ГОСТ Р 12.2.011-2003 ССБТ. Машины строительные, дорожные и замлеройные. Общие требования безопасности
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ |
||
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ГОСТ P |
Система стандартов безопасности труда
МАШИНЫ СТРОИТЕЛЬНЫЕ , ДОРОЖНЫЕ И ЗЕМЛЕРОЙНЫЕ
Общие требования безопасности
Москва
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
2004
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 267 «Строительно - дорожные машины и оборудование»
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 9 декабря 2003 г . № 360- ст
3. В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения следующих европейских стандартов :
ЕН 474-1 - 1994 «Землеройные машины . Безопасность . Часть 1. Общие требования» ;
ЕН 500-1 - 1995 «Машины дорожные самоходные . Безопасность . Часть 1. Общие требования»
4 . ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Содержание
1. Область применения 2 . Нормативные ссылки 3. Общие требования безопасности 4. Требования к силовым установкам, рабочим органам, пневмо- и гидроприводам 5. Требования к органам управления 6. Требования к рабочему месту оператора, кабине и ее оборудованию 7. Требования к защитным устройствам рабочего места и кабины 8. Требования к условиям труда оператора 9. Электрооборудование, освещение и сигнализация 10. Требования к полуприцепным, прицепным машинам и навесному оборудованию 11. Требования безопасности к техническому обслуживанию машин 12. Пожарная безопасность 13. Требования к транспортированию
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Система стандартов безопасности труда МАШИНЫ СТРОИТЕЛЬНЫЕ , ДОРОЖНЫЕ И ЗЕМЛЕРОЙНЫЕ Общие требования безопасности Occupational safety standards system. Building, road and earth-moving machinery. General safety requirements |
Дата введения - 2005 - 01 - 01
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на строительные , дорожные и землеройные машины ( далее - машины ), предназначенные для работы в районах с умеренным климатом , и устанавливает общие требования безопасности к их конструкции .
Стандарт не распространяется на машины , безопасность которых регламентирована «Правилами» , утвержденными Госгортехнадзором России , а также на малогабаритные машины .
Машины на базе автомобилей должны соответствовать настоящему стандарту в части безопасности конструкции рабочего оборудования , остальные требования - по стандартам на базовые машины .
Дополнительные требования безопасности к отдельным группам машин устанавливаются в стандартах и нормативных документах на эти машины .
Стандарт не содержит обязательных требований .
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты :
ГОСТ 2.601- 95 Единая система конструкторской документации . Эксплуатационные документы
ГОСТ 12.1.003- 83 Система стандартов безопасности труда . Шум . Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.004- 91 Система стандартов безопасности труда . Пожарная безопасность . Общие требования
ГОСТ 12.1.005- 88 Система стандартов безопасности труда . Общие санитарно - гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.012- 90 Система стандартов безопасности труда . Вибрационная безопасность . Общие требования
ГОСТ 12.1.046- 85 Система стандартов безопасности труда . Строительство . Нормы освещения строительных площадок
ГОСТ 12.2.003- 91 Система стандартов безопасности труда . Оборудование производственное . Общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.007.0- 75 Система стандартов безопасности труда . Изделия электротехнические . Общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.032- 78 Система стандартов безопасности труда . Рабочее место при выполнении работ сидя . Общие эргономические требования
ГОСТ 12.2.033- 78 Система стандартов безопасности труда . Рабочее место при выполнении работ стоя . Общие эргономические требования
ГОСТ 12.2.040- 79 Система стандартов безопасности труда . Гидроприводы объемные и системы смазочные . Общие требования безопасности к конструкции
ГОСТ 12.2.049- 80 Система стандартов безопасности труда . Оборудование производственное . Общие эргономические требования
ГОСТ 12.2.061- 81 Система стандартов безопасности труда . Оборудование производственное . Общие требования безопасности к рабочим местам
ГОСТ 12.2.062- 81 Система стандартов безопасности труда . Оборудование производственное . Ограждения защитные
ГОСТ 12.2.064- 81 Система стандартов безопасности труда . Органы управления производственным оборудованием . Общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.086- 83 Система стандартов безопасности труда . Гидроприводы объемные и системы смазочные . Общие требования безопасности к монтажу , испытаниям и эксплуатации
ГОСТ 12.2.098- 84 Система стандартов безопасности труда . Кабины звукоизолирующие . Общие требования
ГОСТ 12.2.101- 84 Система стандартов безопасности труда . Пневмоприводы . Общие требования безопасности к конструкции
ГОСТ 12.3.001- 85 Система стандартов безопасности труда . Пневмоприводы . Общие требования безопасности к монтажу , испытаниям и эксплуатации
ГОСТ 12.4.040- 78 Система стандартов безопасности труда . Органы управления производственным оборудованием . Обозначения
ГОСТ 17.2.2.01- 84 Охрана природы . Атмосфера . Дизели автомобильные . Дымность отработавших газов . Нормы и методы измерений
ГОСТ 17.2.2.02- 98 Охрана природы . Атмосфера . Нормы и методы определения дымности отработавших газов дизелей , тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин
ГОСТ 17.2.2.05- 97 Охрана природы . Атмосфера . Нормы и методы определения выбросов вредных веществ с отработавшими газами дизелей тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин
ГОСТ 3940- 84 Электрооборудование автотракторное . Общие технические условия
ГОСТ 5727- 88 Стекло безопасное для наземного транспорта . Общие технические условия
ГОСТ 8769- 75 Приборы внешние световые автомобилей , автобусов , троллейбусов , тракторов , прицепов и полуприцепов . Количество , расположение , цвет , углы видимости
ГОСТ 14192- 96 Маркировка грузов
ГОСТ 21752- 76 Система «человек-машина» . Маховики управления и штурвалы . Общие эргономические требования
ГОСТ 21753- 76 Система «человек-машина» . Рычаги управления . Общие эргономические требования
ГОСТ 21786- 76 Система «человек-машина» Сигнализаторы звуковые неречевых сообщений . Общие эргономические требования
ГОСТ 22269- 76 Система «человек-машина» . Рабочее место оператора . Взаимное расположение элементов рабочего места . Общие эргономические требования
ГОСТ 22614- 77 Система «человек-машина» . Выключатели и переключатели клавишные и кнопочные . Общие эргономические требования
ГОСТ 22615- 77 Система «человек-машина» . Выключатели и переключатели типа тумблер . Общие эргономические требования
ГОСТ 23000- 78 Система «человек-машина» . Пульты управления . Общие эргономические требования
ГОСТ 27254- 87 ( ИСО 5010 - 84) Машины землеройные . Система рулевого управления колесных машин
ГОСТ 27258- 87 ( ИСО 6682 - 86) Машины землеройные . Зоны комфорта и досягаемости органов управления
ГОСТ 27719- 88 ( ИСО 3449 - 84) Машины землеройные . Устройства защиты от падающих предметов . Лабораторные испытания и технические требования
ГОСТ 27921- 88 ( ИСО 2860 - 83) Машины землеройные . Минимальные размеры смотровых отверстий
ГОСТ 28634- 90 ( ИСО 6011 - 87) Машины землеройные . Приборы для эксплуатации
ГОСТ 29292- 92 ( ИСО 9533 - 89) Машины землеройные . Бортовые звуковые сигнализаторы переднего и заднего хода . Методы акустических испытаний
ГОСТ P 12.4.026- 2001 Система стандартов безопасности труда . Цвета сигнальные , знаки безопасности и разметка сигнальная . Назначение и правила применения . Общие технические требования и характеристики . Методы испытаний
ГОСТ P 12.4.208- 99 Система стандартов безопасности труда . Средства индивидуальной защиты органа слуха . Наушники . Общие технические требования . Методы испытаний .
ГОСТ P 12.4.209- 99 Система стандартов безопасности труда . Средства индивидуальной защиты органа слуха . Вкладыши . Общие технические требования . Методы испытаний .
ГОСТ P 12.4.210- 99 Система стандартов безопасности труда . Средства индивидуальной защиты органа слуха . Противошумные наушники , смонтированные с защитной каской . Общие технические требования . Методы испытаний
ГОСТ P ИСО 2867- 99 Машины землеройные . Системы доступа
ГОСТ P ИСО 3411- 99 Машины землеройные . Антропометрические данные операторов и минимальное рабочее пространство вокруг оператора
ГОСТ P ИСО 3450- 99 Машины землеройные . Тормозные системы колесных машин . Требования к эффективности и методы испытаний
ГОСТ P ИСО 3457- 99 Машины землеройные . Защитные устройства и ограждения . Определения и технические характеристики
ГОСТ P ИСО 3471- 99 Машины землеройные . Устройства защиты при опрокидывании . Технические требования и лабораторные испытания
ГОСТ P ИСО 6405-1- 99 Машины землеройные . Символы для органов управления и устройств отображения информации . Часть 1. Общие символы
ГОСТ P ИСО 10532-99 Машины землеройные . Устройство буксирное . Технические требования
ГОСТ P 52033- 2003 Автомобили с бензиновыми двигателями . Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами . Нормы и методы контроля при оценке технического состояния
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Государственные стандарты» , составленному по состоянию на 1 января текущего года , и по соответствующим информационным указателям , опубликованным в текущем году . Если ссылочный документ заменен ( изменен ), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным ( измененным ) стандартом . Если ссылочный документ отменен без замены , то положение , в котором дана ссылка на него , применяется в части , не затрагивающей эту ссылку .
3. Общие требования безопасности
3.1. Машины в части требований эргономики , безопасности и охраны окружающей среды должны соответствовать настоящему стандарту и ГОСТ 12.2.003 .
3.2. Машины должны быть окрашены в контрастный цвет по сравнению с фоном окружающей среды .
Цвет окраски машины определяет предприятие - изготовитель конкретных моделей машин .
3.3. Элементы конструкции машин , которые могут представлять опасность при работе , обслуживании или транспортировании , должны иметь сигнальную окраску . Сигнальные цвета и знаки безопасности должны соответствовать ГОСТ P 12.4.026 .
3.4. На машинах , работа которых без принятия специальных мер безопасности может привести к возникновению аварийной ситуации или представлять опасность для работающих , должны быть нанесены необходимые предупредительные надписи , например : «Без опор не работать» , «Не стой под стрелой» .
3.5. Элементы конструкции машин , в том числе трубопроводы и кабели , находящиеся в кабине оператора , которые могут представлять при эксплуатации опасность механического , теплового , химического и электрического воздействия , должны быть ограждены или снабжены средствами защиты по ГОСТ P ИСО 3457 - для самоходных машин и по ГОСТ 12.2.003 и ГОСТ 12.2.062 - для стационарных машин .
3.6. Машины должны быть снабжены устройствами безопасности и блокировки , предохраняющими их от перегрузок и исключающими несовместимое одновременное движение механизмов . В качестве таких устройств могут быть использованы муфты предельного момента , конечные выключатели , ограничители грузоподъемности и т . п .
3.7. Конструкция машин должна исключать самопроизвольное ослабление или разъединение креплений сборочных единиц и деталей , а также исключать перемещение подвижных частей за пределы , предусмотренные конструкцией , если это может повлечь за собой создание опасной ситуации .
Конструкция противовесов машин должна исключать возможность их смещения и падения .
3.8. Машины и сборочные единицы массой свыше 20 кг должны иметь устройства или места для строповки . Места строповки машин маркируют манипуляционными знаками в соответствии с ГОСТ 14192 .
Места машин , предназначенные для установки опор и домкратов , должны быть обозначены символами по ГОСТ Р ИСО 6405-1 .
Цвет обозначения мест строповки и установки домкратов должен быть контрастным общему цвету машины .
Схемы зачаливания и мест установки домкратов должны быть приведены в эксплуатационной документации .
3.9. Сборочные единицы и детали машин , которые могут самопроизвольно перемещаться при погрузке , транспортировании и выгрузке , должны иметь средства фиксации или быть легкосъемными .
3.10. Каждую машину следует укомплектовывать эксплуатационной документацией по ГОСТ 2.601 , содержащей требования ( правила ), предотвращающие возникновение опасных ситуаций при транспортировании , монтаже ( демонтаже ) и эксплуатации .
4. Требования к силовым установкам, рабочим органам, пневмо- и гидроприводам
4.1. Устанавливаемые на машинах двигатели внутреннего сгорания должны соответствовать нормам выбросов вредных веществ с отработавшими газами : бензиновые - по ГОСТ P 52033 , дизельные - по ГОСТ 17.2.2.05 . Дизельные двигатели по требованиям к дымности отработавших газов должны соответствовать ГОСТ 17.2.2.01 или ГОСТ 17.2.2.02 .
4.2. Запуск двигателя должен осуществляться непосредственно с рабочего места или кабины оператора . Допускается осуществление запуска вне кабины при наличии устройств , выключающих трансмиссию и исключающих обратный ход вращаемых элементов .
Самоходные машины должны быть оборудованы устройством , исключающим запуск двигателя при включенной передаче .
4.3. Двигатели должны быть оборудованы устройством для экстренной остановки при аварийной ситуации .
4.4. Доступ посторонних лиц к силовым агрегатам машин должен быть защищен одним из следующих устройств :
устройством , которое может быть открыто только с помощью инструмента или ключа ; устройством отпирания изнутри кабины оператора .
4.5. Выпускная система двигателя должна обеспечивать гашение искр до выхода отработавших газов в атмосферу .
Струя отработавших газов не должна быть направлена на оператора или горючие материалы . В местах соединений выпускной системы прорыв газов и искр не допускается .
4.6. В приводах рабочих органов должно быть предусмотрено устройство , позволяющее отключать рабочие органы от двигателя . Конструкция устройства должна исключать возможность самопроизвольного включения и выключения .
4.7. В машинах , при работе которых возникает опасность выброса обрабатываемого материала , рабочие органы или рабочая зона должны быть закрыты специальными защитными устройствами ( кожухами ).
4.8. Пневмоприводы должны соответствовать ГОСТ 12.2.101 и ГОСТ 12.3.001 .
4.9. Гидроприводы и другие гидравлические устройства машин должны соответствовать ГОСТ 12.2.040 и ГОСТ 12.2.086 .
4.10. Заправочные горловины топливных баков , системы смазки и охлаждения двигателя и гидравлической системы должны находиться вне кабины .
4.11. Расположение заправочных горловин должно обеспечивать возможность заправки , в том числе механизированной , без загрязнения окружающей среды , а также исключать возможность попадания заправляемых жидкостей на части машины , способные вызвать воспламенение .
4.12. Высота расположения заправочных горловин для самоходных машин должна быть не более 1400 мм от опоры ног оператора .
4.13. Конструкция системы питания , смазки и охлаждения двигателя , пневмо - и гидросистемы должна исключать подтекание топлива , масла и охлаждающей жидкости .
4.14. Детали и сборочные единицы пневмо - и гидросистем следует располагать в местах , исключающих возможность их механического повреждения , или ограждать в необходимых случаях специальными защитными устройствами .
4.15. Конструкция пневмо - и гидросистем и рабочих органов должна обеспечивать безопасность обслуживающего персонала в случае их повреждения .
5. Требования к органам управления
5.1. Конструкция и размеры рычагов управления должны соответствовать требованиям ГОСТ 21753 , штурвалов и маховиков - ГОСТ 21752 , выключателей и переключателей клавишных и кнопочных - ГОСТ 22614 , выключателей и переключателей типа «тумблер» - ГОСТ 22615 .
Расстояние от рукояток рычагов управления ( во всех положениях ) до элементов рабочего места и между рукоятками рычагов , приводимых в движение кистью , должно быть не менее 50 мм ; для приводимых в движение пальцами - не менее 25 мм .
Минимальная длина свободной части рычага вместе с рукояткой в любом положении должна быть не менее 50 мм , приводимого в движение пальцами , и не менее 100 - приводимого в движение кистью .
5.2. Размеры , форма и угол наклона опорной поверхности педали должны обеспечивать устойчивое положение ноги оператора . Угол разворота от продольной оси сиденья опорных площадок педалей , приводимых в действие стопой ноги , не должен превышать 15 ° . Педали должны иметь поверхность , которая препятствует скольжению и легко очищается .
Ширина педали должна быть , мм , не менее :
40, если усилие нажатия на педаль не более 60 Н ;
60, если усилие нажатия на педаль более 60 Н .
Просвет между расположенными рядом педалями должен быть , мм , не менее :
20, если усилие нажатия на педаль не более 60 Н ;
50, если усилие нажатия на педаль более 60 Н .
5.3. Усилия на органах управления должны быть :
- на органах управления двигателем внутреннего сгорания - не более 50 Н ;
- на рулевом колесе при движении машины со скоростью не менее 8 км / ч на горизонтальном участке с сухим твердым покрытием - не более 115 Н ;
- на органах управления машиной , используемых при перемещении ее собственным ходом , не более 120 Н для рычагов и 245 Н - для педалей ; на педалях типа тормозной - не более 300 Н ;
- на органах управления рабочим оборудованием , используемым в каждом рабочем цикле , не более : 60 Н - для рычагов , маховиков управления и штурвалов , 120 Н - для педалей ;
- на органах управления , используемых не более пяти раз в смену , не более 200 Н для рычагов , маховиков управления и штурвалов , 300 Н - для педалей ;
- на маховиках ручного привода арматуры трубопроводов в момент запирания запорного органа ( или страгивания при открытии ) - не более 450 Н .
5.4. Органы управления машин , используемые в каждом рабочем цикле и при перемещении ее собственным ходом , должны располагаться в зонах комфорта , а редко используемые ( не чаще пяти раз в смену ) - в зонах досягаемости в соответствии с ГОСТ 27258 , а также находиться в зоне видимости оператора .
Если машины оснащены педалями с такими же функциями , как и на автомобилях , то эти педали для исключения ошибок оператора должны быть расположены так же , как и на автомобилях ( педаль сцепления - слева , тормозная педаль посредине , педаль газа - справа ).
Рычаги управления , рулевое колесо и педали не должны мешать входу оператора на рабочее место и выходу с него , а также должна быть исключена возможность случайного их включения или смещения в опасное положение .
5.5. Расположение органов управления стационарных машин - по ГОСТ 22269 . Общие требования к органам управления стационарных машин - по ГОСТ 12.2.049 , ГОСТ 12.2.061 и ГОСТ 12.2.064 .
5.6. Перемещение органов управления относительно нейтрального положения должно производиться в том же направлении , что и рабочее движение , которым они управляют , если только комбинирование органов управления или установившаяся практика не диктуют иное решение .
5.7. Органы управления должны возвращаться в нейтральное положение сразу после прекращения оператором воздействия на них , если только управление машиной или ее рабочим оборудованием не требует иного , например :
при необходимости постоянно включенного положения ;
при автоматическом включении ;
если нейтральное положение связано с определенной функцией .
5.8. Органы управления , воздействие на которые одновременно или не в установленной последовательности может приводить к аварийной ситуации или повреждению машины , должны взаимно блокироваться .
Блокировка не должна распространяться на органы управления , служащие для остановки машины или любого элемента оборудования .
5.9. Конструкция органов управления должна исключать их самопроизвольное включение .
5.10. Элементы органов управления , с которыми соприкасаются руки оператора или обслуживающего персонала , следует изготавливать из материала с теплопроводностью не более 0,2 Вт /( м×К ), или они должны иметь покрытие из такого материала толщиной не менее 0,5 мм .
5.11. На органах управления или непосредственно рядом с ними должны быть приведены символы по ГОСТ P ИСО 6405-1 для самоходных машин и по ГОСТ 12.4.040 - для стационарных машин . При недостатке места допускается помещать в поле зрения оператора схему расположения основных органов управления и инструктивные надписи .
5.12. Места ввода органов управления в кабину должны быть защищены от проникновения пыли и влаги .
5.13. Требования к дистанционному управлению самоходных машин
5.13.1. Управление самоходными машинами допускается осуществлять дистанционно с помощью портативного устройства управления .
Устройства дистанционного управления устанавливают по специальному заказу потребителя .
5.13.2. В машине на месте оператора должен быть переключатель выбора для включения или выключения дистанционного управления .
5.13.3. Устройство дистанционного управления должно иметь : аварийный выключатель ;
понятные и хорошо различимые символы , обозначающие передвижение машины и перемещение ее рабочих органов ;
защиту от непреднамеренных передвижений и непреднамеренного или неправильного воздействия на машину .
5.13.4. Конструкция машин с дистанционным управлением должна обеспечивать их остановку и недопустимость возобновления работы в случаях , когда :
прерывается подача энергии на пульт дистанционного управления ;
прерывается связь между пультом дистанционного управления и приемником , находящимся на машине .
5.13.5. На машине , оснащенной системой дистанционного управления , должно быть установлено оптическое и ( или ) акустическое устройство , предупреждающее окружающих , что машина управляется дистанционно .
6. Требования к рабочему месту оператора, кабине и ее оборудованию
6.1. Требования к рабочему месту оператора и кабине самоходных машин
6.1.1. Постоянное рабочее место оператора самоходных машин должно быть оборудовано сиденьем со спинкой .
Необходимость установки подлокотников определяется нормативным документом на конкретные машины .
6.1.2. Сиденье должно иметь размеры , мм , не менее :
400 - ширина ;
380 - глубина ;
350 - высота передней кромки подушки сиденья от пола .
Размеры дополнительного сиденья , при его наличии - по нормативному документу на машины конкретных моделей .
6.1.3. Покрытия подушек сидений следует изготавливать из умягченного воздухопроницаемого нетоксичного материала .
6.1.4. Конструкция сиденья должна обеспечивать регулировку в продольном и вертикальном направлениях , а также изменение угла наклона спинки .
Для машин с реверсивным постом управления должен обеспечиваться поворот сиденья на 180 ° с фиксацией его в рабочих положениях .
6.1.5. С рабочего места оператора должна быть обеспечена возможность наблюдения рабочего оборудования в его основных технологических и транспортных положениях , а также рабочей зоны машины .
При невозможности обеспечения визуального контроля за органами рабочего оборудования они должны быть оборудованы маркерами или указателями положения , просматриваемыми с рабочего места оператора .
6.1.6. Панель контрольных приборов следует располагать в месте , удобном для наблюдения с рабочего места оператора , и содержать приборы для эксплуатации в соответствии с ГОСТ 28634 . На панели контрольных приборов должны быть приведены символы условного обозначения соответствующих устройств отображения информации по ГОСТ P ИСО 6405-1 .
При отсутствии кабины панель контрольных приборов должна закрываться съемным ( откидным ) щитком , снабженным запорным устройством , препятствующим доступ к ним посторонних лиц на неохраняемой стоянке .
6.1.7. Пол в передней части рабочей площадки ( кабины ), если на машине не предусмотрены педали управления , должен иметь наклонные упоры или опорные площадки для ног под углом 25 °- 40 ° . Размеры их должны обеспечивать устойчивое положение ноги оператора .
6.1.8. Система доступа на рабочее место оператора должна соответствовать ГОСТ P ИСО 2867 .
6.1.9. Самоходные машины с двигателем мощностью свыше 30 кВт должны быть оснащены кабиной оператора , кроме машин , предназначенных для работы в условиях , которые допускают отсутствие кабины .
Отсутствие кабины - по согласованию с потребителем .
При отсутствии кабины над рабочим местом оператора должен быть установлен тент .
6.1.10. Внутренние размеры кабины и параметры рабочего места оператора должны обеспечивать минимальное рабочее пространство вокруг оператора в соответствии с ГОСТ P ИСО 3411 .
6.1.11. Конструкция и размеры дверных проемов и дверей кабин , а также аварийных выходов должны соответствовать ГОСТ P ИСО 2867 .
Двери кабин машин должны иметь замки , запирающиеся на ключ , и фиксатор для удержания их в крайнем открытом положении . Допускается устанавливать замок на одной двери при наличии на другой двери внутреннего запора .
Аварийные люки ( при их наличии ) должны иметь внутренние запоры и открываться без помощи инструмента .
6.1.12. Кабины должны иметь световые проемы не менее чем с трех сторон . Для остекления кабины должно применяться стекло по ГОСТ 5727 или другое стекло при условии обеспечения требований безопасности по ГОСТ 5727 .
Открывающиеся окна должны фиксироваться в нужном положении .
Во время работы открытые окна и двери не должны выступать за габариты машины .
6.1.13. У переднего лобового стекла кабин должен быть солнцезащитный щиток и стеклоочиститель с автономным приводом .
Видимость через лобовое стекло должна быть обеспечена во всем диапазоне рабочих температур .
6.1.14. Кабины машин должны быть оборудованы зеркалом заднего вида .
Кабины самоходных колесных машин , участвующих в дорожном движении , должны быть оборудованы наружными зеркалами заднего вида слева и справа .
6.1.15. Кабины машин должны быть оборудованы плафонами внутреннего освещения с автономным включением .
Освещенность на уровне пульта управления и панели приборов от внутреннего освещения кабины должна быть не менее 5 лк .
6.1.16. Кабины машин должны быть оборудованы устройством для крепления верхней одежды оператора .
6.1.17. Самоходные машины должны иметь место для аптечки первой медицинской помощи и устройство для крепления термоса или другой емкости для питьевой воды .
Снятие и извлечение аптечки и термоса должно осуществляться без применения инструмента . При наличии кабины место для аптечки и устройство для крепления термоса должны быть размещены внутри кабины .
6.2 Требования к рабочему месту оператора и кабине стационарных машин
6.2.1. Рабочее место оператора стационарных машин должно соответствовать ГОСТ 12.2.049 , ГОСТ 12.2.061 и ГОСТ 22269 .
6.2.2. Рабочее место должно обеспечивать возможность удобного выполнения работ в положении сидя или стоя или в положениях и сидя , и стоя .
Рабочее место при выполнении работ сидя должно соответствовать ГОСТ 12.2.032 , в положении стоя - ГОСТ 12.2.033 .
6.2.3. Пульты управления должны соответствовать ГОСТ 12.2.003 и ГОСТ 23000 .
6.2.4. По согласованию с потребителем допускается установка кабин управления , имеющих объем не менее 12 м 3 и площадь не менее 5,5 м 2 на одного работающего .
Кабина управления стационарных машин должна соответствовать ГОСТ 12.2.098 .
6.2.5. Окна кабины следует остеклять безосколочным стеклом , вставленным в рамы на уплотняющих прокладках .
Рамы должны иметь только вертикальные переплеты .
6.2.6. Конструкция кабин управления должна предусматривать наличие устройств , исключающих запотевание и обмерзание стекол в холодный период года .
6.2.7. Кабина должна быть снабжена устройствами ( козырьком , навесом и т . п .), защищающими стекла от прямого попадания дождя , снега , а оператора - от ослепляющего действия солнечных лучей .
6.2.8. Необходимость установки сетчатых ограждений , защищающих стекла кабины от механических повреждений , оговаривается нормативным документом на машины конкретных моделей .
Ограждения ( при их установке ) должны быть достаточно прочными , а также легкосъемными или открываться для очистки стекол .
6.2.9. В кабине управления должны быть светильники общего освещения , обеспечивающие освещенность на уровне пульта управления 25 - 30 лк .
Светильники должны располагаться так , чтобы прямой или отраженный световые потоки ламп не падали в глаза оператора .
6.2.10. Электрические и гидравлические устройства , являющиеся дополнительными источниками шума , следует размещать вне кабины .
6.2.11. Дверь кабины должна иметь замок , запирающийся на ключ , и фиксатор для удержания ее в крайнем открытом положении .
Входная дверь должна открываться наружу .
6.2.12. Кабина должна быть оборудована местом ( ящиком , карманом ) для хранения документов , устройством для крепления термоса или другой емкости для питьевой воды , местом для аптечки первой помощи , шкафом для одежды .
Размеры шкафа : высота не менее 1200 мм , ширина 450 - 500 мм , глубина - 250 - 400 мм . Допускается вместо шкафа кабину оборудовать крючками или вешалкой .
7. Требования к защитным устройствам рабочего места и кабины
7.1. Конструкция самоходных машин , при работе которых может возникнуть опасность опрокидывания ( бульдозеры , автогрейдеры , погрузчики ), должна обеспечивать возможность установки устройства защиты оператора при опрокидывании , соответствующего ГОСТ P ИСО 3471 .
Машины с защитными устройствами или защитными кабинами должны быть снабжены местами крепления ремней безопасности .
Требования по устойчивости машин , при работе которых может возникнуть вероятность опрокидывания , устанавливаются в нормативных документах машин конкретных моделей .
7.2. Конструкция самоходных машин , при работе которых может возникнуть опасность для оператора от падающих предметов , должна обеспечивать возможность установки устройства защиты оператора от падающих предметов , соответствующего ГОСТ 27719 .
7.3. Необходимость установки специальных защитных устройств на стационарных машинах устанавливается в нормативных документах на машины конкретных моделей .
8. Требования к условиям труда оператора
8.1. Шумовые характеристики машин должны соответствовать ГОСТ 12.1.003 .
В нормативном документе и эксплуатационной документации на машины конкретных моделей должен быть указан фактический уровень звука на рабочем месте оператора и внешнего шума машины . В случае превышения допустимых значений на машине должны быть нанесены предписывающие знаки ( код М 03) по ГОСТ P 12.4.026 , а в эксплуатационной документации должны быть рекомендации по применению индивидуальных средств защиты органов слуха по ГОСТ P 12.4.208 или ГОСТ P 12.4.209 , или ГОСТ P 12.4.210 ;
8.2. Параметры вибрации на рабочих местах и органах управления машин должны соответствовать ГОСТ 12.1.012 . В нормативных документах на машины конкретных моделей должны быть указаны фактические уровни вибрации . В случае превышения допустимых уровней в эксплуатационной документации должны быть перечислены меры , снижающие степень вредного влияния вибрации на работающих .
8.3. Содержание пыли и оксида углерода в воздухе кабины оператора не должно превышать предельно допустимых норм по ГОСТ 12.1.005 .
Моторный отсек должен быть изолирован от рабочего места оператора ( кабины ).
Стационарные машины , работающие с выделением пыли , должны быть оборудованы пылеулавливающими или пылеподавляющими устройствами или должны иметь места для присоединения их к обеспыливающим устройствам технологических линий .
8.4. Требования к параметрам микроклимата в кабинах машин
8.4.1. Кабины самоходных машин должны иметь теплоизоляцию и быть оборудованы средствами нормализации микроклимата в теплое и холодное время года .
При установке кондиционера в теплый период года температура воздуха в кабине не должна превышать 28 º C , а относительная влажность воздуха 60 %.
При установке воздухоохладителей температура воздуха в кабине не должна превышать , º C :
28 - при температуре наружного воздуха до 25 º C ;
31 - при температуре наружного воздуха 25 º C - 30 º C ;
33 - при температуре наружного воздуха более 30 ºС .
При установке вентилятора в теплый период года температура воздуха в кабине не должна превышать наружную более чем на 5 ºС .
В холодный период года температура воздуха в кабине машины должна быть не ниже 14 º C при температуре наружного воздуха до минус 20 ºС .
Перепад температуры воздуха в кабине между точками измерения на уровне головы и ног оператора в теплый и холодный периоды не должен превышать 4 ºС .
Температура всех внутренних поверхностей кабины ( за исключением поверхностей стекол , панели моторного отсека и щитка контрольных приборов ) не должна быть выше 35 ºС .
Направление и скорость движения воздуха в кабине машины должны быть регулируемыми . Скорость движения воздуха в зоне дыхания оператора не должна превышать 1,5 м / c .
Для самоходных машин , предназначенных для эксплуатации преимущественно в теплый период года , допускается систему отопления не устанавливать .
8.4.2. Требования к параметрам микроклимата в кабинах стационарных машин - по ГОСТ 12.1.005 .
В кабинах стационарных машин , предназначенных для эксплуатации в закрытых отапливаемых помещениях , системы отопления и теплоизоляцию допускается не устанавливать .
8.5. В кабине оператора при ее закрытых дверях должен быть обеспечен необходимый воздухообмен , для чего могут быть использованы :
приточный вентилятор или кондиционер ;
открывающиеся окна ;
открывающиеся люки , в том числе предназначенные для аварийного выхода .
При использовании открывающихся окон и люков они должны фиксироваться в нужном положении .
9. Электрооборудование, освещение и сигнализация
9.1. Электрооборудование машин должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.007.0 и ГОСТ 3940 , а также «Правилам устройства электроустановок» - для стационарных машин с силовым электроприводом .
9.2. Электропроводка в местах перехода через острые углы и кромки деталей , а также шарнирные соединения должна иметь дополнительную изоляцию от механических повреждений .
Монтаж и крепление электропроводки должны исключать возможность повреждения ее изоляции .
9.3. Система электрооборудования должна иметь устройство для отключения аккумуляторной батареи .
9.4. Аккумуляторные батареи следует размещать вне кабины в местах , исключающих попадание на них токопроводящих материалов , горючесмазочных продуктов и скопления газов .
9.5. Самоходные машины , максимальная скорость которых превышает 20 км / ч должны быть оборудованы внешними световыми приборами в соответствии с ГОСТ 8769 . По согласованию с потребителем допускается изменение расположения на машине некоторых световых приборов , если это обусловлено конструктивными особенностями машины и не нарушает требования безопасности движения .
Внешние световые приборы для машин со скоростью движения менее 20 км / ч - по нормативным документам на машины конкретных моделей .
9.6. При использовании машины в технологическом режиме установленные на ней внешние световые приборы должны обеспечивать освещенность рабочих органов и рабочей зоны на расстоянии 20 м в направлении движения в соответствии с ГОСТ 12.1.046 .
9.7. На машинах в местах , требующих дополнительного освещения при проведении работ по обслуживанию и ремонту , должны быть установлены штепсельные разъемы для подключения переносных источников света .
9.8. Самоходные колесные машины , передвигающиеся по дорогам общего пользования со скоростью 20 км / ч и более и имеющие ширину более 2,55 м , а также машины , предназначенные для выполнения работ на проезжей части автодорог , должны быть оборудованы специальными световыми сигналами ( проблесковыми маячками ) желтого или оранжевого цвета .
Количество и расположение проблесковых маячков должны обеспечивать их видимость на угол 360 ° в горизонтальной плоскости , проходящей через центр источника излучения света .
9.9. На самоходных машинах должна быть установлена звуковая сигнализация , включаемая с рабочего места оператора , соответствующая ГОСТ 29292 .
9.10. Наличие местного освещения и звуковой сигнализации на стационарных машинах определяется нормативным документом на машины конкретных моделей .
Звуковая сигнализация стационарных машин , при ее наличии , должна соответствовать ГОСТ 21786 .
10. Требования к полуприцепным, прицепным машинам и навесному оборудованию
10.1. Полуприцепные машины , выполненные на базе одноосных тягачей , должны соответствовать требованиям , предъявляемым к самоходным машинам .
10.2. Прицепные машины должны иметь жесткое сцепное устройство .
10.3. Прицепные машины , предназначенные для передвижения по дорогам общего пользования , должны быть оборудованы внешними световыми приборами : машины , максимальная транспортная скорость которых свыше 20 км / ч , - по ГОСТ 8769 , при скорости до 20 км / ч - по нормативному документу на машины конкретных моделей .
10.4. Тормозные системы прицепных машин должны отвечать следующим требованиям :
тормозить прицеп на ходу ;
включаться при отрыве сцепного устройства тягача ;
надежно удерживать прицеп во время стоянки на склонах ;
исключать набегание прицепа на тягач .
Прицепы и полуприцепы , не имеющие стояночного тормоза , должны быть укомплектованы двумя противооткатными упорами ( башмаками ).
10.5. Конструкцией машин и оборудования должна быть обеспечена безопасность обслуживающего персонала при навеске и сцепке навесных и прицепных устройств .
10.6. Конструкция и расположение навесного оборудования не должны затруднять оператору доступ к рабочему месту и местам обслуживания , а также ограничивать обзор рабочей зоны .
11. Требования безопасности к техническому обслуживанию машин
11.1. Конструкция машин должна обеспечивать :
удобный и безопасный доступ к местам осмотра , регулирования и смазки ;
проведение работ по техническому обслуживанию , в том числе замене отработавшего масла и фильтрующих элементов двигателя и гидравлической системы , без загрязнения окружающей среды ;
возможность проведения работ по техническому обслуживанию при неработающем двигателе . Если работы могут выполняться только при работающем двигателе , то должна быть предусмотрена защита работающих в соответствии с требованиями ГОСТ P ИСО 3457 ;
возможность механического предохранения от опускания рабочего оборудования , если техническое обслуживание проводится при поднятом рабочем оборудовании .
11.2. Система доступа к местам технического обслуживания самоходных машин должна соответствовать требованиям ГОСТ P ИСО 2867 .
11.3. Стационарные машины , элементы которых расположены на высоте и требуют периодического обслуживания , должны иметь площадки шириной не менее 400 мм . Расстояние от настила площадки до обслуживаемого элемента должно быть 800 - 1100 мм . При высоте площадки более 500 мм она должна иметь ограждающий поручень с высотой установки над площадкой 1000 - 1100 мм . Между настилом площадки и поручнем на высоте 500 мм должна быть установлена дополнительная ограждающая планка . По периметру настила площадка должна иметь сплошной бортик высотой не менее 100 мм .
Настил на площадках и переходах , а также ступеньки лестниц должны иметь поверхность , препятствующую скольжению и удержанию атмосферной влаги .
Лестницы с углом наклона к горизонту до 75 ° должны иметь расстояние между ступеньками не более 300 мм .
На вертикальных лестницах , а также на лестницах с углом наклона к горизонту более 75 ° , начиная с высоты 3000 мм , необходимо устраивать ограждения в виде дуг . Дуги должны быть расположены на расстоянии не более 800 мм друг от друга и скрепляться между собой не менее чем тремя продольными полосами .
11.4. Размеры смотровых отверстий для технического обслуживания самоходных машин должны соответствовать ГОСТ 27921 , остальных машин - по нормативному документу на машины конкретных моделей .
11.5. Конструкция капота силовой установки , а также других поднимаемых ограждений при верхнем их положении должна исключать возможность их самопроизвольного опускания .
11.6. Самоходные машины должны иметь место для хранения инструмента .
11.7. Точки индивидуальной смазки должны быть обозначены контрастной краской по отношению к основному цвету машины .
11.8. В конструкциях машин для труднодоступных трущихся составных частей должна быть предусмотрена централизованная смазка либо применены подшипники , обеспеченные одноразовой смазкой на установленный период эксплуатации .
12. Пожарная безопасность
12.1. Пожарная безопасность машин должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.004 .
12.2. Элементы шумо - и теплоизоляции , внутреннюю обивку и пол кабины следует изготавливать из огнестойкого материала , который имеет линейную скорость распространения фронта пламени не более 250 мм / мин .
12.3. На самоходных машинах , в легкодоступном месте , должно быть предусмотрено устройство для крепления огнетушителя , конструкция которого должна обеспечивать снятие его без применения инструмента .
Необходимость установки огнетушителей для остальных машин , а также дополнительные меры пожарной безопасности устанавливают в нормативном документе на машины конкретных моделей .
13. Требования к транспортированию
13.1. Конструкция машин должна обеспечивать возможность перевозки их любым видом транспорта в соответствии с правилами перевозки , действующими на данном виде транспорта .
Порядок погрузки грузоподъемными механизмами и закрепления машины на транспортном средстве должен быть указан в руководстве по эксплуатации .
13.2. Конструкция машин , участвующих в дорожном движении , должна обеспечивать возможность фиксации рабочих органов в транспортном положении .
13.3. Рулевое управление машин с максимальной скоростью движения 20 км / ч и более должно соответствовать ГОСТ 27254 ; рабочие и стояночные тормоза должны соответствовать ГОСТ P ИСО 3450 ; для остальных машин - по нормативному документу на машины конкретных моделей .
Конструкция тормозов должна обеспечивать плавность их действия и полную остановку машины . Эффективность действия тормозных систем должна быть достаточной для обеспечения безопасности движения .
13.4. Машины массой более 2000 кг должны иметь буксирное устройство , соответствующее ГОСТ P ИСО 10532 .
Ключевые слова : безопасность , строительные , дорожные и землеройные машины , силовые установки , приводы , органы управления , рабочее место оператора , кабины , условия труда оператора |