенциальной эластичности шины |
1.2.14 |
Первая производная радиуса качения колеса с шиной без скольжения по крутящему моменту |
21 . Коэффициент угловой жесткости шины |
1.2.11 |
Первая производная поворачивающего момента колеса по угловому упругому смещению колеса |
22 . Масса шины |
1.1.6 |
Масса шины в килограммах |
23 . Материалоемкость удельная |
5.1 |
Отношение количества затраченных на изготовление шины материалов к основному техническому параметру, определяемому конструкцией шины и ее назначением |
24 . Нагрузка на шину максимальная допускаемая |
1.2.1 |
Максимальная допускаемая нормальная нагрузка на отдельную шину, смонтированную на ободе, установленная нормативно-техническим документом |
25 . Нагрузка на шину средняя |
1.2.2 |
Средняя нормальная нагрузка, воздействующая на колесо транспортного средства (нагруженного и пустого) за один рейс |
26 . Нагрузка разрушающая сосредоточенная |
1.2.20 |
Предел возможного сопротивления шины воздействию сосредоточенной нормальной нагрузки |
27 . Площадь контакта контурная |
1.2.7 |
Площадь, ограниченная внешней огибающей участков контакта, образованных наружными поверхностями выступов рисунка протектора с опорной поверхностью |
28 . Площадь контакта контурная по выступам рисунка протектора |
1.2.8 |
Сумма площадей контакта наружных поверхностей выступов рисунка протектора с опорной поверхностью; |
29 . Прогиб шины нормальный |
1.2.9 |
Разница между свободным и статическим радиусами колеса в момент достижения равновесия между нормальным нагружающим усилием, воздействующим на колесо, и нормальной реакцией опорной поверхности в зоне контакта |
30 . Производительность шины максимальная эксплуатационная |
1.2.25 |
Условная количественная характеристика, имеющая размерность, мощности, численно равная произведению нормальной нагрузки на скорость качения, при воздействии которых температура элементов шины достигает предельного допускаемого значения |
31 . Работа разрушения при воздействии сосредоточенной нормальной нагрузки |
1.2.21 |
Работа, затрачиваемая на преодоление сопротивления шины воздействию сосредоточенной нормальной нагрузки при ее продавливании |
32 . Радиус качения шины |
1.1.9 |
Отношение продольной составляющей поступательной скорости колеса к его угловой скорости |
33 . Радиус шины динамический |
1.1.8 |
Расстояние от центра катящегося колеса до опорной поверхности при максимальной допустимой нагрузке и соответствующем внутреннем давлении воздуха при средней постоянной скорости с учетом проскальзывания и деформации шины |
34 . Радиус шины статический |
1.1.7 |
Расстояние от центра неподвижного нагруженного нормальной нагрузкой колеса с пневматической шиной до плоской опорной поверхности |
35 . Расстояние транспортирования груза (плечо перевозок) |
1.2.6 |
Путь, проходимый транспортным средством в одном направлении за один циклический рейс |
36 . Ресурс борта шины при стендовых испытаниях |
1.2.24 |
Наработка шины от начала испытания до перехода борта в предельное состояние |
37 . Ресурс гамма-процентный |
2.2.2 |
Суммарная наработка, на протяжении которой шины не достигают предельного состояния с заданной вероятностью, выраженной в процентах |
38 . Ресурс относительный послеремонтный |
2.3.3 |
Отношение среднего ресурса отремонтированных шин к среднему ресурсу новых шин |
39 . Ресурс средний |
2.2.1 |
Математическое ожидание ресурса |
40 . Ресурс шины при стендовых испытаниях |
1.2.23 |
Наработка шины от начала испытания до перехода в предельное состояние |
41 . Скорость максимальная |
1.2.3 |
Максимальная допускаемая скорость, установленная нормативно-техническим документом для этой шины |
42 . Скорость средняя эксплуатационная |
1.2.4 |
Усредненная по рабочему дню скорость, показывающая среднее время циклических рейсов в день Средняя эксплуатационная скорость рассчитывается по формуле где V c . c . - средняя эксплуатационная скорость, км/ч; l - плечо перевозки груза, км; n - количество циклических рейсов за смену (рабочий день); t - общая продолжительность смены (рабочего дня) |
43 . Сопротивление проворачиванию шины на ободе |
9.4 |
Предельный момент трения между бортом шины и посадочной полкой обода, при превышении которого борт проворачивается относительно обода |
44 . Сопротивление сдвигу борта бескамерной шины с полки обода |
9.5 |
Способность шины противостоять воздействию внешнего усилия, приложенного к боковине шины в осевом направлении |
45 . Срок службы средний |
2.2.3 |
Математическое ожидание срока службы |
46 . Срок сохраняемости средний |
2.1.1 |
Математическое ожидание срока сохраняемости шины с момента изготовления до начала эксплуатации |
47 . Трудоемкость монтажно-демонтажных работ |
3.1 |
Фактические затраты рабочего времени в виде норм времени или норм выработки на выполнение монтажно-демонтажных операций |
48 . Ширина профиля шины (новой, максимальная в эксплуатации) |
1.1.3 1.1.4 |
Расстояние между двумя плоскостями вращения колеса, касающимися внешних поверхностей боковины пневматической шины |
Ширина профиля шины под нагрузкой |
1.1.5 |
Ширина профиля пневматической шины в месте наибольшей деформации боковой стенки после нагружения колеса нормальной нагрузкой |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(справочное)
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА
|
Номер показателя по табл. 1 |
Герметичность камеры или бескамерной шины |
9.6 |
Давление внутреннее разрушающее |
1.2.22 |
Давление в шине внутреннее, соответствующее нормальной нагрузке на шину |
1.2.5 |
Давление монтажное |
9.7 |
Давление шины в контакте среднее |
8.2 |
Давление шины по выступам рисунка протектора среднее |
8.1 |
Диаметр наружный новой шины |
1.1.1 |
Диаметр наружный шины максимальный в эксплуатации |
1.1.2 |
Интенсивность износа протектора |
2.2.4 |
Коэффициент бокового сцепления шины |
9.2 |
Коэффициент динамической нормальной жесткости |
1.2.13 |
Коэффициент запаса прочности бортовой проволоки |
1.2.18 |
Коэффициент запаса прочности нитей корда |
1.2.17 |
Коэффициент запаса прочности связи корд-резина |
1.2 19 |
Коэффициент нагруженности шины |
1.2.16 |
Коэффициент нормального демпфирования шины |
1.2.15 |
Коэффициент отбора шин на восстановительный ремонт |
2.3.1 |
Коэффициент пригодности шин к восстановительному ремонту |
2.3.2 |
Коэффициент продольного сцепления шины |
9.1 |
Коэффициент сопротивления боковому уводу |
9.3 |
Коэффициент сопротивления качению |
1.2.10 |
Коэффициент стандартизации |
6.1 |
Коэффициент статической нормальной жесткости шины |
1.2.12 |
Коэффициент тангенциальной эластичности шины |
1.2.14 |
Коэффициент унификации |
6.2 |
Масса шины |
1.1.6 |
Материалоемкость удельная |
5.1 |
Нагрузка на шину максимальная допускаемая |
1.2.1 |
Нагрузка на шину средняя |
1.2.2 |
Нагрузка разрушающая сосредоточенная |
1.2.20 |
Площадь контакта контурная |
1.2.7 |
Площадь контакта по выступам рисунка протектора |
1.2.8 |
Показатели внешнего вида |
4.1 |
Показатели патентной защиты |
7.1 |
Показатели патентной чистоты |
7.2 |
Прогиб шины нормальный |
1.29 |
Производительность шины, максимальная эксплуатационная |
1.2.25 |
Работа разрушения при воздействии сосредоточенной нормальной нагрузки |
1.2.21 |
Радиус качения шины |
1.1.9 |
Радиус шины динамический |
1.1.8 |
Радиус шины статический |
1.1.7 |
Расстояние транспортирования груза (плечо перевозки) |
1.2.6 |
Ресурс борта шины при стендовых испытаниях |
1.2.24 |
Ресурс гамма-процентный |
2.2.2 |
Ресурс послеремонтный относительный |
2.3.3 |
Ресурс средний |
2.2.1 |
Ресурс шины при стендовых испытаниях |
1.2.23 |
Скорость максимальная |
1.2.3 |
Скорость средняя эксплуатационная |
1.2.4 |
Сопротивление проворачиванию шины на ободе |
9.4 |
Сопротивление сдвигу борта бескамерной шины с полки обода |
9.5 |
Срок сохраняемости средний |
2.1.1 |
Температура внешней среды при эксплуатации шины |
1.2.26 |
Трудоемкость монтажно-демонтажных работ |
3.1 |
Ширина профиля новой шины |
1.1.3 |
Ширина профиля шины максимальная в эксплуатации |
1.1.4 |
Ширина профиля шины под нагрузкой |
1.1.5 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
(справочное)
ПОЯСНЕНИЯ И ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ШИН
1) В раздел показателей назначения (конструктивные показатели, показатели функциональные и технической эффективности) входят основные характеристики шины, которые определяют, или от которых существенно зависят эксплуатационные свойства автотранспортного средства. Поэтому в графе «Наименование характеризуемого свойства» приведены для большинства показателей наименования соответствующих свойств транспортного средства.
2) Вклад шины в топливную экономичность определяется величиной мощности сопротивления качению шины ( ГОСТ 17697 ). Коэффициент сопротивления качению, измеряемый при качении шины в ведомом режиме с постоянной скоростью по гладкой опорной поверхности, не может полностью определить потери на качение в реальных режимах движения.
Дополнительно должны учитываться следующие показатели:
- коэффициент сопротивления боковому уводу шины - 9.3 (движение по криволинейной траектории);
- коэффициент тангенциальной эластичности шины - 1.2.14 (движение с переменной скоростью, подъемы, спуски);
- коэффициент нормального демпфирования шины - 1.2.15 (движение по неровной дороге).
3) Коэффициент динамической нормальной жесткости ( 1.2.13 ) и нормального демпфирования шины ( 1.2.15 ) определяются общепринятыми методами при гармонических радиальных (нормальных) колебаниях нагруженного и катящегося по плоской опорной поверхности или поверхности барабана колеса с пневматической шиной. Показатели характеризуют низкочастотные свойства шины (до 10 - 20 Гц).
4) Определения показателей, характеризующих нагруженность и прочность шины, их особенности и методы применения имеются в технической литературе по пневматическим шинам (например: Бидерман В.Л. и др. «Автомобильные шины», Госхимиздат, 1963 г.; Цукерберг С.М. и др. «Пневматические шины», Химия, 1973 г. и т.п.).
Показатели, характеризующие нагруженность и прочность шины, позволяют дать оценку надежности на стадии проектирования расчетными методами и на основе стендовых испытаний. Определение показателей надежности ( 2.1 - 2.3) невозможно без проведения эксплуатационных испытаний шин и обобщения опыта эксплуатации серийной продукции.
5) Температура внешней среды при эксплуатации шин устанавливается в соответствии с ГОСТ 15150 . В заданном диапазоне температур внешней среды шины при эксплуатации должны сохранять свои параметры в пределах норм, установленных техническими заданиями, стандартами или техническими условиями на шины.
6) Средний ресурс шины исчисляется от начала эксплуатации до отказа или до снятия по достижению предельного состояния.
7) Физико-механические показатели шин и методы их определения устанавливаются для группы шин или конкретной шины в нормативно-технической документации на шины.
8) Показатели ремонтопригодности не применяются для шин сезонных, стационарных и других машин, за срок службы которых шины не достигают предельного состояния по износу рисунка протектора или не подлежат восстановлению согласно нормативной документации на приемку в ремонт из-за старения вследствие длительной эксплуатации.
9) Показатели внешнего вида шин и методы их определения для различных классификационных групп устанавливаются соответствующей нормативно-технической документацией.
10) Патентопригодными называются такие устройства, способы, вещества, которые могут быть признаны изобретениями в одной или нескольких странах, а также устройства (изделия), которые могут быть признаны полезными моделями или промышленными образцами в странах, где предусмотрена охрана этих видов промышленной собственности.
Патентная частота - это юридическое свойство объекта, заключающееся в том, что он может быть свободно использован в данной стране без опасности нарушения действующих на ее территории патентов исключительного права, принадлежащих третьим лицам.
Объектом, обладающим патентной чистотой в отношении какой-либо страны, называют такие объекты, которые не попадают под действие патентов на изобретение, полезные модели или промышленные образцы, выданных уполномоченными патентным ведомством и имеющих силу на территории данной страны.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ, НА КОТОРЫЕ В СТАНДАРТЕ ИМЕЮТСЯ ССЫЛКИ
Обозначение НТД, на который дана ссылка |
Номер пункта, подпункта |
ГОСТ 27.002-89 |
2.1.1 , 2.2.1 , 2.2.2 , 2.2.3 |
ГОСТ 15150-69 |
Приложение 2 , п. 5 |
ГОСТ 17697-72 |
Приложение 2 , п. 2 |
Ключевые слова: шины, внедорожные карьерные автомобили, тракторы строительные, дорожные, подъемно-транспортные, рудничные, сельскохозяйственные машины, номенклатура показателей
СОДЕРЖАНИЕ
1. Номенклатура показателей качества . 2 2. Классификационные группировки шин . 4 3. Применение показателей качества шин . 4 4. Терминологический словарь . 6 Приложение 1 Алфавитный указатель показателей качества . 9 Приложение 2 Пояснения и примеры применения показателей качества шин . 10 |