МДС 80-2.2000 Использование конкуренции между работниками проектной организации для выживания на рынке. Руководство для директора
ГОССТРОЙ РОССИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
ЦЕНТР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ГП «ЦЕ НТ РИНВЕСТп роект »
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ
МЕЖДУ РАБОТНИКАМИ
ПРОЕКТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ НА РЫНКЕ
МДС 80-2.2000
Руководство для директора
МОСКВА 1998
Д аются о бщие положения по организации внутренней конкуренции в прое ктной организации , рассматри ваются метод ы содейств ия разви ти ю кон ку ренции и практические воп росы организаци и внутренн ей конкуренции для различных уровней управления.
Юр и дически вы веренные тексты соглашений позволяют не только акти ви зировать естественное стре млени е проектировщиков к состязательности в процессе их д еятельн ости, но и обеспечить необходимую защит у от не до бросовестной кон куренции как в п ериод действия трудового договора (контракта), так и после его окончания.
Для инженерно-техниче ски х раб отников проектных организаци й вне з ав исимости от организационно-правовых форм их построения.
М етодические ре комендации п одготовлены авторским коллективом: канд. экон. наук М.С. П одольский (научный руководитель), канд. экон. наук О.Н. Р омашка (ответственный исполнитель), А.Н . Жилкина , И.В. Н агайко .
В работе принимали участие: канд. экон. наук Р.Г. Андреев, С.А. Ба рченко в, Н .Н . Би зюк ова , С. В. Ромашко .
ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночных отношений в инвестиционном комплексе сопровож да ется на современном этапе снижением объемов централизованных капитальных вложений, сокращением бюджетного финансирования, появлением на рынке проек тных организ аций новых формаци й (акционерных, частных и т.п.). Проектные организации впервые за всю историю существования вынуждены работать в услови ях ограни ченного спроса на их продукци ю и жесткой конкурентной борьбы.
Новые условия хозяйствования требуют существенной переориентаци и деятельности проектной организации. Для в ыжи вания необходимо знать и и спользовать законы рынка, тщательно изучать и анализировать спрос на конкретные виды проектных работ (услуг), выявлять п отенци альных заказчиков, искать способы более эффективного, чем у конкурентов, удовлетворения потребностей заказчиков, быстро адаптировать производственную программу проектного института к меняющейся рыночной конъюнктуре.
Конкуренция - это обязательный атрибут р ыноч ных отношений . Она возникает на рынке всегда и не зависит от воли и же лания субъектов рыночных отношений. У частие проек тной организации в конк урентной борьб е - это не эпи зод, а ус ловие существовани я.
Внешняя конкурент н ая среда, гд е проектные орга ни зации кон курируют с другими о рганизациями за полу чение з ак азов в отрасли, регионе и т.п., уже сформи ровалась и п реи мущества имеют те проектные орг ани зации, которые лу чше других освоились в новой обстановке и умеют использовать методы борьбы с конкурентами. Участие в конкурентной борьбе будет успешнее, если и внутри проектного инсти тута будет создана аналогичная внешней конкурентная среда, в которой работники института смогут действ овать по тем же правилам, по которым они действуют при взаимоотношениях с внешним миром. Друг ими словами, и внутри проектного инсти тута должна быть создана ситуация получения работы на основе конкуренции.
Создание условий для внутренней конкуренции между работниками - это вопрос пол и тики руководства института и в первую очередь директора. В условиях прежне й админи стратив ной си сте мы предпринимались попытки искусственного создания обстановки состязательности между работниками через институт «социалистического соревнования». Однако, как известно, эт а идея превратилась в пустую формальность, так как существовавшие экономические и идеологические ограничения не позволяли и не заинтересовывали работника «выделиться». В нов ых условиях эти ограничения либо полностью сняты, либо сущ ественно уменьшены, поэтому включение в систему производственно-хозяйственной деятельности факторов состязательности, конкуренции, обеспечивающих «выживание» каждого конкретного работника, должно обеспечить и выживание проект ного института в целом.
Кроме этого, внутренняя конкуренция позволяет существенно уменьшить затраты времени высшего руководства на меры административного регулирования производственного процесса (контроль сроков выполнения работ, контроль за трудовой дисциплиной, распределение объемов работ, их стоимость, разрешение конфликтов по заработной плате и т.п.).
При этом следует иметь в виду, что интересы администрации и отдельного работника в вопросах внутренней конкуренции не совпадают. Работник стремится к монополизму, так как это создает для него благоприятные условия при переговорах о величине оплаты труда и загрузке, а администрация заинтересована в создании конкурентной среды для принятия решения на конкурсной основе.
Настоящие рекомендации посвящены вопросам органи з ации конкуренции между работниками внутри проектного института.
В разделе 1 даются об щ ие положения по организации внутренней конкуренции, усиливающ ие конкурентный «тонус» проектн ой организации.
В разделе 2 рассматриваются методы содействия развитию конкуренции, которые может применять директор института.
В разделе 3 осв е ще ны практические вопросы организации внутренней конкуренции для различных уровней управления.
В приложения вынесены вспомогательные материалы, рекомендуемые для использования при осуществлении мероприятий по организации внутренней конкуренции между работниками.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕЙ КОНКУРЕНЦИИ В ПРОЕКТНОМ ИНСТИТУТЕ
1.1. Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов , при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения продукции на данном рынке и стимулируют производство тех товаров (продукции), которые требуются потребителю.
Конкуренция в рыночных условиях хозяйствования является формой существования предприятий , организаций и отдельных работников.
Общим принципом (условием) возникновения конкуренции я в ляется превышение пре дложения над спросом: превышение мощностей проектного института (его п одразделен ий и специалистов) над потребностями заказчиков в разработке проект ной продукции (услуг).
1.2 . Налич и е конкуренции между работниками в нутри проектного ин стит ут а означает, что созданы такие организационные, экономические и социальные условия, которые позволяют директору института, управляющему проектом (ГИПу, Г АП у) и начальнику основного п роектного отдела (мастерской) принимать решения о том, кому поручить выполнение работ ы, за какую цену и в какие сроки на конкурентной основе, т.е. в момент принятия решения претендент ов на п олучение работы должно быт ь больше чем один. Только в этом случае можно рассчитыват ь на быструю адаптацию к условиям рынк а.
1.3. На состояние конкурентной борьбы внутри проектного инс т ит ута оказывают влияние множество факторов, сущест венными из кот орых являются следующие (см. рисун ок):
влияние проектных организаций-конкурентов;
влияние заказчиков проектной продукции (услуг);
влияние поставщиков ресурсов;
влияние но в ых видов проект ной продукции.
Уч ет указанных факторов определяет выбор методов организации внутренней конкуренции.
Внешн и е воздействия, усиливающие конкурентн ый «тонус» проектной организации
1.4. Важнейшими мероприятиями, с помощью которых руководство проектного института может оказать воздействие на формирование внутренней конкуренции, являются:
увеличение числа производителей проектной продукции, в том числе содержание части временно незанятых работников;
разделение существую щ их производственных подразделений, выделение групп специалистов в самостоятельных участников конкуренции (временные трудовые коллективы);
использование возможности привлечения специалистов, не состоящих в штате проектной организации.
2. МЕТОДЫ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ В ПРОЕКТНОМ ИНСТИТУТЕ
2.1. Формирование конкурентной среды в проектном институте
2.1.1. Для формирования конкурентной ср е ды в проектном институте необходимо обеспечить наличие следующих условий:
1. Свободный доступ на рынок проектной продукции (услуг) внутри проектного и нститута. Каждый работник должен иметь право участвовать (заявлять об участии) в получении заказов на разработку проектной документации.
2. Привлечение не менее двух претендентов при получении заказа на разработку проектной документации. Необходимо создать условия для формирования рынка рабочей силы, преодоления монополии отдельных подразделений и специалистов (узкой специализации) путем создания параллельных струк т ур (дублирования подразделений и работни ков), формирования временных трудовых коллекти вов, привлечения работников и организаций со стороны.
3. Равный доступ к материальным, трудовым, финансовым и другим ресурсам. Необходимо создать равные условия для выполнения любого заказа в обес п ечении материальными, финансовыми и другими ресурсами. Не следует устанавливать приоритеты в ресурсном обесп ечении в зависимости от вида объекта, объема работ, « важности» заказчика и др.
4. Однородность выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) подразделениям и и специалистами проектного института. Конкуренция может возникнуть только в том случае, если продукт (работа, услуга) один, а претендентов на его изготовление больше одного.
5 . Равный доступ участников конкуренции к информации о спросе и предложении на проектную продукцию (услуги) инсти тута, ценах и сроках раз работки и др.
6. Независимость конкурентов при принятии решений. Директор проектного института должен создать ситуацию, не поз в оляющую осуществлять давление на кого-либо из конкурентов (подразделение или специали ста) по в опросам согласования цены, сроков разработки и других условий выполнения работ. Претенденты на выполнение ра боты должны руководствоваться только личными и нтере сами, в состав которых, как прав ило, входят: получение более высокого материа льного вознаграждения за выполненную работу, удовле творение личных профессиональных притязаний, стремление повысить собственную репутацию и т.п.
2.1.2. Вместе с тем следует принять ме ры по предотвращ ению возможности соглашения между конкурентами по вопросам контроля над ценами, сроками разработки и др. (более подробно см. п. 2.3 настоящ его руководства).
2.2. Недопущение недобросовестной конкуренции в проектном институте
2.2 .1 . Недобросовестная конкуренция чаще всего проявляется в следующем:
распростран е ние ложных, неточных или и скаженных сведений, способных при чинить убытки конкуре нту (подразделению, специалисту) либо нане сти ущерб ег о деловой ре пу тации;
вв е де ние потре бите ле й (заказчиков прое ктной продукции (услуг)) в заблужде ние относительно характе ра, способа и места и зготовле ния, потре бите льских свойств, каче ства прое ктной продукции (услуг), разрабатываемых конкуре нтом;
некорректно е сравнение собственных работ (услуг) с работами (услугами ) конкурентов;
самовольное использован и е това рного знака, фирменного наименования или марки проектной продукции , а также копирование вне шнего оформления продукции конкуре нта;
полу ч ение, и спользование , разглаше ни е научно-техниче ской, производстве нной или комме рческой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владе льца.
2.2.2. Наиболее распростран е нный способ недобросовестной конкуренции в прое ктном институте - использование в собстве нных работах проектных мате риалов других работников (подразделений) без разре ше ния авт ора, поскольку доступ к архивным материалам в большинстве случаев свободный.
Этот недостаток может быть устранен вв е де ние м правила, в соответствии с которым доступ к архивным материалам должен быть согласован с автором разработки .
2.2.3. Для ограни ч ения возможной недобросове стной конкуре нции при прие ме на работу в прое ктный и нститут целесообразно заключать с работниками специальные соглашения, в состав которых включать соглашение о неразглашении конфиде нциальной информации, соглашение о недопущени и конкуре нции со стороны работника, в том числе при выполнении работ во вре менных творче ских колле ктивах. Компле кт ре коме ндуе мых форм документов по не допуще нию не добросове стной конкуренц ии в проектном инсти туте приве де н в прил . 1 - 4.
2.3. Антимонопольные воздействия руководства проектного института
2.3.1. Основная задача руководства проектной организации при формировании антимонопольных воздействий заключается в предупреждении, огран и чении и пресечении действий подразделений (специалистов), занимающих доминирующее положение в проектной органи заци и, которы е могут иметь своим результатом существенное ограничение конкурен ции и /или ущемление интересов других подразделений (работ ников). В практическом плане антимонопольные воздействия руководства проектного института целесообразно рассмотреть с двух сторон - что следует, и что не следует делать директору (руководству) для преодоления монопольного положени я подразделений (работников).
2.3.2. Для п реодоления монопольного положения подразделений (работников) не рекомендуется:
устанавливать запреты подразделениям (работникам) на осуществление определе н ных видов деятельности или на производство определенных видов проектн ой продукции (услуг);
необоснованно препятствовать осуществлению деятельнос т и подразделений (работников) в какой-либо сфере проектной деятельности;
устанавливать запреты на разработку проектной продукции (услуг) для определенных заказчиков или регионов или иным образом ограничивать пра в а подразделений (работников) на производство проектной продукции (услуг);
препятствовать созданию новых с т руктур (подразделений, должностей, временных творческих коллективов) в проектном инстит ут е;
предоставлять отдельным подразделениям (работникам) льготы, ставящие их в преимущес т венное положение по от ношению к други м подразделениям (работникам), занятым разработкой проектной продукции (услуг).
2.3.3. В случаях , когда подразделения (работники) занимают доминирующее положение, осуществляют монополистическую деятельность, директ ору целесообразно:
приня т ь решение о принудительном разделении подразделений и /ил и создан ии но вых рабочих мест (должн остей);
за п ретить слияние и п рисоединение подразделений.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕЙ КОНКУРЕНЦИИ МЕЖДУ РАБОТНИКАМИ
3.1. Конкурентные условия: «Директор - управляющий проектом»
Поя в ление в «портфеле заказов» объекта проектирования позволяет директору для обеспечения внутренней конкуренции объявить конкурс среди работников института на управляющего проектом. Прежде директор назначал ГИП а административно. Рыночные и административно-командные отношения несовместимы. Если между проектным институтом и заказчиком действуют рыночные отношения, то и в отношениях между работодателем и исполнителем внутри проектного института также должны действовать рыночные механизмы: договорные цены на работу, свободный выбор исполнителей исходя из экономических интересов сторон.
Участие в конкурсе могут приня т ь все обладающие необходимой квалификацией специалисты, если не устанавливаются дополнительные ограничения. Возможный порядок назначения управляющего проектом приведен в п рил. 5.
Следует особо сказать о наименовании должности «управляющий проектом». Традиционно в роли упра вл яющего проектом выступает главный инженер (главный архитектор) проекта. В рыночных условиях лучше, как это принято в международной практике, перейти к наименованию «управляющий проектом». Назначение управляющего проектом на основе конкурса дает возможность директору проектного института достигать лучших условий выполнения работ для организации в целом. Возможными критериями при выборе кандидатуры для назначения управляющего проектом могут быть:
улучшение технико-экономических показателей проектируемого объ ек та;
сокращение сроков проектирования и строительства;
сокращение трудоемкости проектных работ;
более выгодные для проектной организации условия расчетов с участниками ра з работки проекта.
При выборе управляющего проектом набольшее значение следует придавать репутации канд и дата (конкурсанта).
Взаимоотношения между работодателем в лице директора проектного института и управляющим проектом целесообразно оговаривать в форме контракта.
Директор института в предварительном соглашении (протоколе о намерениях) с заказчиком фиксирует предварительную договорную цену работ. Предварительная договорная цена является конфиденциальной информацией директора. Управляющий проектом, который выиграл конкурс, называет директору свою цену (ценовая конкуренция). Разница в цене остается в распоряжении директора и может использоваться на общеинститутские нужды (например, на оплату участия институ т а в тендерах на получение новых заказов, проведение рекламных кампаний и т.п.). Опыт показывает, что цена работ, которую запрашивает управляющий проектом, должна соответствовать запросам участников разработки проекта.
3.2. Конкурентные условия: «Управляющий проектом - начальник основного проектного отдела»
После подписания контракта с заказчиком управляющий проектом приступает к формированию временного трудового коллект и ва. При рыночн ых отношениях формирование коллектива разработчиков не может быть принудительным. Управляющий проектом располагает разнообразными возможностями для формирования временного трудового коллектива на основе добровольного заинтересованного участия. Например, управляющий проектом может обратиться с предложением, принять участие в работе над проектом к руководителям основных проектных отделов. В этом случае управляющий проектом будет обсуждать договорную цену отдельных разделов проекта, которые разрабатываются в отделе, как работодатель. Если управляющего проектом не устраивают предлагаемые руководителями отделов условия, он может обратиться к другим подразделениям (работникам) институт а, а также привлечь специали стов со стороны. При этом может возникнуть вопрос, имеет ли право управляющий проектом вступать в отношения со специалистами основных проектных отделов напрямую, минуя руководителей подразделений инсти тута. Это зависит от решения руководителя подразделения. Начальник основного проектного отдела вправе как не допускать п олучени я заказов на выполнение работ специалистами отдела минуя начальника, так и предоставить право отдельным сп ециали стам заключать соглашения на выполнение работ нап рямую. Привлечение управляющим проектом внештатных высококвалифицированных специалистов позволяет с одной стороны дост игать более в ысоких результатов, если квалификация штатных работ ников недостаточно высокая, а с другой, соз давая конкуренцию штатным работникам, влиять на цены и другие условия вып олнения работ.
Наряду с обсуждением цены работ управляющий проектом может поставить перед руководителем основного проектного отдела услов и е об участии в работе конкретных спец иалистов.
Проведение конкурса является своеобразным ситом, через которое «просеиваются» специалисты , претендующие на участие в разработке проектн ой продукции. Штатные работники, которые не выигрывают конкурс, которых редко включают в состав временных трудовых колле ктивов, будут вынуждены самостоятельно принимать меры по повышению своей кв алификации, улучшению исполнительной дисциплины, укреплению долговременных деловых отношений. В противном случае, как вариант, искать другое место работы. Важно то, что рыночные отношения избавляют руководителя от необходимости заставлять кого-либо выполнять установленные задания, следить за дисциплиной, соблюдением сроков выполнения работ.
3.3. Конкурентные условия: «Начальник основного проектного отдела - проектировщик (исполнитель)»
При переходе к рынку изменяется статус основного проектного отдела проектного института. Отдел превращается в своеобразный рынок рабочей силы. Задачей начальника отдела становится поддержание высокого потенциала работн и ков отдела - укомплектование отдела высококвалифицированными специалистами и повышение их квалификации, обеспечение доступ а к прогрессивным техническим средствам и создание условий для применения высокоэффективных технологий выполнения работ, информационное обеспечение, создание благоприятного психологического климата и др. В период работы во временном трудовом коллективе специалисты отдела (административного и технического) подчиняются управляющему проектом.
Конкурентные условия, создаваемые начальником отдела, направлены на обеспечение соответствия квалификации специалистов и их загрузки потребностям управляю щ их проектами. Начальник отдела согласовывает с управляющим проектом (ГИПом) величину оплаты (стоимость) работы, выполняемой в отделе, и определяет специалиста, который будет ее выполнять.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СОГЛАШЕНИЕ
о неразглашении конфиденциальной информации
1. При поступлении на работ у по найму работник
___________________________________________________________________________
ф . и. о. работника
ста в ится в известность, что в течение срока найма ему может быть сообщена некоторая конфиденциальная информация, в том числе:
а) техническая: методы, процессы, формулы, составы, изобретения, машины, компьютерные программы, научно-исследовательские проекты и проектная продукция;
б) коммерческая: списки организаций-заказчиков, данные по ценам, системы или планы, касающиеся маркетинга, производства или коммерческих операций.
2. Работник обязуется в течение срока найма, а также в любой момент после его окончания не использовать в собственных интересах или в интересах других лиц, а также не разглашать или не сообщать другим лицам какую-либо конфиденциальную информацию или любые иные сведения, касающиеся организации, в нарушение настоящего соглашения.
3. После окончания срока найма работник обязуется вернуть организации все документы, относящиеся к ее деятельности, в том числе: чертежи, синьки, отчеты, инструкции, переписку, списки заказчиков, компьютерные программы и все прочие материалы, а также все копии названных материалов, имеющие какое-либо отношение к деятельности организации и полученные в течение срока найма. Работник также обязуется не оставлять себе никаких копий вышеназван н ых материалов.
4. Организация может уведомить любого или возможного нанимателя о существовании настоящего соглашения.
5. Настоящее соглашение обязательно для работника и его личных пр е дставителей и правопреемников и защищает и нтересы организации, ее преемников и правопреемников.
6. Невозможность выполнения любого из положений названного соглашен и я не должна препятствова ть выполнению и не затрагивает других положений.
7. В случае любого нарушения настоящего соглашения органи з ац ия и мее т полное право на освобождени е от ответственн ости по судебному запре ту, в дополнение ко всем прочим правам, без объяв лени я обяз ательств.
Работ н ик Организация
________________________________ М. П. ________________________________
ф. и. о. д о лжность, ф. и. о.
________________________________ ________________________________
дата дата
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
СОГЛА ШЕНИ Е
о недопущении конкуренции со стороны работника
Форма 1
При поступлении на работу по найму в
___________________________________________________________________________
наиме н ование организации
я, н иж еподпи сав ши й(ая )ся, обязуюсь по окончании срока найма и независимо от причин его окончания не конкурировать с организацией, а также с ее преемниками и правопреемниками.
Термин «не конкурировать», употребленный в настоящем соглашении, означает, что я обязуюсь не консультировать и не предпринимать к тому попыток прямо или косвенно, или любым иным способом от своего им е ни или от имени любой другой фирмы в отношении клиентов или счетов организации, существовавших в период моей работы по найму в названной организации.
Настоящее соглашение о недопу щ ении конкуренции остается в силе и действует в течение _______ лет, начиная с даты окончания срока найма.
____________________________
ф . и . о . работника
____________________________
дата
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
СОГЛАШЕНИЕ
о недопущении конкуренции со стороны работника
Форма 2
При поступлении на работу по найму в
___________________________________________________________________________
наим е нование орган из ации
я, н и жеп одпи савший (ая)ся, обязуюсь не конкурировать прямо или косвенно с деятельностью организации или ее преемников и правопреемников в течение срока найма и в течени е _______ лет по окончании срока найма независимо от причин его окончания.
Термин «не конкурировать», употребленный в настоящем соглашении, о з начае т, что я обязуюсь не владеть, не управлять, не вести дела, не консультировать и не работ ать по найму в деловом предприятии, аналогичном или конкурирующем с орган изацией по профилю ее настоящей хозяйственной деятельности и течение срока найма. Д ействие настоящего соглаш ения распространяется на те географические регионы, в которых организация обычно ведет делов ые операции.
Я признаю, что организация должна или может в связи с настоящ и м соглашени ем обеспечить мне доступ к св едениям конфиденци ального характера и что положения настоящего соглашения разумно необходимы для защиты интересов организации и ее пре сти жа.
В случае любого наруш е ния настоящего соглашения организация имеет право на осв обождение от ответст венности по суд ебному запрету с дене жной компенсацией.
Н а стоящее соглашение носит обязательный характер и защищает и нтересы сторон, их преемни ков, правоп рее мников и личных п ред ст авит елей.
____________________________
ф . и . о . работника
____________________________
дата
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
СОГЛАШЕНИЕ
о недопущении конкуренции со стороны работника
Специальные ограничения
Форма 3
При поступлении на работу по найму в
___________________________________________________________________________
н аименование организации
я, н иж еп одписавш ий(ая )ся, настоящим даю обязательство в том, что по окончании срока найма и независимо от его причин я не буду конкурировать с хозяйственной деятельностью организации либо ее преемников и правопреемников.
Термин «не конкурировать», употребленный в настоящем соглашении, означает, что я обязуюсь прямо или косвенно как владелец, должностное лицо, директор, работник, консультант, акционер или партнер:
1. Не способствовать п олучению заказов на товары и услуги, конкурирующие с товарами и услугами организации.
2. Не принимать приглашение на работу и не работать по найму в фирме, занимающейся продажей товаров и предоставлением услуг, составляющих конкуренцию товарам и услугам организации.
3. Не вступать в контакт с целью консультирования их хозяйственной деятельности с заказчиками, существовавшими в период моей работы по найму в организации.
Настоящее соглашение остается в силе и действует в течение ______ лет , начиная с даты окончания срока моей работы по найму в организации независимо от того, какой стороной и вследствие каких причин прервана моя работа в организации.
____________________________
ф . и . о . работника
____________________________
дата
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ УПРАВЛЯЮЩЕГО ПРОЕКТОМ
1. Общ и е п оложения
1 .1. Упра в ляющий проектом назначается для организации разработки проектной, контрактной, тендерной и другой документации и руководства п роектн о-изыск ательски ми работами, а т акже работами по оказанию и нженерно-консультационных услуг заказчику в течение всего периода инвестиционной деятельности: предварительных технико-экономических оценок и расчетов инвестиции , проведения торгов (тендера), заключения договора (контракта ) с за ка зчиком, проектирования, строительства, ввода в действие объекта и освоения проектных мощностей.
1.2. Управляющий пр о ектом назначается из числа наиболее квалифиц ированных специалистов, как правило, на конкурсной основе с заключение м индивидуального соглашения (контракта ) об условиях выполнения работ, организации и оплаты труда. Управляющий проектом может назначаться из числа как штатных, т ак и в нешта тных работни ков.
Участие в конкурсе могут принять все желающие, обладающие необходимой квалификацией, если не установлены дополнительные ограничен и я.
Критер и ями выбора уп равляющего проектом на основе конкурса могут быть: возможность достижения более высоких технико-экономиче ски х показ ателей проектируемого объекта, сокращение сроков прое ктирования и строительства, сокращение трудоемкости проектных работ, более выгодные для института условия расче тов с участниками разработки проекта. Особое значение должно придаваться оценке репутации претендента: его характер, коммуникабельность, исполни тельность , обязательность, деловитость, пунктуальность, порядочность, умение договариваться, внимательность, вежливость, отз ывчивость, работоспособность и др.
1.3. Д и ректор инсти тута обеспечивает претендентам до ступ к и нформации о предлагае мых:
основных технико-экономических характеристиках объект а проектиров ания;
стадии проектирования;
сроках окончания работ.
1.4. Предложения по кандидатурам для назначения управляю щ его проектом подготавливает начальник планово-производствен ного отдела по согласованию с главным инженером института.
1.5. Решение о назначении управляющего проектом принимается директором института при достижении соглаш е ния (подписания контракта) с управляющим проектом об условиях выполнения работ, организации и оплаты труда.
1.6. Управляющий проектом считается назначенным со дня подписания им и директором института контракта.
2. Заключение соглашения (контракта) об условиях выполнения работ, организа ц ии и оплаты труда
2.1. При достижении соглашения между директором института и упра в ляющим проектом об условиях выполнения работ, организации и оплаты труда управляющ им проектом подготавливается проект контракта.
2.2. Контракт является временным соглашением между работодателем в лице директора института и работником, в соответствии с которым последний обязуется выполнить работы определенного объема и качества в требуемые сроки за вознаграждение.
Контракт должен содержать:
наименования сторон;
предмет контракта;
сроки выполнения работ;
условия организации работ;
стоимость работ и порядок расчетов;
порядок сдачи и приемки работ;
ответственность сторон;
условия соблюдения конфиденциальности;
права сторон по использованию р е зультатов выполненных работ по контракту и распоряжению ими;
порядок урегулирования разногласий;
порядок изменения и расторжения контракта;
дату вступления контракта в силу.
Кроме того, могут быть предусмотрены другие условия, которые стороны признают необходимым отразить в контракте.
В состав контракта по соглашению сторон могут входить:
техническое задание или документ , его заменяющий;
календарный план работы и др.
Дополнения и изменения контракта должны оформляться дополн и тельными соглашениями к контракту.
2.3. Контракт считается заключенным с момента подписания сторонам и , если услов иями контракта не установлено иное.
2.4. В случае утраты рабо т одателем в период действ ия контракта прав юридического л ица вследствие реоргани зации или ликв идации инст ит ута права и обязанност и по указанному контракту пере ходят к ег о правопреемни ку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О конкуренции и ограничении монопо листической деятельности на товарных рынках: Закон РСФСР// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - М., 1 991 . - № 16. - Ст. 499.
2. Как по в ысить конкурентоспособность вашего предприятия: Зарубежный опыт. - М., 1992.
3. Ка рл оф Б. Деловая стратегия: Пер. с а нг л./Н ау ч. pe д. и авт. послесловия В.А . П риписнов. - М .: Экономика, 1991.
4. Контрактная система найма и оплаты труда в проектных организациях (формы, положения и процедуры офор м ления контрактных отношений). - Вып. 1. - М., 1992.
5. Рекомендации по изучению рынка проектной продукции/ЦНИИпрое кт . - М., 1993.
6. Руководство по организационным и экономическим методам борьбы с конкурентами на рынке проектной продукции. - М ., 1992.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . 1 1. Общие положения по организации внутренней конкуренции в проектном институте . 2 2. Методы содействия развитию конкуренции в проектном институте . 3 2.1. Формирование конкурентной среды в проектном институте . 3 2.2. Недопущение недобросовестной конкуренции в проектном институте . 4 2.3. Антимонопольные воздействия руководства проектного института . 4 3. Организация внутренней конкуренции между работниками . 5 3.1. Конкурентные условия: «Директор - управляющий проектом» . 5 3.2. Конкурентные условия: «Управляющий проектом - начальник основного проектного отдела» . 6 3.3. Конкурентные условия: «Начальник основного проектного отдела - проектировщик (исполнитель)» . 6 Приложение 1 Соглашение о неразглашении конфиденциальной информации . 6 Приложение 2 Соглашение о недопущении конкуренции со стороны работника . 7 Приложение 3 Соглашение о недопущении конкуренции со стороны работника . 8 Приложение 4 Соглашение о недопущении конкуренции со стороны работника . 8 Приложение 5 Порядок назначения управляющего проектом .. 9 Список литературы .. 10 |