РД 04-424-01 Положение о порядке разработки (пересмотра), введения в действие нормативных документов Госгортехнадзора России и согласования нормативных документов других федеральных органов исполнительной власти

Приказ Госгортехнадзора РФ от 6 ноября 2001 г. N 147

О внесении Изменения N 1 в Положение о порядке разработки (пересмотра), введения в действие нормативных документов Госгортехнадзора России и согласования нормативных документов других федеральных органов исполнительной власти

В целях совершенствования порядка разработки, введения в действие, государственной регистрации, а также упорядочения издания нормативных документов Госгортехнадзора России приказываю:

1. Внести Изменение N 1 в "Положение о порядке разработки (пересмотра), введения в действие нормативных документов Госгортехнадзора России и согласования нормативных документов других федеральных органов исполнительной власти" ( РД 04-287-99), утвержденное приказом Госгортехнадзора России от 24.05.99 N 93.

2. Утвердить и ввести в действие с момента утверждения "Положение о порядке разработки (пересмотра), введения в действие нормативных документов Госгортехнадзора России и согласования нормативных документов других федеральных органов исполнительной власти" в новой редакции с учетом внесенных изменений (приложение).

3. Признать утратившим силу приказ Госгортехнадзора России от 24.05.99 N 93 с момента вступления в действие настоящего приказа.

Начальник Госгортехнадзора России                                           В.М. Кульечев

Положение
о порядке разработки (пересмотра), введения в действие нормативных документов Госгортехнадзора России и согласования нормативных документов других федеральных органов исполнительной власти

РД 04-424-01 *(1)

Утверждено

приказом Госгортехнадзора РФ

от 6 ноября 2001 г. N 147

Срок введения в действие с момента утверждения

I. Общие положения

II. Планирование разработки (пересмотра) нормативных документов

III. Разработка и пересмотр нормативных документов

IV. Рассмотрение и согласование проектов нормативных документов

V. Принятие нормативных документов

VI. Согласование нормативных документов, направляемых другими федеральными органами исполнительной власти

VII. Государственная регистрация нормативных правовых актов

VIII. Регистрация нормативных документов в Госгортехнадзоре России

IX. Информирование о принятых нормативных документах

X. Издание и распространение нормативных документов

XI. Введение в действие нормативных документов и формирование информационных фондов

Приложение 1 Определения используемых понятий

Приложение 2

Приложение 3 Перечень видов нормативных документов

I. Общие положения

Госгортехнадзор России для решения возложенной на него задачи по нормативному регулированию вопросов обеспечения промышленной безопасности, охраны недр и рационального использования полезных ископаемых, безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом, осуществляет следующие функции:

участвует в разработке проектов законодательных актов Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам, входящим в его компетенцию;

организует разработку (и разрабатывает), утверждает федеральные требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, рациональное использование минеральных ресурсов, безопасности при транспортировке опасных продуктов, охраны недр, и относящиеся к:

- проектированию опасных производственных объектов;

- безопасному ведению работ;

- устройству, изготовлению, монтажу, ремонту, диагностике и эксплуатации технических устройств применяемых на опасных производственных объектах;

- разработке, испытаниям, изготовлению, хранению, перевозке, использованию и учету взрывчатых материалов промышленного назначения;

- перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом;

- добыче и переработке минерального сырья, производству геолого-маркшейдерских работ;

- проведению экспертизы промышленной безопасности и др.;

устанавливает в необходимых случаях единство требований, предусматриваемых указанными правилами и нормами, и порядок их реализации;

согласовывает принимаемые (издаваемые) другими федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты и нормативно-технические документы, содержащие требования или нормы, влияющие на уровень промышленной безопасности, охраны недр, безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом, устройства, изготовления, монтажа и эксплуатации оборудования для опасных производственных объектов;

участвует в разработке и согласовании международных правил и норм, содержащих требования промышленной безопасности;

содействует гармонизации утверждаемых им нормативных документов в области промышленной безопасности с международными и международно-признанными стандартами;

создает информационный фонд нормативных документов в области промышленной безопасности, обеспечивает формирование, ведение и актуализацию банка и баз данных нормативных документов;

утверждает организационно-методические документы, регламентирующие надзорную, контрольную и разрешительную деятельность органов госгортехнадзора, а также устанавливающие форму, порядок и объемы осуществления контроля, испытаний и др. проверок по вопросам обеспечения промышленной безопасности, охраны недр, рационального использования полезных ископаемых, безопасности при перевозках опасных грузов железнодорожным транспортом, устройства, изготовления, монтажа и эксплуатации оборудования для опасных производственных объектов.

Под нормативным регулированием в настоящем положении понимается деятельность Госгортехнадзора России по созданию на опасных производственных объектах и при пользовании недрами условий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности и общества от аварий, а также от нерационального использования минеральных ресурсов путем установления норм, правил, процедур, характеристик, параметров и других требований в области промышленной безопасности, устройства и безопасной эксплуатации технических устройств, охраны недр, безопасной транспортировки опасных продуктов.

Настоящее Положение устанавливает порядок планирования, разработки (пересмотра), согласования, утверждения, регистрации, издания и ввода в действие нормативных технических, нормативных правовых и организационно-методических документов Госгортехнадзора России, а также согласования нормативных правовых актов других федеральных органов исполнительной власти.

Госгортехнадзор России осуществляет нормативное регулирование путем издания нормативных правовых и технических актов и организации контроля за соблюдением устанавливаемых в них требований.

Порядок организации и осуществления контроля за соблюдением требований нормативных документов устанавливается Госгортехнадзором России в документах организационно-методического характера как ведомственного, так и межведомственного применения.*(2)

Нормативные документы включают в себя правовые акты, решения и другие документы, в которых устанавливаются (содержатся) какие-либо нормы, правила, предписания, рассчитанные на постоянное или многократное применение.

Определение понятий, используемых в настоящем Положении, соответствует ГОСТ Р 1.0-92 (изменение N 2) и Разъяснениям Минюста России "О применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденным 14.07.99 приказом Минюста России N 217, и приведены в Приложении 1.

II. Планирование разработки (пересмотра) нормативных документов

2.1. Нормативные документы Госгортехнадзора России должны систематически не реже 1 раза в 10 лет пересматриваться с учетом достижений научно-технического прогресса, практики надзорной деятельности, результатов анализа аварийности, травматизма, проблем охраны недр, и в целях обеспечения гармонизации требований этих документов с законодательством, другими нормативными правовыми актами, международными и международно-признанными стандартами и переутверждаться в установленном порядке.

Нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда, должны пересматриваться не реже 1 раза в 5 лет с возможностью продления срока их действия не более, чем на 2 срока.

2.2. Разработка (пересмотр) нормативных документов осуществляется в соответствии с планами: перспективным (сроком на 3-5 лет) и ежегодным.

2.3. Перспективный план разработки (пересмотра) нормативных документов разрабатывается в виде Программы сроком на 3-5 лет, утверждаемой Начальником Госгортехнадзора России.

Программа разработки (пересмотра) нормативных документов предусматривает годовые сроки поэтапной подготовки документа от разработки первой редакции до ввода в действие утвержденного документа. В Программе указываются характер работы (разработка нового документа, пересмотр и внесение изменений и дополнений), а также головной исполнитель, исполнители, согласующие подразделения, возможные источники и объемы финансирования работ.

Программа разрабатывается по предложениям управлений и отделов Госгортехнадзора России, направляемым в ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность" их руководителями не позднее 6 месяцев до окончания срока завершения программы, предшествующей разрабатываемой.

Общую координацию работ по подготовке проекта Программы осуществляет Научно-техническое управление.

Предложения в программу вносятся на основании проведенного анализа состояния нормативной базы в курируемой отрасли надзора в части соответствия действующих документов законодательным и иным нормативным правовым актам по вопросам промышленной безопасности, охраны недр, с учетом прогрессивных разработок в области техники, технологии, систем противоаварийной защиты, методов безопасного ведения работ, повышения эффективности надзорной деятельности и т.п., а также обеспеченности нормативными документами и в связи с истечением срока пересмотра в соответствии с п.2.1.

Подготовленный проект Программы рассматривается управлениями и отделами Госгортехнадзора России и, при необходимости, на заседании Бюро НТС.

2.4. Ежегодные планы разработки (пересмотра) нормативных документов составляются на основе перспективного плана (Программы), а также с учетом дополнительных предложений управлений и отделов Госгортехнадзора России, связанных с необходимостью оперативного решения проблем в области нормативного регулирования вопросов промышленной безопасности, в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, вызвавшими необходимость внесения дополнений и изменений в действующие документы, разработки новых нормативных документов, аргументированной корректировки плана.

Ежегодный план разработки (пересмотра) нормативных документов включается в план работы Госгортехнадзора России на очередной год.

В ежегодный план из Программы включаются нормативные документы на этапе утверждения в планируемом году с указанием поквартальных сроков их представления на утверждение и исполнителя (управление, отдел Госгортехнадзора России, ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность", ответственные за внесение нормативного документа на утверждение в установленном порядке).

2.5. Информация о планах работ на текущий год по разработке и пересмотру нормативных документов представляется в Информационный центр стандартов Госгортехнадзора России и публикуется в первых номерах журнала "Безопасность труда в промышленности".

III. Разработка и пересмотр нормативных документов

3.1. Организация разработки (пересмотра) нормативных документов отраслевого применения возлагается на управления и отделы в соответствии с осуществляемыми ими видами надзора. В случае, если документ имеет межотраслевое применение, организует его разработку (пересмотр) управление (отдел), ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность", ответственные за внесение документа на утверждение в соответствии с планом.

3.2. Разработка (пересмотр) нормативных документов осуществляется:

соответствующими специализированными научно-исследовательскими организациями;

проектными, экспертными и др. компетентными организациями;

ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность";

творческими коллективами специалистов министерств, ведомств, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, органов надзора, предприятий;

специалистами Госгортехнадзора России.

3.3. Управления и отделы Госгортехнадзора России, ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность", в соответствии с их компетенцией анализируют эффективность применения нормативных документов, готовят предложения по их совершенствованию, с учетом достижений научно-технического прогресса, результатов проводимых экспериментов, направленных на повышение уровня промышленной безопасности и охраны недр, а также рассматривают предложения от заинтересованных организаций, территориальных органов надзора, принимают соответствующие решения и подготавливают материалы по использованию поступивших предложений при разработке (пересмотре) нормативных документов, внесении необходимых дополнений и изменений.

3.4. Нормативные документы Госгортехнадзора России должны быть разработаны с учетом действующего законодательства в области промышленной безопасности, охраны недр и рационального использования полезных ископаемых, иных нормативных правовых актов, содержащих положения в этой области, а также должны быть увязаны с требованиями нормативных документов по проектированию и строительству, технических регламентов, норм технологического проектирования, санитарных, противопожарных и других норм, и не противоречить принятым международным соглашениям и конвенциям в части обеспечения безопасности труда, защиты населения и территорий от возможного негативного воздействия опасных производственных объектов, отвечать современному уровню науки и техники в области промышленной безопасности и охраны недр.

3.5. Для обеспечения координации работы и подготовки проекта нормативного документа по указанию Первого заместителя Начальника Госгортехнадзора России создается рабочая группа, возглавляемая представителем управления (отдела) Госгортехнадзора России, ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность", ответственного за внесение документа на утверждение. На возглавляющего рабочую группу возлагается ответственность за соблюдение сроков разработки (пересмотра) нормативного документа. В состав рабочей группы входят специалисты организации-разработчика (члены творческого коллектива) и представители заинтересованных управлений (отделов) Госгортехнадзора России.

3.6. В процессе работы над проектом нормативного документа должны быть изучены относящиеся к теме проекта законы Российской Федерации, практика применения соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов, а также международных стандартов и технических регламентов, научная литература и другие материалы по рассматриваемому вопросу.

3.7. Название нормативного документа должно правильно отражать его содержание и быть, по возможности, кратким. Название изменения к нормативному документу, в том числе при внесении дополнений, состоит из слова "Изменение", порядкового номера изменения, предлога "к" и названия изменяемого нормативного документа в дательном падеже с прописной буквы без кавычек.

Структура нормативного документа должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.

Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного документа, то в проекте дается вступительная часть - преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.

Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.

Значительные по объему нормативные документы могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки. При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных документах могут воспроизводиться отдельные положения законодательных актов Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования.

Если в нормативном документе приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения.

3.8. Одновременно с разработкой проекта нормативного документа должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей.

Нормативные документы, изданные совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти.

Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного документа.

3.9. Если при подготовке нормативного документа выявилась необходимость внесения существенных изменений и дополнений в ранее изданные нормативные документы или наличие по одному и тому же вопросу нескольких нормативных документов, то в целях их упорядочения разрабатывается единый новый нормативный документ. В проект такого нормативного документа включаются новые, а также содержащиеся в ранее изданных нормативных документах нормативные требования, которые сохраняют свою силу.

3.10. Контроль за ходом разработки (пересмотра) нормативных документов осуществляется заместителем Начальника Госгортехнадзора России, курирующим соответствующий вид надзора, и Научно-техническим управлением.

3.11. Подготовленный проект нормативного документа до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка.

3.12. Проект нормативного документа, подготовленный рабочей группой, представляется начальнику управления (отдела) Госгортехнадзора России, или руководителю ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность", ответственного за внесение на утверждение нормативного документа, в срок не позднее 3-х месяцев до предусмотренного планом срока его утверждения.

3.13. Окончательная редакция проекта нормативного документа подготавливается редакционной комиссией, формируемой и возглавляемой начальником управления (отдела) или ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность", ответственного за внесение документа на утверждение. Состав редакционной комиссии согласовывается с курирующим соответствующий вид надзора заместителем Начальника Госгортехнадзора России. В состав редакционной комиссии включаются помимо специалистов управления (отдела), ответственного за внесение документа на утверждение, специалисты других заинтересованных подразделений Госгортехнадзора России, ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность", также представители юридической службы и отдела нормативно-методического и научно-технического обеспечения Научно-технического управления.

Состав редакционной комиссии утверждается приказом Госгортехнадзора России.

3.14. Редакционная комиссия обеспечивает проведение необходимых согласований проекта нормативного документа как с заинтересованными управлениями (отделами) Госгортехнадзора России, так и с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 1999 года N 154.

По решению редакционной комиссии проект нормативного документа может быть направлен на отзыв в заинтересованные сторонние организации, а также на экспертизу в организации, имеющие соответствующую лицензию Госгортехнадзора России.

3.15. Проект нормативного документа отраслевого применения рассматривается на заседании секции НТС, а межотраслевого - на Бюро НТС. Предложения и замечания, а также решения Совета, излагаются в протоколе заседания и передаются руководителю редакционной комиссии.

IV. Рассмотрение и согласование проектов нормативных документов

4.1. Редакционная комиссия подготавливает поручение за подписью Первого заместителя Начальника Госгортехнадзора России о рассмотрении проекта нормативного документа заинтересованными управлениями (отделами), и, при необходимости, ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность", разработке и передаче в редакционную комиссию замечаний и предложений.

4.2. Управления и отделы, ГУП НТЦ "Промышленная безопасность" по вопросам, отнесенным к их компетенции, в срок не более 10 дней передают свои предложения и замечания по проекту нормативного документа председателю редакционной комиссии.

4.3. Редакционная комиссия с учетом поступивших замечаний и предложений уточняет проект нормативного документа и направляет его федеральным органам исполнительной власти, с которыми документ подлежит согласованию. В Перечень таких органов, определяемых редакционной комиссией, включаются федеральные органы исполнительной власти, согласование с которыми нормативных правовых актов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также если в нормативном документе содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других федеральных органов исполнительной власти. Согласование оформляется письмом, подписанным руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти или его заместителем, или другим уполномоченным должностным лицом. Согласование нормативных правовых актов оформляется также визами в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009.

4.4. Поступившие от федеральных органов исполнительной власти замечания и предложения рассматриваются редакционной комиссией и принимается решение об их принятии или отклонении. При наличии отклоненных замечаний и предложений, по которым в рабочем порядке не достигнуто соглашение с их авторами, составляется протокол разногласий, в котором перечисляются отклоненные замечания и предложения и излагаются аргументированные доводы по принятому решению. Протокол разногласий подписывается председателем редакционной комиссии и ответственным представителем соответствующего федерального органа исполнительной власти. Решение по разногласиям принимает Госгортехнадзор России в части вопросов, отнесенных к его компетенции.

4.5. Проект нормативного документа в окончательной редакции вместе с сопроводительными материалами, подготавливаемыми редакционной комиссией, передается в Научно-техническое управление и юридическую службу.

Сопроводительные материалы должны содержать:

проект постановления или приказа Госгортехнадзора России об утверждении нормативного документа;

справку о проекте представляемого нормативного документа, содержащую информацию об основании для разработки (пересмотра) документа, обоснование необходимости его разработки (пересмотра), сведения о разработчиках (авторах), организациях, участвовавших в рассмотрении и согласовании;

протокол заседания секции или Бюро НТС Госгортехнадзора России, рассмотревшего проект нормативного документа на предмет его актуальности, прогрессивности устанавливаемых требований, а также их необходимости и достаточности для обеспечения эффективности регулирования в области промышленной безопасности, охраны недр и безопасности транспортировки опасных грузов;

протоколы разногласий (при их наличии) в соответствии с п.4.4.

Титульный лист проекта нормативного документа оформляется по установленной форме.

4.6. Юридическая служба рассматривает проект нормативного документа и сопроводительные материалы на соответствие их действующему законодательству и иным нормативным правовым актам, затрагивающим сферу регулирования рассматриваемого проекта нормативного документа.

Юридическая служба определяет нормативные правовые акты, подлежащие направлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

О необходимости направления нормативного документа в Министерство юстиции Российской Федерации юридическая служба делает соответствующую отметку на проекте постановления или приказа Госгортехнадзора России об утверждении нормативного документа.

При необходимости, проект нормативного документа может быть направлен на юридическую экспертизу, осуществляемую Министерством юстиции Российской Федерации.

4.7. Изменения к действующим нормативным документам проходят те же стадии подготовки, что и сам документ, включая разработку, согласование, утверждение, регистрацию и хранение.

4.8. Проект нормативного документа, подлежащего дальнейшему официальному изданию и тиражированию, не позднее, чем за месяц до срока утверждения, предусмотренного планом, передается руководителем редакционной комиссии в машинописном виде в одном экземпляре и на магнитном носителе в ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность" для его литературного и технического редактирования.

V. Принятие нормативных документов

5.1. Нормативные документы принимаются Госгортехнадзором России путем их утверждения.

5.2. Все нормативные документы межведомственного применения (а также изменения и дополнения к ним) утверждаются постановлениями Госгортехнадзора России.

5.3. Все нормативные документы ведомственного применения (а также изменения и дополнения к ним) утверждаются приказами Госгортехнадзора России.

5.4. Проекты постановлений и приказов Госгортехнадзора России при необходимости могут быть рассмотрены на заседаниях коллегии. Целесообразность вынесения проектов постановлений и приказов на обсуждение коллегии определяет Начальник Госгортехнадзора России.

Постановления и приказы подписываются Начальником Госгортехнадзора России или лицом, исполняющим его обязанности.

5.5. Проекты постановлений и приказов Госгортехнадзора России во всех случаях должны быть согласованы с заинтересованными управлениями, отделами, юридической службой, отделом нормативно-методического и научно-технического обеспечения и начальником Научно-технического управления. Управлением делами и заместителями Начальника Госгортехнадзора России.

Согласование оформляется визами, проставляемыми на лицевой или оборотной стороне последнего листа подлинника документа. Виза включает личную подпись визирующего с расшифровкой и дату. Должность визирующего указывается при необходимости.

5.6. Проекты постановлений и приказов Госгортехнадзора России подготавливаются управлениями (отделами) или ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность", ответственными за внесение документа на утверждение*(3).

5.7. Проекты постановлений и приказов, Госгортехнадзора России оформляются с соблюдением требований Инструкции по делопроизводству в Федеральном горном и промышленном надзоре России.

VI. Согласование нормативных документов, направляемых другими федеральными органами исполнительной власти

6.1. Согласование нормативных документов, направляемых другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляется в части вопросов, относящихся к компетенции Госгортехнадзора России.

6.2. Представленный на согласование проект нормативного документа в окончательной редакции с сопроводительным письмом за подписью руководителя или заместителя руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти рассматривается по поручению Начальника Госгортехнадзора России или одного из его заместителей в соответствии с распределением обязанностей в заинтересованных управлениях и отделах, одно из которых назначается ответственным исполнителем. В поручении устанавливается срок исполнения, но не более 30 дней от даты поступления документа в Госгортехнадзор России.

6.3. Ответственный исполнитель обобщает замечания и предложения, поступившие от заинтересованных управлений и отделов, и к установленному сроку подготавливает заключение о возможности или невозможности (с указанием причин, имеющихся замечаний и предложений) согласования и проект соответствующего письма.

6.4. Согласование*(4) нормативного документа осуществляется заместителем Начальника Госгортехнадзора России в соответствии с установленным распределением обязанностей и оформляется письмом Госгортехнадзора России, а согласование нормативных правовых актов дополнительно оформляется визой заместителя Начальника Госгортехнадзора России в нижней части оборотной стороны последнего листа документа. Виза включает в себя наименование должности, личную подпись, расшифровку подписи и дату.

6.5. Замечания и предложения к проекту представленного на согласование нормативного документа направляются соответствующему федеральному органу исполнительной власти письмом, подписанным заместителем Начальника Госгортехнадзора России в соответствии с установленным распределением обязанностей.

Не допускается согласование нормативных документов с неучтенными замечаниями по вопросам, относящимся к компетенции Госгортехнадзора России, или с записью типа "Согласовано с замечаниями".

6.6. Письмо о согласовании до его подписания согласно п.6.4 визируется в заинтересованных управлениях и отделах и в Научно-техническом управлении.

Копия письма о согласовании передается в Научно-техническое управление и регистрируется в журнале исходящей документации.

6.8. Научно-техническое управление ведет учет согласованных нормативных документов в специальном журнале.

VII. Государственная регистрация нормативных правовых актов

7.1. Нормативные правовые акты издаются (принимаются) в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Акты, изданные в ином виде (например, указания и др.) не должны носить нормативный правовой характер.

Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

7.2. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:

гражданские, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;

механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти;

в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок), в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

7.3. Подлежащие государственной регистрации нормативные документы Госгортехнадзора России в срок не более 10 дней после их утверждения представляются в Министерство юстиции Российской Федерации в 6-ти экземплярах (подлинник и 5 копий, одна из которых может быть представлена на магнитном носителе). Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющую государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в двух экземплярах (подлинник и 1 копия).

К нормативному документу прилагается справка, содержащая:

основания издания нормативного документа;

сведения о всех действующих нормативных документах по данному вопросу и информацию о сроках их приведения в соответствие с принятым документом;

сведения о согласовании документа с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами, если такое согласование является обязательным.

Нормативный документ должен быть завизирован, а прилагаемая справка подписана руководителем юридической службы. На обороте каждого листа оригинала нормативного правового акта проставляется виза руководителя юридической службы.

Подготовку материалов, необходимых для государственной регистрации нормативного правового акта, осуществляет руководитель редакционной комиссии совместно с юридической службой. Руководитель редакционной комиссии назначает также специалиста, ответственного за прохождение государственной регистрации акта в Министерстве юстиции Российской Федерации.

7.4. В случае отказа в государственной регистрации руководитель редакционной комиссии организует подготовку проекта постановления или приказа об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого было отказано. Срок издания такого постановления или приказа не должен превышать 10 дней с момента получения отказа в государственной регистрации.

Копия постановления или приказа об отмене нормативного правового акта сопроводительным письмом за подписью Начальника Госгортехнадзора России или лица, исполняющего его обязанности, направляется в Министерство юстиции Российской Федерации. В сопроводительном письме, указывается также дата и номер письма Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в государственной регистрации

7.5. Порядок государственной регистрации установлен Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009", с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 1999 года N 154.

VIII. Регистрация нормативных документов в Госгортехнадзоре России

8.1. Для обеспечения единого учета нормативных документов Госгортехнадзора России, а также формирования базы данных и перечней нормативных документов управления и отделы, ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность" в срок не более 10 дней от даты утверждения нормативного документа, не подлежащего государственной регистрации, или от даты государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации регистрируют нормативный документ в Научно-техническом управлении.

8.2. На регистрацию в Научно-техническое управление представляются:

- копия постановления или приказа об утверждении с визами;

- копия утвержденного нормативного документа с оригинала, представленного на утверждение или поступившего после государственной регистрации из Министерства юстиции Российской Федерации;

- электронная версия утвержденного нормативного документа на магнитном носителе в редакторе Microsoft Word;

- копия указания первого заместителя Начальника Госгортехнадзора России о создании рабочей группы;

- копия приказа Госгортехнадзора России о создании редакционной комиссии;

- копия протокола заседания секции или Бюро НТС Госгортехнадзора России, рассмотревшего проект нормативного документа.

8.3. Все нормативные документы Госгортехнадзора России и изменения к ним регистрируются Научно-техническим управлением в журнале регистрации с присвоением обозначения, состоящего из буквенного шифра и следующих за ним трех групп символов, разделенных дефисом.

В буквенной части обозначения используются шифры:

ПБ - для любых правил,

РД - для всех остальных нормативных документов,

ПБИ, РДИ - для изменений, вносимых в соответствующие нормативные документы.

Первая после буквенной части группа символов является цифровой и соответствует номеру вида нормативных документов согласно приложению 3; третья группа символов - также цифровая и соответствует двум последним цифрам года утверждения документа.

Вторая группа символов для нормативных документов является цифровой и соответствует порядковому номеру регистрируемого документа, формируемому в накопительном порядке; для изменений к нормативным документам вторая группа символов состоит из порядкового номера регистрируемого изменения, формируемого в накопительном порядке, и следующего за ним без пробела порядкового номера изменяемого документа, заключенного в скобки.

Примеры обозначений: ПБ 09-297-99; РДИ 01-285(248)-99.

8.4. На титульном листе (по форме приложения 2) представленного на регистрацию документа вносятся соответствующие записи (шифр, дата утверждения, вид и номер документа об утверждении).

8.5. Зарегистрированные оформленные в установленном порядке нормативные документы с копией документа об утверждении хранятся в Научно-техническом управлении.

8.6. Один экземпляр утвержденного нормативного документа с постановлением или приказом об утверждении, с письмами о согласовании направляется в Управление делами Госгортехнадзора России, где хранится в порядке, установленном Инструкцией о делопроизводстве в центральном аппарате Госгортехнадзора России.

Нормативные документы, подлежащие государственной регистрации, направляются в Управление делами Госгортехнадзора России после принятия соответствующего решения Министерством юстиции Российской Федерации, удостоверенного штампом о государственной регистрации с указанием регистрационного номера и приобщаются к материалам, указанным выше.

IX. Информирование о принятых нормативных документах

9.1. Руководитель редакционной комиссии в срок не более 5 дней после регистрации нормативного документа или изменения к нему в Научно-техническом управлении сообщает в ГУП НТЦ "Промышленная безопасность" о присвоенном в Научно-техническом управлении обозначении нормативного документа или изменения к нему, а также об их государственной регистрации или результатах юридической экспертизы в Министерстве юстиции Российской Федерации (с указанием реквизитов соответствующих писем Минюста России) если регистрация или экспертиза проводились.

Копия постановления или приказа об утверждении нормативного документа или изменения к нему, копия постановления или приказа о введении в действие, отмене (отмене в части) нормативного документа или изменения к нему, копия постановления, приказа, иного распорядительного документа о приостановлении действия нормативного документа или изменения к нему направляются руководителем редакционной комиссии в ГУП НТЦ "Промышленная безопасность" в срок не более 5 дней от даты их подписания.

9.2. Информация об утвержденных нормативных документах или изменениях к ним, датах введения их в действие, отмены или приостановления действия систематически помещается в номерах журнала "Безопасность труда в промышленности", ближайших после даты поступления информации от руководителя редакционной комиссии.".

9.3. Перечень действующих нормативных документов Госгортехнадзора России по состоянию на начало очередного года ежегодно подготавливается Научно-техническим управлением совместно с "ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность", согласовывается с начальниками управлений и отделов, заместителями Начальника Госгортехнадзора России и публикуется в журнале "Безопасность труда в промышленности", а также выпускается отдельным изданием.

9.4. В территориальные органы Госгортехнадзора России Управление делами направляет копии постановления или приказа об утверждении нормативного документа в соответствии с рассылкой, подписанной руководителем управления или отдела, ответственного за внесение нормативного документа на утверждение в срок не более 5 дней после его утверждения, а для документов, подлежащих государственной регистрации, в срок не более 5 дней после регистрации.

9.5. Научно-техническое управление Госгортехнадзора России ежемесячно представляет в Минюст России перечень изданных правовых актов.

X. Издание и распространение нормативных документов

10.1. Официальное издание, тиражирование и распространение нормативных документов Госгортехнадзора России осуществляет ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность".

10.2. Подготовку нормативного документа, подлежащего официальному изданию и тиражированию, к сдаче в печать, а также определение объема тиража издания осуществляет руководитель редакционной комиссии совместно с ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность". Внесение изменений в текст утвержденного документа при его издании не допускается. Срок редактирования нормативного документа определяется с учетом требований п.4.8.

Максимально допустимый срок издания нормативного документа не должен превышать 2 месяцев со дня его регистрации в Научно-техническом управлении.

10.3. Для всех официально издаваемых нормативных документов и сборников нормативных документов Госгортехнадзора России устанавливается единый логотип обложки с голографической и штрих-кодовой защитой.

10.4. Нормативные документы, объем которых не превышает одного печатного листа, по заявке руководителя редакционной комиссии могут быть опубликованы в журнале "Безопасность труда в промышленности".

10.5. Информация о готовящихся к изданию и вышедших из печати нормативных документах, возможности и порядке их приобретения периодически публикуется в журнале "Безопасность труда в промышленности".

10.6. С целью формирования фонда нормативных документов в территориальных органах Госгортехнадзора России ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность" направляет в территориальные органы по одному экземпляру изданного нормативного документа или сборника документов без взимания платы в соответствии с рассылкой, подписанной заместителем Начальника Госгортехнадзора России, курирующим данный вопрос.

10.7. ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность" производит рассылку нормативных документов территориальным органам Госгортехнадзора России для инспекторского состава в соответствии с их заявками после поступления авансового платежа на расчетный счет ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность". Размер и условия авансового платежа определяются в каждом конкретном случае по договоренности (на основании выписанного счета на оплату, единовременный взнос с проведением последующего зачета и т.п.).

10.8. Цены на изданные нормативные документы или сборники документов устанавливает ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность" в соответствии с алгоритмом расчета цен, согласованным с Финансово-экономическим управлением Госгортехнадзора России.

10.9. Официально изданные нормативные документы, изменения к ним, сборники нормативных документов передаются:

- в техническую библиотеку Госгортехнадзора России (5 экземпляров);

- в Информационный центр стандартов Госгортехнадзора России (2 экземпляра);

- в Научно-техническое управление (2 экземпляра);

- в Управление международных и правовых отношений (1 экземпляр);

- в Министерство юстиции Российской Федерации (1 экземпляр нормативного документа, признанного не подлежащим государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации);

- в Министерство труда и социального развития Российской Федерации (2 экземпляра нормативного правового акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда - в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 N 399, в том числе 1 экземпляр - во Всероссийский центр охраны и производительности труда Минтруда России).

Передачу официально изданных нормативных документов, изменений или сборников осуществляет ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность".

10.10. Оригинал нормативного документа или изменения к нему совместно с постановлением или приказом об его утверждении передается на хранение в архив Госгортехнадзора России.

XI. Введение в действие нормативных документов и формирование информационных фондов

11.1. Нормативный документ вводится в действие с учетом времени, необходимого для его издания, изучения и, при необходимости, проведения проверки знаний соответствующих категорий работников.

11.2. Для нормативных документов, не подлежащих государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, дата введения в действие в обязательном порядке указывается в постановлениях или приказах об их утверждении.

11.3. Нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования в "Российской газете", а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

11.4. Акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, вводится в действие отдельным постановлением или приказом Госгортехнадзора России, подготовку которых осуществляют управления (отделы) Госгортехнадзора России или ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность", ответственные за внесение документа на утверждение.

Проекты постановлений и приказов о введении в действие нормативных документов должны быть согласованы с Научно-техническим управлением, юридической службой, Управлением делами и заместителями Начальника Госгортехнадзора России.

Копия постановления или приказа о введении в действие нормативного документа представляются в Научно-техническое управление в срок не более 5 дней от даты подписания постановления или приказа.

11.5. Научно-техническое управление совместно с Информационным центром стандартов Госгортехнадзора России осуществляет формирование информационного фонда нормативных документов Госгортехнадзора России, формирование и актуализацию баз и банков данных по нормативным документам.

11.6. Информационный центр стандартов Госгортехнадзора России осуществляет ведение и хранение информационного фонда нормативных документов Госгортехнадзора России, создание и эксплуатацию баз и банков данных по нормативным документам информационного фонда, обмен информацией с другими федеральными органами исполнительной власти, организует обеспечение пользователей по их запросам информацией о документах информационного фонда и, на договорной основе, их копиями в соответствии с Положением об Информационном центре стандартов Госгортехнадзора России.".

11.7. Информационный центр стандартов Госгортехнадзора России направляет для опубликования в Вестнике Российского информационного центра информационные материалы, определенные Соглашением по техническим барьерам в торговле Всемирной торговой организации (ВТО) о планируемых к разработке и принятых Госгортехнадзором России нормативных документах.

______________________________

*(1) далее по тексту - Положение.

*(2) В дальнейшем по тексту все утверждаемые Госгортехнадзором России документы называются нормативными документами Госгортехнадзора России.

*(3) К документам, утверждаемым Госгортехнадзором России, относятся все нормативные документы межведомственного характера по вопросам, относящимся к компетенции Госгортехнадзора России: технические регламенты в виде правил безопасности (отраслевых, межотраслевых, единых, общих), правил устройства и безопасной эксплуатации технических устройств, норм, межотраслевых и отраслевых инструкций по безопасному ведению работ, безопасной перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, использованию и охране недр, производству маркшейдерских работ, руководства и методические указания на отдельные виды деятельности и работ, а также нормативные документы ведомственного характера, общие для всей системы Госгортехнадзора России или для нескольких видов надзора.

*(4) К документам, подлежащим согласованию Госгортехнадзором России, следует относить:

правила технической эксплуатации, положения, уставы, инструкции и другие нормативные акты, регламентирующие деятельность военизированных горноспасательных частей, газоспасательных и противофонтанных служб, восстановительных поездов железных дорог; дополнительные требования по безопасному ведению работ для предприятий, имеющих специфические особенности производства; временные инструкции, содержащие требования по безопасному ведению работ в подконтрольных органам Госгортехнадзора отраслях, а также другие документы, отнесенные к соответствующим видам надзора;

государственные и отраслевые стандарты на подконтрольное госгортехнадзору оборудование, материалы и работы; технические задания на разработку нового бурового, нефтепромыслового и геологоразведочного оборудования, контрольно-измерительных приборов и инструмента; подвижного состава и контейнеров для перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом;

технические условия, руководства и инструкции по безопасной эксплуатации подвижного состава и контейнеров; по применению взрывчатых материалов, оборудования, приборов взрывного дела, ведомственные положения о руководстве взрывными работами;

типовые инструкции по охране труда для рабочих основных профессий; строительные нормы и правила, касающиеся вопросов, входящих в компетенцию Госгортехнадзора России; свидетельства и разрешения на изготовление и применение горношахтного оборудования и взрывозащищенных электротехнических изделий и др. документы, содержащие нормы, требования, положения, относящиеся к компетенции Госгортехнадзора России.

Приложение 1

Определения используемых понятий

Нормативный документ      -           документ, устанавливающий правила, общие

принципы или характеристики, касающиеся

различных видов деятельности (изменение N 2

ГОСТР 1.0-92).

 Примечание:

 "Нормативный документ" -    родовой термин,   охватывающий   такие   понятия,

как: свод правил,   регламенты   (технические   регламенты),    стандарты и другие документы, соответствующие основному определению.

 Регламент                -                           нормативный        документ,        содержащий

                                               обязательные   правовые   нормы    и    принятый

                                               органами власти.

 Технический регламент    -      регламент,        который        устанавливает

                                               характеристики    продукции       (услуги) или

                                               связанные    с    ней    процессы       и методы

                                               производства.     Соблюдение      технического

                                               регламента обязательно.

 Примечания:

1. К техническим регламентам следует относить законодательные акты и постановления Правительства Российской Федерации, содержащие требования, нормы и правила технического характера; государственные стандарты Российской Федерации, в части устанавливаемых в них обязательных требований; нормы и правила федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых в соответствии с Законодательством Российской Федерации входит установление обязательных требований (изменение N 2 ГОСТ Р 1.0-92).

2. Технический регламент содержит технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на другой нормативный документ, либо путем включения в себя содержания этого документа.

Нормативный правовой акт - письменный официальный документ,

                                                принятый (изданный) в определенной

                                                форме правотворческим органом в

                                                пределах его компетенции и

                                                направленный на установление,

                                                изменение или отмену правовых норм. В

                                                свою очередь под правовой нормой

                                                принято понимать общеобразовательное

                                                государственное предписание

                                                постоянного или временного характера,

                                                рассчитанное на многократное

                                                применение.

Приложение 2

Федеральный горный и промышленный надзор России

(Госгортехнадзор России)

Нормативные документы Госгортехнадзора России

Шифр РД 00-000-00

Нормативные документы по общим вопросам организации и осуществления нормативного регулирования, надзорной и разрешительной деятельности

Положение

о порядке разработки (пересмотра), введения в действие нормативных документов Госгортехнадзора России и согласования нормативных документов других федеральных органов исполнительной власти

Разработано и внесено управлением (отделом)

Утверждено постановлением (приказом) Госгортехнадзора

России   дата        N

Срок введения в   действие с

Приложение 3

Перечень видов нормативных документов

01. Нормативные документы, регламентирующие деятельность управлений и отделов центрального аппарата Госгортехнадзора России.

02. Нормативные документы, регламентирующие деятельность территориальных органов и инспекторов Госгортехнадзора России.

03. Нормативные документы межотраслевого применения по вопросам промышленной безопасности, охраны недр.

04. Нормативные документы по общим вопросам организации и осуществления нормативного регулирования, надзорной и разрешительной деятельности.

05. Нормативные документы по безопасности, надзорной и разрешительной деятельности в угольной промышленности.

06. Нормативные документы по безопасности, надзорной и разрешительной деятельности в горнорудной промышленности.

07. Нормативные документы по вопросам охраны недр и геолого-маркшейдерского контроля.

08. Нормативные документы по безопасности, надзорной и разрешительной деятельности в нефтяной и газовой промышленности.

09. Нормативные документы по безопасности, надзорной и разрешительной деятельности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.

10. Нормативные документы по безопасности, надзорной и разрешительной деятельности в области котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями.

11. Нормативные документы по безопасности, надзорной и разрешительной деятельности в металлургической промышленности.

12. Нормативные документы по безопасности, надзорной и разрешительной деятельности в газовом хозяйстве.

13. Нормативные документы по безопасности, надзорной и разрешительной деятельности в области взрывных работ и изготовления взрывчатых веществ.

14. Нормативные документы по безопасности, надзорной и разрешительной деятельности на предприятиях по хранению и переработке зерна.

15. Нормативные документы по безопасности, надзорной и разрешительной деятельности в области перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом".

16. Нормативные документы, регламентирующие организацию работы с кадрами и спецработы.

17. Нормативные документы, регламентирующие финансовую деятельность.

18. Нормативные документы, регламентирующие делопроизводство и хозяйственное обеспечение.