Приказ 7 Об утверждении Положения об органе по регулированию цен и тарифов на услуги ЖКХ
Приказ Госстроя России
от 09.07.99 № 7
«Об утверждении Положения об органе по регулированию цен и тарифов на услуги ЖКХ»
В целях реализации Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. № 425 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 18, ст. 2131), и Концепции ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, одобренной на заседании Правительственной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 22.01.99 г., ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение об органе по регулированию цен и тарифов на услуги ЖКХ.
2 . Управлению реформирования жилищно-коммунального хозяйства (Дронов А.А.) обеспечить в 1999 году доведение указанного Положения до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
3 . Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Госстроя России Чернышова Л.Н.
Первый заместитель Председателя С.И. Круглик
Положение об органе по регулированию цен и тарифов на услуги ЖКХ
I. Общие положения
1.1 . Настоящее «Положение» разработано на основании действующего законодательства и определяет вопросы представления, согласования и утверждения тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
1.2 . Понятия, использованные в настоящем Положении:
локальная естественная монополия - состояние товарного рынка, характеризующееся отсутствием конкуренции в производстве и поставке жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) в силу технологических особенностей производства, невозможностью замены ЖКУ другими услугами, или товарами, практической независимостью спроса на данном товарном рынке от уровня цен на предоставляемые услуги;
субъект локальной естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров - поставкой ЖКУ потребителям - на товарных рынках в условиях естественной монополии: предприятие или организация водопроводно-канализационного хозяйства, тепло-, энергоснабжения, жилищного хозяйства и т.д.;
ценообразование - формирование органами местного самоуправления коммерческими организациями тарифов на жилищно-коммунальные услуги (размера платы за услуги);
регулируемая цена - цена товара, услуги (тариф), складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на эту цену, в том числе путем установления ее предельной или фиксированной величины;
тарифы на ЖКУ - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за жилищно-коммунальные услуги;
регулируемая деятельность - производственно-хозяйственная и предпринимательская деятельность в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, подлежащая регулированию на основании действующего законодательства;
период регулирования - временный интервал (квартал, полугодие, год), принимаемый для расчета показателей, включаемых в предложения по установлению тарифов (размера платы за услуги);
потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товар (услугу), производимый хозяйствующим субъектом;
регулирующий орган - орган по регулированию тарифов на услуги ЖКХ, создаваемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления. Регулирующий орган может быть создан в виде специализированной постоянно действующей межведомственной комиссии или путем передачи прав, обязанностей и полномочий регулирующего органа подразделению органа исполнительной власти. Соответствующим подразделением является: отдел, управление, департамент администрации.
1.3 . Регулирующий орган создается, реорганизуется и ликвидируется по инициативе органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления, действует на основании утверждаемого ими Положения и наделяется соответствующими правами по формированию ценовой политики и разработке нормативно-информационной базы в жилищно-коммунальном хозяйстве.
1.4 . В своей деятельности регулирующий орган руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законами Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями, приказами Госстроя России, иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления, действующими в сфере его компетенции.
II. Основные задачи
2.1 . Основными задачами регулирующего органа являются:
- проведение единой политики в области ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- осуществление регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, обеспечивающее согласование интересов производителей и потребителей ЖКУ;
- разработка нормативно-методической базы для осуществления политики регулирования тарифов;
- содействие созданию благоприятных экономических условий для привлечения инвестиций в ЖКХ;
- защита социально-экономических интересов потребителей, прежде всего населения, от монопольного увеличения тарифов на ЖКУ;
- мониторинг и анализ существующих цен и тарифов на ЖКУ.
III. Функции
3.1 . В соответствии с возложенными на регулирующий орган задачами он осуществляет следующие функции:
- определяет сферы регулирования и формирует реестр организаций, в отношении которых осуществляется регулирование и контроль;
- определяет группы потребителей;
разрабатывает, рассматривает и готовит к утверждению в пределах своей компетенции тарифы на ЖКУ;
- определяет методы ценового регулирования для каждого вида жилищно-коммунальных услуг;
- проверяет хозяйственную деятельность регулируемых предприятий в части, затрагивающей формирование тарифов;
- разрабатывает и утверждает примерные договоры для регулируемых предприятий в случае предоставления ему данного права соответствующими органами власти;
- рассматривает разногласия и споры между регулируемой организацией и ее потребителями;
- проводит анализ ценообразующих факторов в ЖКХ;
- участвует в разработке методических и нормативных документах по вопросам ценообразования на жилищно-коммунальные услуги муниципальных образований;
- представляет в Госстрой России данные, необходимые для формирования федеральных стандартов.
IV. Права и ответственность
4.1 . Регулирующий орган в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за:
- экономическую обоснованность тарифов (размеров платы за услуги);
- своевременность введения тарифов;
- разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну регулируемых предприятий.
4.2 . При рассмотрении предложений по регулированию тарифов регулирующий орган обеспечивает открытость для потребителей, производителей и поставщиков услуг процесса установления тарифов.
4.3 . Регулирующий орган обязан информировать общественность через средства массовой информации о любых изменениях в тарифах на жилищно-коммунальный услуги перед их практическим введением.
4.4 . Регулирующий орган устанавливает период регулирования.
4.5 . Регулирующий орган устанавливает условия, при наличии которых субъекты локальных естественных монополий имеют право представить предложения о пересмотре тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
4.6 . Основными условиями для пересмотра тарифов на ЖКУ являются:
изменение затрат на производство жилищно-коммунальных услуг более, чем на 5 процентов, вызванное ростом цен на топливо, электроэнергию, оборудование, другие материальные ресурсы, изменением условий оплаты труда и тарифного соглашения;
изменение перечня и размера, установленных нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обязательных отчислений и платежей;
изменение процентной ставки Центрального банка Российской Федерации и коммерческих банков по долгосрочным кредитам на внутреннем рынке.
4.7 . Регулирующий орган определяет порядок подачи предложений по изменению величины тарифов на ЖКУ, их рассмотрения и утверждения.
4.8 . Регулирующий орган утверждает список и типовые формы документов, предоставляемых для рассмотрения тарифов, а также для контроля за регулируемыми предприятиями по каждому регулируемому виду деятельности.
4.9 . Типовые формы, предоставляемые для утверждения тарифа, должны содержать информацию, необходимую для принятия обоснованного решения.
4.10 . В типовых формах должны быть отражены основные аспекты деятельности хозяйствующих субъектов на текущий и планируемый периоды:
Основные показатели производственно-хозяйственной деятельности:
- затраты на техническое обслуживание и эксплуатацию;
- затраты на повышение эффективности работы (приложение: программа повышения эффективности производства);
- затраты по обеспечению экологической безопасности;
- затраты на оплату труда (приложение: расчет по основным категориям работающих);
- оплата процентов за кредиты;
- расчет прибыли.
Показатели, характеризующие систему производства и управления предприятием:
- индикаторы качества предоставляемых услуг: соответствие параметров энергоресурсов нормативным значениям;
- индикаторы эффективности производства: процент производственных потерь, затраты энергии и топлива на единицу услуги, доля численности работающих к общему числу потребителей, затраты на эксплуатацию и обслуживание на единицу натурального показателя услуги;
- дополнительные производственные показатели: среднесуточное количество производимых услуг, установленные производственные мощности, количество обслуживаемых потребителей по основным группам.
План капитальных работ на регулируемый период с указанием источников финансирования.
Форма типового договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг.
4.11 . Регулирующий орган осуществляет контроль обоснованности уровня тарифов и уровня рентабельности на жилищно-коммунальные услуги.
4.12 . Регулирующий орган оказывает методическую помощь отраслевым предприятиям в заполнении типовых форм.
4.13 . Формирует информационно-нормативную базу по ценообразованию в жилищно-коммунальном хозяйстве.
4.14 . В случае нарушения и невыполнения решений по вопросам тарифов на ЖКУ регулирующий орган вправе:
- принять в соответствии со своими полномочиями решения или подготовить рекомендации по принятию решений по фактам нарушения хозяйствующими субъектами и направить им обязательные для исполнения предписания об их устранении;
- временно снизить регулируемому предприятию тарифы или рекомендовать временно снизить тарифы на величину, необходимую для компенсации убытков понесенных потребителями и подготовить соответствующее решение;
- обращаться в соответствующие органы с целью привлечения привлечь к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей регулируемых организаций, в случае их неправомерных действий;
- принять участие при рассмотрении в суде дел, возбужденных по фактам невыполнения решений регулирующего органа, принятых в пределах его полномочий, и привлечения к административной ответственности виновных должностных лиц.
V. Состав регулирующего органа
5.1 . Регулирующий орган возглавляется руководителем (начальником). Количественный и персональный состав регулирующего органа утверждается постановлением главы соответствующей администрации. В состав регулирующего органа должны войти специалисты, постоянно работающие на профессиональной основе, привлекаемые эксперты, представители потребителей в лице соответствующих сотрудников территориального управления Министерства по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства, представители Комитетов по защите прав потребителей, представители общественных жилищных организаций (ТОСы, союзы, ассоциации ЖСК, ТСЖ, жилищные движения, Советы ветеранов и т.д.), представители регулируемых предприятий и соответствующие руководители профильных отделов администрации.
5.2 . Руководитель регулирующего органа:
- осуществляет руководство и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на регулирующий орган задач и осуществление им своих функций;
- представляет регулирующий орган во взаимоотношениях с другими организациями, органах государственного управления, арбитражных и иных судах, контролирующих органах, налоговых службах;
- организует работу регулирующего органа;
- устанавливает степень ответственности, права и обязанности своих заместителей;
- подписывает протоколы решений.
5.3 . Руководитель может приостановить выполнение решения регулирующего органа с целью проведения дополнительной работы по отдельным вопросам (в исключительных случаях).
5.4 . Регулирующий орган правомочен, принимать решения при наличии двух третей своего состава. Соответствующие решения принимаются регулирующим органом двумя третями голосов, присутствующих на заседании, путем открытого голосования.
5.5 . В состав регулирующего органа не должны включаться лица, имеющие финансовые и иные личные интересы в хозяйствующих субъектах, регулируемых в соответствии с данным положением.
5.6 . В целях обеспечения объективности оценки представленных предложений и обоснованности расчетов регулирующий орган или субъект локальной естественной монополии может привлекать независимых экспертов, заключение которых представляется на заседании регулирующего органа до принятия решения об установлении и сроках введения тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
VI. Организационные вопросы
6.1 . Источники финансирования регулирующего органа определяются в соответствии с Положением об органе по регулированию цен и тарифов на услуги ЖКХ, утвержденным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
6.2 . Источниками финансирования могут быть:
- средства бюджетов различных уровней;
- внебюджетные фонды.
6.3 . Регулирующий орган представляет в государственные органы информацию по вопросам ценообразования и регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги в регионе.
6.4 . Регулирующий орган разрабатывает и утверждает Порядок (Процедуру) представления, согласования и утверждения тарифов на жилищно-коммунальные услуги и согласовывает его с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления. Разработка Процедуры должна быть осуществлена регулирующим органом в течение двух месяцев с момента его формирования и утверждения положения о нем.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Общие положения . 1 II. Основные задачи . 2 III. Функции . 2 IV. Права и ответственность . 3 V. Состав регулирующего органа . 4 VI. Организационные вопросы .. 5 |