РД 31.06.06-86 Методика расчета выбросов вредных веществ в атмосферу в морских портах
Г осударственный проектно-изыскательский и научно-
исследовательский институт морского транспорта
"С оюзморниипроект"
Л енинградский филиал
«ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ»
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ
В АТМОСФЕРУ В МОРСКИХ ПОРТАХ
РД 31.06.06–86
1986 г.
МИНИСТЕРСТВО 103759 Москва, Жданова, 1/4 от 24.04.86 № ГФ-16/6-799 по №_________________ О введении РД 31.06.06-86 |
Руководителям организаций и предприятий ММФ (по списку) |
Главфлотом ММФ утвержден руководящий нормативный документ "Методика расчета выбросов вредных веществ в атмосферу в морских портах" РД 31.06.06-86 (взамен РТМ 31.3014-77).
Руководящий нормативный документ устанавливает единую методику расчета выбросов вредных веществ в атмосферу от загрязняющих источников морских портов и обоснование организационно-технических мероприятий, направленных на уменьшение количества этих выбросов.
Для внедрения РД 31.06.06-86
ПРЕДЛАГАЮ:
1. РД 31.06.06-86 ввести в действие с 1 октября 1986 года.
2. Начальникам морских портов внедрить РД 31.06.06-86 в установленном порядке.
3. Директору Ленморниипроекта обеспечить издание и рассылку документа заинтересованным предприятиям и организациям.
4. Контроль за соблюдением требований РД 31.06.06-86 возложить на отдел Новой техники и технологии Главфлота.
Зам. начальника Главфлота В.Г. Куриленко
РАЗРАБОТАН Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта (Союзморниипроект)
Ленинградским филиалом (Ленморниипроектом)
Главный инженер В.А. ФИРСОВ
Главный инженер проекта Б.Е. КЕРШТЕЙН
Руководитель разработки с.н.с., к.т.н. М.К. МАЦКЕВИЧ
Ответственный исполнитель - главный специалист К.И. БУНИН
Исполнитель - инженер Н.М. ПОРВАТОВА
СОГЛАСОВАН Главной геофизической обсерваторией им. А.И. В оейкова
Заместитель директора С.И. ЗАЧЕК
МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА
СОГЛАСОВАНА письмом от 17.03.86 г. № 50-54-88 начальника управления нормирования и надзора за выбросами в природную среду Госкомгидромета СССР В.П. АНТОНОВЫМ |
УТВЕРЖДЕНА заместителем начальника Главфлота В.Г. КУРИЛЕНКО 23 апреля 1986 г. |
МЕТОДИКА РАСЧЕТА ВЫБРОСОВ |
РД 31.06.06-86 |
Срок
введения в действие
установлен с 1 октября 1986 г.
Настоящий руководящий документ устанавливает методы расчета валовых годовых и секундных выбросов вредных веществ в атмосферу объектами порта и транспортными судами и подготовки исходных данных для расчета рассеивания выбросов в атмосферу.
Руководящий документ распространяется на расчеты выбросов вредных веществ в атмосферу при разработке норм временно согласованных выбросов (ВСВ) и предельно допустимых выбросов (ПДВ), инвентаризации источников выбросов, составлении статистической отчетности по охране атмосферного воздуха, а также при разработке проектно-сметной документации.
Руководящий документ не распространяется на расчеты выбросов при хранении и перегрузке жидких и газообразных химических грузов.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Расчеты выбросов вредных веществ в атмосферу должны на основе анализа технологических процессов выполняться:
методом материального баланса;
по результатам измерения параметров выбросов;
по техническим характеристикам вентиляционных систем, приводимых в их паспортах.
1.2. Метод материального баланса для расчета выбросов следует применять при отсутствии паспортов вентиляционных систем и возможности провести измерения параметров выбросов.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ВЫБРОСОВ
2.1. Источники выбросов классифицированы применительно к задачам нормирования выбросов и расчета рассеивания веществ в атмосферу на ЭВМ по программе "Эфир".
2.2. По характеру выбросов источники подразделяются на организованные и неорганизованные.
К первым относятся источники, в которых выброс поступает в атмосферу через специальные газоходы, трубы и воздуховоды, что позволяет применить газоочистные и пылеулавливающие установки. Через неорганизованные источники выбросы поступает в атмосферу в виде ненаправленных потоков газо- или пылевоздушной смеси.
2.3. По степени подвижности источники делятся на стационарные и передвижные (транспортные); по геометрическим характеристикам на точечные, линейные, плоскостные.
2.4. По составу выбросы делятся на основные (пыль, сернистый газ, окись углерода, окислы азота) и прочие.
Таблица 2.1
Источники выбросов веществ в атмосферу
Наименование источников |
признаки источников |
|||
организованный |
неорганизованный |
стационарный |
передвижной (транспортный) |
|
Технологические перегрузочные комплексы |
|
+ |
+ |
|
Суда транспортного флота |
+ |
+ |
+ |
|
Суда портового флота |
|
+ |
|
+ |
Внутрипортовая (малая) механизация (подъемно-транспортные машины с ДВС) |
|
+ |
|
+ |
Автомобильный транспорт |
|
+ |
|
+ |
Резервуары для хранения нефтепродуктов |
+ |
|
+ |
|
Грузовые танки танкеров и плавбункеровщиков, топливные танки сухогрузных судов |
+ |
|
+ |
|
Автозаправочные |
+ |
|
+ |
|
Гаражи для автомобилей и средств малой механизации |
+ |
|
+ |
|
Мастерские (сварочные посты, холодная обработка металлов, покраска и т.д.) |
+ |
|
+ |
|
Пождепо |
+ |
|
+ |
|
Сварка и газорезка металлов вне зданий |
|
+ |
+ |
|
Деревообрабатывающие цеха (участки) |
+ |
|
+ |
|
Асфальтосмесители |
+ |
|
+ |
|
Котельные |
+ |
|
+ |
|
2.5. Перечень источников выбросов, характерных для морских торговых портов, приведен в табл. 2.1.
2.6. Все неорганизованные и передвижные источники для расчета рассеивания их выбросов на ЭВМ должны быть представлены как организованные стационарные (точечные, линейные, плоскостные) в соответствии с указаниями, приведенными в разделе 3.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ
3.1. Исходными данными для расчета выбросов вредных веществ и их рассеивания в атмосферу являются:
годовые и секундные количества топлива и материалов, потребляемые источниками выбросов;
объем газовоздушной смеси и ее температура;
геометрические характеристики источников выбросов (диаметр устья и высота для точечного источника, длина и ширина для плоскостного, длина для линейного);
координаты, определяемые по генплану предприятия или по карте-схеме (точечного источника, центра плоскостного, конца линейного).
3.2. Исходные данные устанавливаются для всех источников, как организованных, так и неорганизованных, независимо от того оснащены они очистными установками или нет.
3.3. Транспортный флот.
3.3.1. Годовой расход топлива судами транспортного флота Втф вычисляется по формуле
, т/год (3.1)
где bi - нормативный расход топлива на стоянке судами данного типа, т/сутки, определяемый по "Унифицированным техническим нормативам по расходу топлива и масел для транспортных судов ММФ", РД 31.27.21-82;
Т i - валовое время стоянки судов данного типа, судосутки/год;
Ki - коэффициент, учитывающий электроснабжение судов данного типа от береговой электросети.
где n ¢ i - количество транспортных судов данного типа, не подключенных к береговой электросети;
ni - общее количество транспортных судов данного типа, находящихся в порту.
Типы судов, число судозаходов и валовое время стоянки по типам судов принимаются по материалам диспетчерской службы портов; определение типа конкретного судна осуществляется по "Классификации сухогрузных судов" (приложение к приказу ММФ № 180 от 09.08.83 г.) или "Списку наливных судоходных судов ММФ" (приложение к приказу ММФ № 151 от 14.08.79 г.).
3.3.2. Валовые секундные расходы топлива отдельным транспортным судном, стоящим у причала или на внутреннем рейде, определяются по суточным (часовым) нормативам из расчета равномерного использования топлива в течение суток (часа).
3.3.3. Выброс в атмосферу газовоздушной смеси (влажных продуктов сгорания, содержащих сухие газы и водные пары, образующиеся в результате сгорания водорода и испарения влаги топлива) определяется по формуле ("Расчет котельных агрегатов. Нормативный метод" М., 1973).
, м3/с (3.2)
где b - нормативный расход топлива, кг/с;
Vp - суммарный объем влажных продуктов сгорания; для жидкого топлива, используемого на транспортных судах, принимается равным 11 м3/кг топлива;
a - коэффициент избытка воздуха, равный 1,4-1,7 в зависимости от марки двигателя;
Тг - температура газовоздушной смеси на выходе из трубы, при отсутствии данных принимается равной 180 °С.
3.3.4. Геометрические характеристика судна, как стационарного точечного источника выбросов, устанавливаются по справочникам морских транспортных судов Минморфлота и дополнениям к ним или по материалам механико-судовой службы пароходства.
Транспортные суда, стоящие на внутреннем рейде, в зависимости от их количества и расстановки принимаются как отдельные точечные источники или совместно, как один плоскостной.
3.3.5. Координаты транспортных судов определяются по расчетной расстановке судов.
3.3.6. Исходные данные, перечисленные в п. 3.1, для иностранных судов принимаются по советским судам, имеющим одинаковый дедвейт с иностранными.
3.4. Портовой флот.
3.4.1. Годовое количество топлива, потребленное судами портового флота, устанавливается по документам материальной отчетности.
3.4.2. Расчетный максимальный секундный расход отдельных видов топлива судами портового флота b пф определяется по формуле
, г/с (3.3)
где к - коэффициент неравномерности работы порта;
Впф - расход топлива судами портового флота, т/год;
Тф - фактическое время работы портового флота, сутки.
Коэффициент неравномерности "к" равен отношению максимального месячного судооборота (по прибытию) к среднемесячному судообороту за год.
3.4.3. Суда портофлота работают на всей акватории порта, поэтому, при разработке задания на расчет рассеивания вредных веществ в атмосфере на ЭВМ, их следует представлять в виде одного или нескольких плоскостных источников. В этом случае отпадает необходимость в определении объема и температуры газовоздушной смеси и скорости выхода ее из труб.
Ширина и длина расчетного прямоугольника зависят от площади акватории (в границах порта), на которой перемещаются суда портофлота. Координаты центра источника (прямоугольника) определяются по карте-схеме порта, высота принимается равной средней отметке верха труб судов при их осадке по ватерлинию.
3.5. Внутрипортовая механизация (подъемно-транспортные машины с двигателями внутреннего сгорания).
3.5.1. Годовой расход топлива подъемно-транспортными машинами определяется по документам материальной отчетности.
3.5.2. Внутрипортовая механизация принимается в задании на расчет рассеивания на ЭВМ как плоскостной источник. Площадь источника в зависимости от категорийности порта и взаимного расположения грузовых районов (участков) может охватывать территорию всего порта, района (участка) или отдельного технологического перегрузочного комплекса.
Количество машин, одновременно работающих в границах площади источника, определяется по рабочим технологическим картам, составленным на период наиболее напряженной работы порта. Секундный расход топлива источником определяется по формуле
, г/с (3.4)
где bi - норма расхода топлива машиной i-го типа, г/с; принимается по утвержденным в порту "Нормам расхода топлива для подъемно-транспортных и дорожно-строительных машин";
ni - количество машин i -ого типа, одновременно работающих в границах площадки источника.
3.5.3. Валовый секундный выброс внутрипортовой механизации, представленной в задании на расчет рассеивания на ЭВМ как один плоскостной источник, занимающий территорию порта или грузового района, допускается определять по формуле
, г/с (3.5)
где Ввм - расход топлива машинами, т/год;
к, Тф - то же, что и в формуле ( 3.3.).
3.5.4. При наличии на балансе порта тепловозов валовой годовой расход дизельного топлива принимается по документам мате риальной отчетности, а валовой секундный b т - по формуле
, г/с (3.6)
где к - коэффициент неравномерности работы порта;
Вт - годовой расход топлива тепловозами, т/год;
Тм - общее время маневровой работы тепловозов, час/год;
Тепловозы при составлении задания на расчет рассеивания на ЭВМ рассматривать как плоскостной источник, занимающий территорию порта, на которой расположены железнодорожные пути.
3.6. Автомобильный транспорт.
3.6.1. Параметры автотранспорта, как источника выбросов, а также количество топлива, расходуемого автомобилями, работающими в составе ПТМ технологических перегрузочных комплексов и на территории порта, определяются в соответствии с п. 3.5.
3.6.2. Количество топлива, израсходованного автомобилями, занятыми на перевозках вне территории порта, рассчитывается по методическим указаниям "Расчеты выбросов вредных веществ автомобильным транспортом", разработанным Институтом комплексных транспортных проблем (ИКТ) и Управлением нормирования Госкомгидромета.
3.7. Перегрузка и хранение нефтепродуктов.
3.7.1. Источниками выбросов веществ (углеводородов) в атмосферу при перегрузке и хранении нефтепродуктов в морских портах могут быть:
резервуары для хранения нефтепродуктов;
грузовые танки танкеров, плавбункеровщиков и топливные танки сухогрузных судов;
заправочные станции.
3.7.2. Количество выбросов углеводородов зависит от сорта нефтепродуктов, срока и способов их хранения, температуры, оборудования, производительности перекачивающих насосов и сливных трубопроводов. Эти данные, наряду со сведениями об объемах перекачиваемых и хранимых нефтепродуктов, являются исходными данными для расчета годовых и секундных выбросов в атмосферу и должны быть получены при инвентаризации источников выбросов.
3.7.3. Годовое количество нефтепродуктов, поступающих в резервуары нефтебаз, находящихся на балансе морских портов, и перегружаемых на танкера, плавбункеровщики, транспортные суда и т.д., определяются по квартальным отчетам по форме № 4-СМ. Годовое количество топлива, получаемое и выдаваемое заправочными станциями в грузовых районах портов, определяется по документам материально-технической отчетности.
3.7.4. Резервуары с нефтепродуктами рассматриваются как высотные плоскостные источники. В качестве локального источника выброса принимается дыхательный патрубок резервуара. В один источник объединяются близкорасположенные резервуары, обычно из общего обвалования, имеющие одинаковую высоту.
При наливе нефтепродуктов в танкеры и плавбункеровщики все грузовые танки судна объединяются в один плоскостной источник, площадь которого равна проекции суммарной площади танков на горизонтальную плоскость.
При бункеровке сухогрузных судов дыхательный клапан топливного танка принимается за точечный источник.
Сливные эстакады и заправочные станции рекомендуется рассматривать как плоскостные источники; размеры площади, занимаемой источником, определяются по генплану.
3.8. Вентиляционные выбросы.
3.8.1. Рассматриваются как организованные точечные источники. Геометрические характеристики источников, объем выделяемой газовоздушной смеси и ее температура определяются по паспортам вентиляционных систем и газоочистных установок.
Годовые и секундные расходы материалов определяются в соответствии с указаниями пункта 3.11.2.
3.9. Дымовые трубы котельных.
3.9.1. Принимаются как точечные источники.
Исходные данные для расчета выбросов и их рассеивания в атмосфере устанавливаются по паспортам котельных агрегатов.
Годовые расходы топлива определяются по отчетным документам, секундные - по часовой потребности котлоагрегатов в топливе при их максимальной нагрузке.
Для котельных, работающих по отопительному графику, расчетный секундный расход топлива определяется для двух вариантов работы:
при средней максимальной температуре наиболее жаркого месяца;
при средней температуре наружного воздуха наиболее холодной пятидневки обеспеченностью 92 %.
3.10. Определение исходных данных при проектировании.
3.10.1. Для проектируемых объектов все исходные данные, необходимые при расчетах выбросов веществ и их рассеивания в атмосфере, определяются в процессе разработки соответствующих частей проекта (архитектурно-строительной, технологической, санитарно-технической и др.).
3.11. Мелкие неорганизованные источники.
3.11.1. К этим источникам относятся сварочные посты, расположенные вне зданий, площадки для резки металла, участки распиловки древесины и т.д.
3.11.2. Годовое количество использованных источниками выбросов материалов выбирается из документов материальной отчетности.
Секундные расходы материалов определяются по технологическим операциям, в которых используются эти материалы.
3.11.3. Для расчета загрязнения атмосферы мелкие неорганизованные источники представляются как площадные низкие источники, геометрические характеристики которых принимаются на основе анализа работы источника по карте-схеме или генеральному плану порта.
4. РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА ВЫБРОСОВ ОТ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТОПЛИВА И МАТЕРИАЛОВ
4.1. Количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу источниками в порту, рассчитывается по материальному балансу технологических процессов или количеству используемого топлива и, в общем случае, равно произведению массы израсходованного в технологическом процессе материала или использованного топлива на удельный выброс.
4.2. Удельные выбросы при сжигании топлива в судовых энергетических установках и двигателях внутреннего сгорания машин (автопогрузчиков, контейнеровозов, ролл-трейлеров и т.п.) принимаются по табл. 4.1.
Таблица 4.1.
Удельные выбросы судами и машинами, кг на тонну топлива
Вредные вещества |
Топливо |
||
дизельное |
бензин |
мазут |
|
Сернистый ангидрид |
3,9 |
0,83 |
40,8 |
Окись углерода |
25,6 |
375 |
5,3 |
Окислы азота |
68,06 |
83,33 |
10,7 |
Углеводороды |
18,05 |
229,2 |
- |
Сажа |
6,11 |
1,25 |
- |
Зола |
- |
- |
0,5 |
Примечание: Для судов портового флота, оборудованных паросиловыми установками, работающими на угле, удельные выбросы определяются в соответствии с указаниями п. 4.6.1.
4.3. Количество вредных веществ, выделяемых в атмосферу при работе автотранспорта, определяется в соответствии с "Методическими указаниями по расчету выброса вредных веществ автомобильным транспортом", утвержденными Госкомгидрометом СССР 6 октября 1983 года (М., Гидрометеоиздат., 1985).
4.4. Выбросы углеводородов при перегрузке и хранении нефтепродуктов.
4.4.1. Рассчитываются в соответствии с "Временной методикой по определению выбросов в атмосферу на предприятиях Госкомнефтепродукта СССР", утвержденной Госкомнефтепродуктом СССР 19.10.82 г.
4.4.2. При эксплуатации резервуаров количество углеводородов, выбрасываемых в атмосферу за год из одиночного резервуара или группы резервуаров при хранении бензинов, определяется суммированием квартальных потерь нефтепродуктов, рассчитываемых, исходя из "Норм естественной убыли нефтепродуктов при приеме, отпуске и хранении", по формуле
, т (4.1)
где n 1 - норма естественной убыли нефтепродуктов при хранении до 1 месяца для соответствующих зоны и периода года, кг/т;
n 2 - норма естественной убыли нефтепродуктов при хранении свыше 1 месяца для соответствующих зоны и периода года, кг/т.мес.;
t - продолжительность хранения за вычетом 1 месяца, мес.;
если продолжительность хранения менее 1 месяца, то норма n 2 не учитывается ( n 2 = 0);
Gn - количество нефтепродуктов, поступивших в резервуар или группу резервуаров в течение квартала, т.
Валовый секундный выброс углеводородов при наливе в резервуары ("большом дыхании") следует определять по формуле
, г/с (4.2)
где G с.н. - производительность налива, м3/час;
q уд. = 560 г/м3 - удельный выброс бензина при наливе в резервуар.
При сливе бензинов из резервуаров (малые дыхания) удельный выброс для летнего периода следует принимать равным - 100 г/м3.
Годовые выбросы углеводородов при хранении темных нефтепродуктов принимаются равными потерям нефтепродуктов при хранении и определяется по формуле
, т (4.3)
где v год - объем нефтепродукта, поступившего в резервуар за год, м3;
qt - удельные выбросы при наливе 1 м3 продукта при его среднегодовой температуре, т/м3 (таблица 4.2).
Таблица 4.2.
Удельные выбросы углеводородов при наливе нефтепродуктов в резервуары
Нефтепродукты |
Удельные выбросы 10-6 т/м3 при температуре |
||
25 ° С |
50 °С |
75 °С |
|
Керосин |
30 |
70 |
110 |
Дизтопливо |
20 |
47 |
74 |
Мазут |
16 |
38 |
60 |
Масла |
4 |
8 |
14 |
Валовой секундный выброс при наливе нефтепродуктов в резервуар принимается равным
, г/с (4.4.)
где Q т.н. - производительность налива, м3/час;
qt - удельный выброс при наливе в резервуар, г/м3.
4.4.3. Количество выбросов углеводородов при наливе в грузовые танки танкеров светлых нефтепродуктов определяется в соответствии с "Нормами естественной убыли нефти и нефтепродуктов при отпуске в железнодорожные цистерны и нефтеналивные суда из резервуаров наливных станций магистральных трубопроводов" по формуле
, т/год (4.5)
где n 1 и n 2 , G 1 и G 2 - соответственно нормы естественной убыли и количество отгруженного продукта в осенне-зимний и весенне-летний периоды, кг на тонну нефтепродуктов.
Валовой секундный выброс углеводородов при наливе светлых нефтепродуктов в танкеры определяется по формуле 4.2.
Расчет выбросов в атмосферу при наливе темных нефтепродуктов производится по формуле 4.3. и 4.4.
4.4.4. Для заправочных станций в грузовых районах порта годовое количество выбросов углеводородов при операциях с бензином определяется при значении удельного выброса равного 1 кг/м3 выдаваемого бензина.
Валовой секундный выброс определяется по производительности топливораздаточных устройств и значению удельного выброса 0,5 кг/м3 выдаваемого бензина.
Валовое годовое количество выбросов углеводородов при операциях с дизельным топливом принимается разным произведению объема выдаваемого дизтоплива на удвоенную величину удельного выброса, принимаемого по табл. 4.2.
Валовой секундный выброс определяется по производительности топливораздаточных устройств и удельному выбросу, принимаемому по табл. 4.2.
4.5. Выбросы от мелких неорганизованных источников и вентиляционные выбросы.
4.5.1. Рассчитываются по материальному балансу технологических процессов. Их количество равно произведению использованных материалов на удельные выбросы вредных веществ в атмосферу.
4.5.2. Значения выбросов вредных веществ при сварке и резке металлов приведены в табл. 4.3. и 4.4.
Таблица 4.3.
Удельные выбросы вредных веществ при электросварочных работах
Процесс сварки |
Сварочный материал |
Количество вредных веществ, г на кг, расходуемых сварочных материалов |
||||
Пыль |
Аэрозоли в составе пыли |
Газ HP |
||||
М n |
CrO 3 |
Cr 2 O 3 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Ручная с применением электродов с покрытием руднокислого типа |
УОНИ 13/45 |
14 |
0,5 |
- |
- |
1,0 |
УОНИ 13/55 |
18 |
1,1 |
- |
- |
2,3 |
|
АНО-3 |
6 |
0,9 |
- |
- |
- |
|
АНО-6 |
16 |
2,0 |
- |
- |
- |
|
АНО-7 |
12 |
1,5 |
- |
- |
- |
|
АЭС-3 |
15 |
0,4 |
- |
- |
- |
|
АЗС-4 |
9 |
1,1 |
- |
- |
- |
|
МР-3 |
10 |
1,3 |
- |
- |
0,4 |
|
ЦЛ-17 |
10 |
0,6 |
0,17 |
- |
- |
|
ЭА-606/11 |
12 |
0,7 |
0,39 |
0,3 |
- |
|
ЭА-400/10У |
6 |
0,4 |
0,25 |
- |
0,5 |
|
ОЗЛ-14 |
8 |
1,4 |
0,46 |
- |
0,9 |
|
ЭА-395/9 |
27 |
1,1 |
0,13 |
- |
- |
|
ЭА-981/15 |
10 |
0,7 |
0,72 |
- |
- |
|
ЭА-48М/22 |
10 |
1,0 |
0,73 |
0,7 |
- |
|
Сварка порошковой проволокой |
ЭПС-15/2 |
8 |
0,9 |
- |
- |
0,8 |
ПП-ДСК-1 |
12 |
0,8 |
- |
- |
- |
|
ПП-АН-3 |
14 |
1,4 |
- |
- |
2,7 |
|
Полуавтоматическая сварка плавящимся электродом в среде углекислого газа |
СВ08Г2С |
8 |
0,4 |
- |
- |
- |
СВ08Г6Х16Н25М6 |
15 |
1,8 |
0,5 |
- |
- |
|
СВ10Х20Н7СТ |
8 |
0,7 |
0,02 |
0,4 |
- |
|
СВ08ХГН2МТ |
7 |
0,2 |
- |
0,1 |
6,0 |
|
07ХНЗМД |
4 |
0,2 |
- |
0,1 |
1,2 |
|
Сварка под слоем флюса |
АН-348-А |
- |
- |
- |
- |
0,1 |
ОСЦ-45 |
- |
- |
- |
- |
0,2 |
|
48-ОФ-6 |
- |
- |
- |
- |
0,1 |
|
ФЦ-7 |
- |
- |
- |
- |
0,1 |
Таблица 4.4.
Удельные выбросы вредных веществ при ручной кислородной резке
Толщина разрезаемой стали |
Расход ацетилена, м3/ч |
Расход ацетилена, кг/ч |
Удельный выброс, г на кг ацетилена |
||
пыль |
СО |
NO 2 |
|||
3-8 |
0,4 |
0,47 |
223 |
83 |
57 |
8-15 |
0,5 |
0,59 |
356 |
97 |
59 |
15-30 |
0,65 |
0,76 |
552 |
99 |
61 |
Примечание: плотность ацетилена при температуре 0 °С и давлении 0,101 МПа равна 1,173 кг/м3.
4.5.3. В деревообрабатывающих цехах и участках валовые годовые и секундные выбросы древесной пыли определяются по годовому времени работы вентиляционной системы (станков) и паспортным данным пылеулавливающей установки (циклона). При отсутствии паспортных данных удельный выброс древесной пыли на один станок принимать равным 0,05 кг/час.
4.5.4. Валовые годовые и секундные выбросы при работе заточных и точильно-шлифовальных станков определяется по паспортным данным. При отсутствии этих данных удельный выброс пыли на один станок следует принимать равным 0,09 кг/час.
4.5.5. При окрасочных работах, удельные выбросы вредных ве ществ в кг на тонну краски принимаются по данным, приведенным в таблице 4.5.
Таблица 4.5.
Удельные выбросы в процессе покраски
Метод распыления краски |
Удельные выбросы, кг на тонну краски |
|
красочный аэрозоль |
пары растворителя |
|
Пневматический |
300 |
400 |
Безвоздушный |
25 |
225 |
Гидроэлектростатистический |
10 |
250 |
Пневмоэлектростатический |
33 |
200 |
Электростатический |
1 |
500 |
Горячее распыление |
240 |
220 |
Электроосаждение |
- |
10 |
Окунание |
- |
350 |
Струйный облив |
- |
250 |
При ручной окраске валовой годовой выброс вредных веществ (паров растворителя) определяется по формуле
Мгод = В × m , т/год (4.6)
где В - расход краски, т/год;
m - содержание растворителя в краске, т/т.
Валовый секундный выброс составляет
М = 0,278 × n × q кр × m , г/с (4.7)
где n - среднечасовая норма покраски; при отсутствии данных принимаем равной 15 м2/час;
q кр - удельный расход краски - 0,1 кг/м2.
Таблица 4.6.
Расчетные параметры выбросов асфальтосмесителями
Тип асфальтосмесителя |
Производительность асфальтосмесителя, т/ч |
Газоочистное оборудование |
Средний коэффициент очистки |
Характеристики источника выброса |
Параметры газовоздушной смеси на выходе из источника выбросов |
Концентрации пыли, поступающей на очистку, г/м3 |
|
||||
Ступень |
Тип |
||||||||||
высота, м |
диаметр устья, м |
скорость, м/сек. |
объем, м/сек. |
температура, ° С |
|
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
Г-1 |
20 |
|
Отсутствует |
- |
14 |
0,6 |
0,9 |
2,8 |
150 |
20 |
|
Д-597 |
25 |
I |
Циклоны НИИОГаза ЦН-15, Æ 500 мм - 4 шт. |
75 |
18 |
0,5 |
14,2 |
2,8 |
120 |
27 |
|
II |
Отсутствует |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
||
Д-597 |
25 |
I |
Циклоны НИИОГаза ЦН-15, Æ 500 мм - 4 шт. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
32 |
|
|
|
II |
Барботажный пылеуловитель "Светлана" |
82 |
18 |
0,5 |
16,8 |
3,3 |
80 |
- |
|
Д-597А |
30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д-508-2А |
25 |
I |
Циклоны СДК-ЦН-33, Æ 800 мм - 4 шт. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
30 |
|
Циклон-промыватель СИОТ |
75 |
18 |
0,5 |
22,4 |
4 |
75 |
- |
|
|||
Д-225 |
12,5 |
I |
Циклоны НИИОГаза ЦН-15, Æ 450 мм - 2 шт. |
75 |
18 |
0,5 |
7,1 |
1,4 |
120 |
30 |
|
4.5.6. Количество выбросов при приготовлении асфальта зависит от типа асфальтосмесителей и приведено в табл. 4.6.
Количество пыли, поступающей в атмосферу при приготовлении асфальта, определяется по формуле
, т/год (4.8)
где Т - время работы технологического оборудования, ч/год;
q - выброс пыли, г/с (принимается по табл. 4.7, графе 3)
Таблица 4.7.
Концентрация и выбросы пыли
Тип асфальтосмесителя |
Концентрация пыли в газах, прошедших очистку, С2 г/м3 |
Выброс пыли, г/с |
1 |
2 |
3 |
Г-1 |
20,0 |
56,0 |
Д-597 |
6,7 |
18,7 |
Д-597 |
5,8 |
19,1 |
Д-597А |
7,5 |
33,0 |
Д-508-2А |
7,5 |
33,0 |
Примечание. Числа в строчках графы 3 показывают концентрацию пыли в газах, прошедших очистку в пылеулавливающих установках, указанных в соответствующих строках табл. 4.6.
Количество выбросов, вредных веществ от сжигания мазута при приготовлении асфальта определяется так же, как и для котлов малой производительности (см. пункт 4.6.1.).
4.6. Котельные и нагревательные печи (горны).
4.6.1. Выбросы от котлоагрегатов производительностью более 30 т/час рассчитываются по указаниям "Методики определения валовых выбросов вредных веществ в атмосферу от котлов тепловых электростанций". МТ 34-70-010-83. М., СПО Союзтехэнерго, 1984.
Для котлоагрегатов производительностью до 30 т/ч и горнов расчеты выбросов в атмосферу выполнять в соответствии с "Методическими указаниями по расчету выбросов загрязняющих веществ при сжигании топлива в котлах производительностью до 30 т/ч", утвержденными Госкомгидрометом СССР 5 августа 1984 года (М., Гидрометеоиздат, 1985).
4.7. Количество водорода , л, выделяющегося из щелочных или кислотных аккумуляторов во время заряда, определяется по формуле
, л (4.9)
где I - наибольший зарядный ток, А;
t - время заряда.
Выделение водорода, определенное по этой формуле, приведено в табл. 4.8.
Таблица 4.8.
Выделение водорода при зарядке аккумуляторов
Тип аккумулятора |
Выделение водорода, л |
|
за время полного заряда |
среднее в час |
|
ТЖН-250 |
87,5 |
12,5 |
ТЖН-300 |
105,0 |
15,0 |
ТЖН-350 |
126,0 |
18,0 |
ТЖН-400 |
147,0 |
21,0 |
ТЖН-450 |
175,0 |
25,0 |
ТЖН-500 |
175,0 |
25,0 |
ТЖН-550 |
196,0 |
28,0 |
ТЖН-950 |
304,0 |
38,0 |
ТКН-250 |
75,0 |
12,5 |
ТКН-300 |
90,0 |
15,0 |
ТКН-350 |
108,0 |
18,0 |
ТКН-400 |
126,0 |
21,0 |
ТКН-450 |
150,0 |
25,0 |
ТКН-500 |
150,0 |
25,0 |
ТКН-550 |
168,0 |
28,0 |
ТКН-900 |
304,0 |
38,0 |
Примечание: 1. Вес одного л водорода равен 0,08987 г.
2. Количество выделяемого водорода взято из "Указаний по проектированию зарядных станций тяговых и стартерных аккумуляторных батарей" института Тяжпромэлектропроект, 1974 г.
4.8. Валовые выбросы при работе тепловозов рассчитываются по показателям, приведенным в табл. 4.9, ("Методические указания по определению вредных выбросов от тепловозов железнодорожного транспорта" М., МПС СССР, 1984).
5. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫБРОСОВ ПЫЛИ В АТМОСФЕРУ ПРИ ПЕРЕГРУЗКЕ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ
5.1. Методика определения выбросов пыли в атмосферу установлена РД 31.06.06-86, согласованной с Государственной инспекцией по охране атмосферного воздуха при Госкомгидромете СССР 4 октября 1985 года.
6. УКАЗАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ ЗАДАНИЯ НА РАСЧЕТ РАССЕИВАНИЯ ВЫБРОСОВ ВЕЩЕСТВ НА ЭВМ
6.1. Показатели, характеризующие все имеющиеся источники выбросов и определенные в соответствии с требованиями разделов 3 и 4, вносятся в таблицу "Параметры выбросов веществ в атмосферу для расчетов ПДВ", составленную по форме приложения 3 ГОСТ 17.2.3.02-78.
При наличии на источниках выбросов пылеулавливающих и газоочистных установок количество улавливаемых загрязняющих веществ устанавливается по паспортам установок. При отсутствии этих данных эффективность очистных установок рекомендуется принимать по табл. 6.1, составленной на основании табл. 4, приведенной в "Руководстве по расчету количества и удельных показателей выбросов вредных веществ в атмосферу", ВПТИтрансстрой, М., 1982.
Таблица 4.9.
Усредненные величины удельных выбросов вредных веществ и показатели объемов сухих отработанных газов
Серия тепловоза |
Тип дизеля |
N с ном, кВт |
Удельные выбросы вредных веществ |
Расход топлива на холостом ходу |
Объем сухих отработанных газов, м3/ч |
||||||
на режиме К.Х. в г/кг топлива |
при N с ном в г/кВт ч |
при работе дизеля на холостом ходу |
при номинальной мощности |
||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
2Т3116 |
1А-5Д49
|
2250 |
50 |
120 |
3 |
10 |
25 |
0,2 |
18 |
2800 |
14800 |
2Т310Л(К) |
10Д100
|
2200 |
50 |
120 |
1 |
10 |
25 |
0,2 |
33 |
3900 |
19600 |
ТЭ3 |
2Д100
|
1470 |
50 |
120 |
1 |
10 |
21 |
0,2 |
27 |
3200 |
12700 |
ТЭП 60 |
11Д45
|
2200 |
50 |
120 |
3 |
10 |
21 |
0,2 |
24 |
3500 |
19900 |
ТЭП 70 |
2А-5Д49
|
2740 |
50 |
120 |
3 |
10 |
25 |
0,2 |
18 |
2800 |
18500 |
ТЭМ 1 |
25Д50(М)
|
735 |
50 |
120 |
1 |
10 |
29 |
0,15 |
13 |
2500 |
6500 |
ТЭМ 2 |
ПД1(М)
|
880 |
50 |
120 |
1 |
10 |
29 |
0,15 |
14 |
2500 |
6500 |
ТГМ 4 |
211Д-1
|
550 |
50 |
120 |
1 |
10 |
29 |
0,15 |
10 |
1500 |
2500 |
ТГМ6 (Л) |
3А-6Д49
|
880 |
50 |
120 |
1 |
10 |
29 |
0,15 |
12 |
2500 |
6000 |
ЧМ33 |
КБ
310 ДК |
995 |
50 |
120 |
1 |
10 |
29 |
0,2 |
14 |
3000 |
6500 |
М 62 |
14Д40
|
1470 |
50 |
120 |
1 |
10 |
25 |
0,2 |
22 |
2600 |
13000 |
Примечание: ( ), ( ), ( ) - удельные выбросы окиси углерода, окислов азота, сажи.
Таблица 6.1.
Ориентировочная эффективность аппаратов газоочистки и пылеулавливания
Аппарат, установка |
Эффективность, % |
|
Твердые или жидкие части |
Газообразные примеси |
|
1 |
2 |
3 |
Отходящие газы котельных |
|
|
Золоуловители осадительного типа |
30 |
- |
Золотоуловители жалюзийного типа |
50 |
- |
Групповые циклоны ЦН-15 |
70-85 |
- |
Мокропутковые золоуловители ВТИ |
90-92 |
- |
Центробежные скрубберы ЦС-ВТИ |
90 |
- |
Электрофильтры |
85-95 |
- |
Аспирационный воздух |
|
|
Рукавные фильтры |
98-99 |
- |
Циклоны ЦН-15 |
80-85 |
- |
Циклоны СДКЦН-33 и 34 |
90-91 |
- |
Батарейные циклоны БЦ |
90-93 |
- |
Циклоны СИОТ |
60-70 |
- |
Циклоны с обратным конусом |
70-60 |
- |
Циклоны ЛИОТ |
70-80 |
- |
Пылевые камеры |
45-50 |
- |
Инерционный пылеуловитель |
65-85 |
- |
Пенные аппараты |
75-95 |
- |
Циклоны с водяной пленкой |
85-90 |
- |
Мокрые аппараты ударно-инерционного д ействия |
90-95 |
- |
Циклон Гипродрева |
70-90 |
- |
Гидрофильтры |
|
|
форсуночные |
87-94 |
- |
каскадные |
86-92 |
40-30 |
барботажно-вихревые |
90-92 |
40-50 |
В таблице параметров указываются максимальные секундные выбросы веществ.
6.2. Задание на расчет составляется по данным таблицы (форма приложения 3 к ГОСТ 17.2.3.02-78). В расчет должны приниматься источники выбросов, исходя из реальных условий эксплуатации объектов порта, в период его наиболее напряженной работы (по грузообороту).
6.3. При подготовке исходных данных для расчета следует рассматривать целесообразность объединения источников и сокращения их числа. Эти операции выполняются в соответствии с "Временными рекомендациями по объединению источников при подготовке числового материала для расчетов загрязнения атмосферы на ЭВМ", разработанными в Главной геофизической обсерватории им. А.А. Воейкова (Л., 1983 г.).
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения . 2 2. Классификация источников выбросов . 2 3. Определение исходных данных . 3 4. Расчет количества выбросов от потребителей топлива и материалов . 6 5. Методика определения выбросов пыли в атмосферу при перегрузке сыпучих грузов . 11 6. Указания по составлению исходных данных для задания на расчет рассеивания выбросов веществ на ЭВМ .. 11 |