РДС 11-201-95 Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства

РДС 11-201-95

Министерство строительства Российской Федерации

(Минстрой России)

Москва

1995

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. Разработан Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Минстрое России.

2. Утвержден постановлением Минстроя России от 24 апреля 1995 г. № 18-39.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Область применения

2. Общие положения

3. Порядок проведения экспертизы

4. Объем проектной документации и порядок ее представления на экспертизу

5. Основные вопросы, подлежащие проверке при экспертизе

6. Заключение по экспертизе проектов строительства

7. Сроки проведения экспертизы

Приложение А. Основные требования по составу и содержанию экспертного заключения по проекту строительства объектов производственного назначения

Приложение Б. Основные требования по составу и содержанию экспертного заключения по проекту строительства объектов жилищно-гражданского и общественного назначения

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения государственной экспертизы
проектов строительства

Дата введения 1995-07-01

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящая Инструкция устанавливает общие правила, порядок и сроки проведения государственной экспертизы технико-экономических обоснований (проектов), рабочих проектов на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений* на территории Российской Федерации и предназначена для применения государственными органами, осуществляющими экспертизу проектов строительства, органами государственного управления и надзора, заказчиками (инвесторами), предприятиями, организациями, иными юридическими и физическими лицами - участниками инвестиционного процесса в строительстве.

________________

* технико-экономические обоснования (проекты), рабочие проекты на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в дальнейшем именуются - проекты строительства.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Государственная экспертиза является обязательным этапом инвестиционного процесса в строительстве и проводится в целях предотвращения строительства объектов, создание и использование которых не отвечает требованиям государственных норм и правил или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства, а также в целях контроля за соблюдением социально - экономической и природоохранной политики.

2.2. При проведении государственной экспертизы необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, настоящей Инструкцией, а также иными государственными документами, регулирующими инвестиционную деятельность в строительстве.

2.3. Проекты строительства до их утверждения подлежат государственной экспертизе независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности объектов.

2.4. Заключение государственной экспертизы является обязательным документом для исполнения заказчиками, подрядными, проектными и другими заинтересованными организациями.

2.5. В необходимых случаях субъекты Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти на основе положений настоящего документа могут разрабатывать и утверждать региональные и отраслевые нормативные документы с учетом территориальных особенностей и отраслевой специфики проектов строительства.

2.6. Порядок проведения государственной экспертизы градостроительной документации устанавливается в отдельном нормативном документе.

Экспертиза обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений проводится применительно к порядку, установленному настоящей Инструкцией.

3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ

В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20.06.93 г. № 585 «О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства» и постановлением Госстроя России от 29.10.93 г. № 18-41 «О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной документации проектов строительства в Российской Федерации» проекты строительства предприятий, зданий и сооружений подлежат государственной экспертизе в следующем порядке:

3.1. Главгосэкспертиза России проводит экспертизу:

проектов строительства:

- объектов, осуществляемых за счет государственных капитальных вложений, финансируемых полностью или частично из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации, а также государственного кредита, согласно перечню, устанавливаемому Минстроем России совместно с соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации;

- объектов, осуществляемых за границей при техническом содействии Российской Федерации;

- объектов совместного с другими государствами пользования и с привлечением инофирм при финансировании строительства этих объектов из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации и государственного кредита;

- экспериментальных и базовых проектов и проектов массового применения разрабатываемых по планам бюджетных работ Минстроя России;

- потенциально опасных и технически особо сложных объектов по перечню, устанавливаемому Минстроем России совместно с МЧС России, Минприроды России и с соответствующими органами государственного надзора, а также объектов, признанных особо ценным культурным наследием городов Российской Федерации независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности этих объектов.

3.2. Главгосэкспертиза России проводит комплексную экспертизу проектов строительства и подготавливает сводное экспертное заключение с учетом заключений государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы условий труда или с их участием, заключений отраслевой экспертизы министерств и ведомств, а также результатов общественного обсуждения по объектам, имеющим важное народно-хозяйственное, градостроительное и социальное значение.

3.3. Главгосэкспертиза России осуществляет выборочный контроль за качеством проектов строительства, разрабатываемых и утверждаемых в Российской Федерации, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов. По поручению руководства Минстроя России, а также в связи с обращениями заказчиков, проектных организаций, других участников инвестиционного процесса в строительстве Главгосэкспертиза России рассматривает разногласия по вопросам экспертизы проектной документации и подготавливает по ним соответствующие предложения.

3.4. Организации государственной вневедомственной экспертизы республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга проводят экспертизу:

проектов строительства:

- объектов, осуществляемых за счет капитальных вложений, финансируемых из соответствующих бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

- объектов, осуществляемых на соответствующей территории, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности, в части вопросов, относящихся к компетенции республиканских и местных органов управления, контроля за соблюдением нормативных требований по надежности и эксплуатационной безопасности объектов с учетом долговременных последствий по намечаемому строительству (за исключением проектов строительства, подлежащих рассмотрению Главгосэкспертизой России).

3.5. Территориальные организации государственной вневедомственной экспертизы проводят комплексную экспертизу проектов строительства и подготавливают сводное экспертное заключение с учетом требований заключений органов государственных экспертиз или с их участием, а также результатов рассмотрения местными архитектурными органами и общественного обсуждения по объектам, имеющим важное градостроительное и социальное значение для соответствующей территории.

3.6. Организации государственной вневедомственной экспертизы осуществляют выборочный контроль утвержденных проектов строительства на соответствующей территории независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов и принимают участие в рассмотрении проектов строительства государственными органами управления.

3.7. Экспертные подразделения министерств и ведомств проводят экспертизу проектов строительства по вопросам, отнесенным к их компетенции, в соответствии с положениями о разграничении функций по экспертизе между министерствами, ведомствами Российской Федерации и Минстроем России и подготавливают сводные экспертные заключения с учетом заключений соответствующих территориальных организаций государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы или с их участием.

3.8. При проведении комплексной экспертизы проектов строительства несколькими экспертными органами предпочтительной формой ее организации является совместное рассмотрение проектной документации. Для проведения экспертизы проектной документации на строительство крупных и сложных объектов могут образовываться экспертные комиссии с участием всех заинтересованных экспертиз.

4. ОБЪЕМ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ПОРЯДОК ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ЭКСПЕРТИЗУ

4.1. Проекты строительства представляются заказчиком а государственный экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, в объеме, предусмотренном действующими нормативными документами на их разработку, в двух экземплярах вместе с исходной и разрешительной документацией, необходимыми согласованиями и заключением государственной экологической экспертизы (если документация не рассматривается совместно).

4.2. По объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов, проектная документация представляется на экспертизу в объеме, необходимом для оценки проектных решений в части обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, надежности возводимых зданий и сооружений, соответствия проектных решений утвержденной градостроительной документации и соблюдения установленного порядка согласования и утверждения проектов строительства. По просьбе заказчика рассмотрение проектной документации по таким объектам может осуществляться как в полном объеме, так и отдельных разделов, что определяется договором на проведение экспертизы.

4 .3. Объем документации проектов строительства, по дле жащих расс мотрени ю в поряд ке выборочного контроля, устанавливается экспертным органом. К предст авляе мой документации прилагаются документы об утвер ждении   проекта, заключен ие ранее расс матривавшего проект экспертного органа и справка о состоянии строительства (по строя щи мся объекта м).

4 .4. При необходимости экспертный орган по вопроса м, относящ имся к его компетенции, имеет право запросить у заказчика дополните льную информац ию по рассматр ив аемому проекту строительства.

4 .5. Комплектность пре дставленн ых м атериалов, их соответствие требован иям действующ их нормативн ых документов по составу проектной документаци и   проверяется экспертным органом в 5-ти дневный срок с даты их получения.

При установлен ии некомплектности проектной документации экспертн ый орган уве домляет заказчика о необхо димости представления недоста ющих материалов. В этом случае экспертным органом мо жет быть так же принято решение об отклонении от рассмотрения проекта строительства до его укомплектования.

4 .6. При повтор ной экспертизе пре дставляются:

пояснительная зап иска к доработанному по замеча ниям экспертного органа проекту строительства с уточненными технико-экономическими показателями;

проектная документация, в котору ю внесены из менения и дополн ения по результатам предыдущего рассмотрения.

5. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ* ПОДЛЕЖ АЩИЕ ПРОВЕРКЕ ПРИ ЭКСПЕРТ ИЗЕ

При экспертизе проектов строительства проверяется: соответствие пр инятых решен ий обоснованию инвестиц ий в строите льство объекта, другим предпроектным материалам, заданию на проект ирован ие, а так же исходным дан ным, техническим условиям и требованиям , вы дан ным заинтересованными органи зациями и органами государственного над зора при согласовании места размещения об ъекта ;

_________________________

* основные вопросы уточняются в зависи мости от отраслевой специф ики, особых услов ий и видов строительства

налич ие необхо дим ых согласований проекта с заинтересованны ми организация ми и органа ми государственного надзора ;

хозяйственная необходи мость и экономическая целесообразность намечаемого строительства, исходя из социальной потребности в результатах функцион иро ва ния запроектированного объекта, конкурентоспособности его продукции (услуг) на внутреннем и внешнем рынках, наличия природны х и иных ресурсов;

в ыбор пло щадки (трассы) строительства с учетом градостроительных, инженерно-ге олог иче ских, экологических и др. факторов и согласований местных органов управления в части землепользования, развития социальной и производст венной инфраструктуры территорий, результатов сравнитель ного анализа вариантов ра змещения пло щадки (трассы );

обоснованность о пределения мощности (вместимости, пропускной способност и) объекта, исходя из принятых проект ных решений, обеспечения сырьем, топливно-энергетическими и други ми ресурса ми, потребности в в ыпускаемой продукции или пре дставля емых услугах;

достаточность и эффективность технических решений и меропр иятий по охране окру жающ ий природной среды , предупреж дению аварийных ситуаций и ли кв идации их последствий;

обеспечение безопасности эксплуатации предприятий, зданий и соору жений и соблюден ие норм и правил в зрывопож арной и по жарной бе зопасности;

соблюдени е норм и правил по охр ане труда, технике безопасности и санитарным тр ебованиям;

достаточность и нженерно-технических мероприятий по за щите населения и устойчив ост и функционирования объ ектов в чрезвычайных ситуациях мирного и в оенного времени ;

нал ичие пр оектных решений по обеспечению условий жизнедеятельности мало мобильных групп населения;

оценка технич еского уровня намечаемого к строительству (реконструкции) предприят ия (производст ва), его материало - и энергоемкости ;

обоснованность прим еняемой технологии производства на основе сравнения во змо жных вариантов технологических про це ссов и схе м, выбор основного технологического оборудования;

достаточность и эффективность технических решений по энергосбережению;

опти м альност ь пр иня тых решени й по инж енерному обеспечению, возм ожность и ц елесоо бра зность использования автономных систем и вторичн ых эне ргорес урсов;

наличие безотходного (малоотходно го) прои зводства на базе полного и компл ексно го исполь зования с ырья и отходов;

обоснованность и наде жность строительных ре шений (особенно при соору жении объекта в сло жных ин женерно-геологических условиях);

оптимальность решений по генерально му плану, их взаимоувязка с утвержден ной гра достроительной документацией, рациональнос ть решен ий по плотност и застройки территории и протяженности инженерных коммуникаций;

обоснованность принятых объемно-план ировочных решений и габаритов з даний и сооружений, исходя из необходимост и их рационального использования для размещения производств и создания благоприятных санитарно-гигиенических и других безопасных условий работаю щим. Эффективность использования пло щадей и объемов з даний; обесп ечен ие архитектурного единства и высокого уровня архитектурного облик а зда ний и сооружений, соответствие их градостроительным требованиям в увязке с существующей застройкой;

о ценка проектных решений по орга низации строите льства;

достоверность определения стоимости строительства;

оценка эффект ивности инвестиций в строительство объекта и условий его реализа ции.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТОВ СТРОИТ ЕЛЬСТВА

6.1. По результатам экспертизы составляется заключение. Экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, подготавливает сводное экспертное заключение по проекту строительства в цело м с учетом заключений государственных экспертиз, прини мавших уч астие в рассмотрении проект а.

Основные требо вания по составу и со дер жа нию экспертного заключения по проекту строительства объектов производ ственного назначения приведены в приложени и "А" , а объектов жилищно-гражданского и общественного назн ачения - в приложении "Б".

6.2. Экспертн ое з аключение должно содержать:

краткую характер истик у исходных данных, ус ловий строительства и основных проектн ых решен ий, а также технико-эконо мические показа тели проекта строительства;

конкретн ые замеча ния и предложения по принятым проектны й решениям, и зменения и дополнения, внесенные в проце ссе экспертизы, о жидаемый эффект от их реали зации (с количественной оценкой);

об щие выводы о целесообраз ност и инвестиций в строительство с учетом эко номической эффектив ности, экологической бе зопасности, эксплуатационной надежности, конкурен тоспособности продукции и социальной значимости объекта;

рекомендации по дополнительной детальной проработке отдельных проектных решений при последу ющем проектировании:

рекомендации об утверждении (при отсутствии серьезных замечаний, ведущих к изменению проектных решений и основных технико-эконо мических по казателей) или отклонении проекта.

По утвер жденным проектам, рассматриваемы м в порядке выборочного контроля, делает ся вывод об одобрении или н еобходимости доработки документац ии (по объектам, нахо дящимся в стадии строительства, ука зываются виды работ, которые могут выполнять ся до доработки проектной документации).

6.3. При выявлении в результате э ксперт изы грубых нарушений нормативных требов аний, которые могут повлечь за собой снижение или потерю прочности и устойчивости зданий и сооружений или соз дать ин ые аварийные ситу ации экспертным органом вносится предложение о приме нении в установленном порядке к органи зациям-разработчикам прое ктной докум ент ац ии штрафных санк ций или приостановлении (аннулировании) действия выданных им лиц ензий.

6. 4. Заключение утвержда ется руковод ителем экспертного органа и направляется зак азчику или в утверждающую про ек т, инстанцию.

6.5. При провед ении совместной эксп ерти зы заключение утверждается руково дством э кспертных органов , участвующих в рассмотрении проекта строительства .

В конкретных эк спертных органах может быть принят и иной порядок оформления экспертного заключения, однако в любом случае подпись руководителя э кспертного органа, утверждающего вы воды экспе ртизы, является обязательной.

7. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ Ы

7.1. Сроки проведе ния комплекс ной государственной экспертизы проектов строительства принима ются в зависимо сти от трудоем кости экспертиз ы и, как прав ило, не дол жны превышать 45 дней.

В отдельных с лучаях, при рассмотрении проектов строительства особо крупных и сложных об ъектов, ука занный срок мо жет быть увеличен по решению руководства экспертного органа.

7.2. Сроки рассмотрения в органах экспертизы откорректированной по ее за ключениям документации не должны превышать 30 дней.

7.3. Сроки пр оведения экспертизы проектов строительства, осущ ествляем ого за счет собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных ре зервов, зае мных и привлеченных средств инвесторов, устанавливаются договором .

7.4. Продолж ительность подготовки заключений по отдельным разделам и вопросам не должна, как правило, превышать 50 процентов продол жительности ко мплексной эксперт изы проекта строительства .

7.5. Сроко м начал а экспертизы является дата утвер ждения руково дством экспертного органа плана ее проведения (или подпи сания договора на экспертизу), а окончания экспертизы - дата отправки заключен ия заказчику или утверждающей проект инстанц ии.

Прилож ение А

(обязательное)

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

по составу и содержанию экспертного заключения по проекту строительства объе ктов производственного назначения

(наи меновани е об ъекта и его м есторасполож ени е)

1. Заказчик

2. Инвестор, источники финансирования

3. Генпроектировщик, наличие лицензии на проектные работы

4. Подрядная строительная организация (если она определена)

5. Основание для разработки:

- задание на проектирование;

- задание на проектирование;

- государственн ые целевые программы, отраслевые схемы развития, обоснован ие инвестиций в строительст во объекта и др.

6. Основные данные и принятые решения*.

6. 1. Хозяйств енн ая необходимость и целесообразность строительства:

обеспечение пе рспективной потребности в данном виде продук ции в результате строительства объекта.

6.2. Характер истика участка строительства:

- варианты разме щения объекта, результат ы сравнительного анал иза и преимущества выбранного участка, площадки, трассы;

* по проекту строительства, возвращаем ому на доработку излагаются в минимально необх одимом объеме, обосновываю щем замечания и предло жения пункт а 7. По проекту строительства, рассматриваемому повторно - излага ются с учетом изменен ий и дополнений, внесенных по замечаниям и предложениям экспертизы

- краткое описание района, пункта, реко мендуемой для строител ьства площа дки, сведе ния о природно-климатических, и нже нерно-геологических, экологических и др. условиях;

- сведения о согласовании с ме стными органами государственного управления в части зе млепользования и производственной инфрас труктур ы территории, а так же согласованиях с органами госнадзора.

6.3. Годовая мо щность и номенклатура продукции:

- объем прои зво димой продукции (мощность);

- основная номенклатура продукц ии и ее характеристики;

- наличие материальных, сырьевых и др. видов р есурсов (осно вные в иды сырья, материалов, ко мплектующих изд елий).

6.4. Основные технолог ические реш ения:

- общая характеристика технологических процессов, основного технологического оборудования, маш ин и механизмов,

6.5. Организац ия производства и управления:

- произ водственно-технологическая структура и соста в предприятия ;

- мо щно сть основных производств и цехов:

- решен ия по в спомогательным объектам, ремонтному , складскому, энергетическому и транспортному хозяйствам;

- структура управления, ре жим работы предприятия;

- общая численность работающ их, обеспечение произ водства и строительства трудовыми ресурсами.

6.6. Генплан, транспорт:

- основные решения и показатели генерального плана;

- схемы   грузопотоков, реш ения по внутриплощадочному транспо рту.

6.7. Основн ые строительные реш ения:

- краткая характеристика объемно-планировочных и конструктивных решений наиболее крупных и сло жных здан ий и соору жений;

- реше ния по фундаментам;

- обеспечение прочности и у стойч ивости зданий и сооружений;

- теплозащита ограждающих конструкций.

6.8. Инженерное обеспечение:

- источники обеспечения топливом, электрической и тепловой энергией, водой для прои зводственных и хозяйственно-бытовых нужд;

- оснащение инженерных систем приборами контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла;

- использован ие вторичн ых энергетических и сырьевых ресурсов (тепло попутных продуктов, при менение теплообменного оборудования, отходов производства и т.д.).

6.9. И нженерно-технически е мероприятия граж дан ской о бороны (Г.О. ):

характеристика инженерно-технических м ероприятий гра жданской обороны, использо вание по мещений Г.О. в обычных условиях хозя йственной деяте льности.

6.10. Охрана окружающей сре ды:

- общая экологич еская характ ери стика района;

- воз действи е с троительства и э ксплуа тации объекта на окружающую сре ду;

- мероприятия по охран е окру жающей среды и рационально му использованию приро дн ых ресурсов;

- реш ения по обеспечению технической без опасности, пре дупреждению и ликвидации последствий возмож ных аварийных ситуаций.

6.11. Организация строительства:

- объе мы основн ых строительно-монтажн ых р абот;

- потребность в строительных материалах, механи змах и тра нспорт ных средствах;

- трудоемкость и сроки строит ельства объекта;

- оч ередность строительст ва, пусковые комплексы.

6.12. Стоимость с троите льства и эконо мическая эф фективн ость ин вестиций :

- стоимост ь ст роительства;

- эффек тивность инв естиций, сопос тавл ение основных технико-экономических по казател ей с показ ателями, опре деленными в обосновании инв естиций в строительст во объ екта.

7. Замечания и пр едложения по принятым ре шениям и результаты экспертизы:

- соотв етствие за данию на про ектиров ание, обоснованию и нвестиций в строител ьство объекта, техн ическим у сло виям и требованиям, выданным орга нами государственного на дзора и заинтересован ными организациями, о сновным направл ениям техн ической политики в соответствующей отрасли;

- оценка сост ава и комплектности представленных мат ериалов, полноты и качества инженерных изыска ний;

- оц енка качества всех разделов проектной документации , изло жен ных в п.6;

- соответствие рассмотренной документации новым требованиям по энергосбережению в части теплозащиты ограждающих конструкций и установки приборов контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла;

- предложен ия по по выше нию экономической эффективности , экс плуатационной наде жност и и экологической безопасности за счет совер шенствования тех ни че ских реш ений, более рац ионального исполь зован ия ресурсов и их результативность: изменен ие (ум еньш ение, увеличени е) сто имости строител ьства, продолжит ельности строительства, уменьшение расх ода потр ебляемых топливно-энергетических ресурсов, тру дозат рат в строи тельстве, расхода основных стро ительных материалов (проката, металла, це мента, лесоматериалов) и др. (форма произв ольная в зави симости от характера изло жения).

8. Выводы.

Общие выводы о целесо об разности стр оительства объекта и условиях его реализа ции.

С учетом оценки качества проекта строительства в целом и в несенных в процессе эксперт изы изменений и дополнений проект рекомендуется к утвер ждению (пр иводятся рекомендуемые к утвер ждению технико-экономические показа тели, состав которых определяется в зависимости от отраслевой сп ецифик и и видов строительства), отклоняется или возвращается на доработку.

Приложение Б

(обязательное)

ОСНОВНЫЕ ТРЕ БОВ АНИЯ

по составу и со держани ю экспертного заключения по проекту строительства объе ктов жилищно-гражданс кого и общественного на значения

(наименование объекта и его месторасположение)

1. Заказчик

2. Инвестор, источники финансирования

3. Генпроектировщик, наличие лицензии на проектные работы

4. Подрядная строительная организация (если она определена)

5. Основание для разработки:

- задание на проектирован ие;

- государственные п рограммы , проект ы застройки м икрорайон ов, кварталов, градостроите льных ко мплексов и жилых групп.

6. Основные да нные и принятые реш ения*.

6.1. Хо зяйств енная необ ходимость и целесообразность строительства :

- назначени е о бъ екта , ожидае мый в ре зультате строительства социальный эффект;

- м ощно сть (вмести мость) и функциональная структура объекта.

6.2. Характ еристика участка строительства:

- краткая характери стика рекомендуе мого для строительства участка по раз мерам, расположен ию в инфраструктуре населенного

пункта, транспортной доступност и, рельефу, инженерно-геолог ическим, гидрогеологическим и экологическ им условиям , наличию подзем ных и наземн ых сооружен ий и комм уникаций на площадке строител ьства ;

________________

* по проекту стро ительства, во звращаемому на доработку излагаются в м инимально нео бход имом о бъеме, обосновывающем замечания и предложения пункта 7. По проекту строительства, рассматриваемому повт орно - излагаются с учетом изменений и дополнений, внесенных по замечаниям и предложениям эксперти зы.

- вар иант ы разм ещ ения объекта, результаты сравнительного анализа (при отсутствии данного объ екта в утвер жденной градостроительной документации), согласование с органами госнадзора.

6.3. Р ешения генплана объекта:

- зонирование территории, организация пешеходных и транспортных потоков, разме щен ие зданий и их в заимосвязь на пло щадке, увязка предлагаем ых реш ений с окружающ ей застройкой;

- инженерная подготовка территории, ее благоустройство и озеле нение, использован ие сущ ествующего рельефа, формирование доступной для ин валидов среды жизнедеятельности;

- основ ные показатели по генплану.

6. 4. Объем но-пространственные, архитектурно-планировочные и конструктивные реш ения:

- варианты градо строительного и объемно-планировочного решений, их сравнительный анал из;

- этажность, общ ая площ адь, стр оительный объем;

- краткая характер истика конструкт ивных решений теплозащиты ограждающих конструкций;

- решен ия по фундаментам;

- о беспечен ие прочности и устойчивости зданий и сооружений;

- соответствие архитектурно-планировочных решений уровню комфортности и функциональному назначению о бъекта, формиро вание доступной для инвалидов среды жизнедеятельно сти;

- выразительность по фасадам;

- применяемые отделочные материалы;

- решения по интерьерам, естественному освещ ению помещений и коридоров , художественному оформлению.

6.5. Технологические решения:

- состав и площади запроектированных помещений и слу жб;

- об щая характерист ика основного технологического оборудования, систе м инженерного технологического оснащения зданий;

- мероприятия по соблю дению нормативных и технических требований госу дарственного надзора и инспекций по обеспечени ю санитарно-гигиенического режима и безопасности работы в помещ ениях, отдельных службах, территории и зданиях проектируемого о бъекта.

6.6. Инженерное обеспечение:

- отопление, венти ляция, водосна бжение, водоотведение, электроснабжение, слаботоч ные устройства, автоматика, газоснабжение, холодоснабжени е и другие инженерные систе мы, включая приборы контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла.

6.7. Инженерно-т ехнические мероприятия гра жданской обороны (Г.О. ):

характеристик и инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, исполь зование поме щений Г.О, в обычных условиях хо зяйст венной деятельности.

6.8. Охрана окру жаю щей сре ды:

- общая характе ри стика экологической ситуации на площадке строит ельства;

- решение вопро сов оч истки, уничтожения и утилизации обра зующихся выбросов и отхо дов, использования и рекультивации земель;

- м ероприятия по з ащите от шу ма, электромагнитных излучений, радиационного загря зн ения и других вредных факторов.

6.9. Противопожарная безопасность:

р ешения по пож арной безопасности и обеспечен ию надежности эвакуа ции людей в эк стренных условиях.

6. 10. Органи зация строитель ства:

- объемы основн ых строительно-монтажных р абот;

- потребность в стро ительных материалах, механизмах и транспортных с редствах;

- трудо емкость и ср ок и стро ительства объекта;

- очередность стро ительства, пус ковые комплексы.

6 .1 1. Стоимост ь стр оите льства.

7. Зам ечани и и п ред ложения по принятым решениям и результатам экс пертизы:

- соответствие за данию на проектирование, государственным програм мам, п роектам застройки микрорайонов, кварталов, градостроите льных компл ек со в и жилых групп:

- оц енка состава и комплектности представленных материалов, полноты и каче ства инженерных изысканий;

- оц енка качества всех ра зделов проектной документации, изложенных в п.6;

- соответствие рассмотренной документации новым требованиям по энергосбережению в части теплозащиты ограждающих конструкций и установки приборов контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла;

- предложения по по вышению экономической эффективно сти, эксплуатационной на дежно сти, уро вня комфортности за счет совершенствован ия технических решений и их ре зультативность: изме нение (уменьшение , увеличение) стоимости строительства, продолжительности строите льства, у меньшение расхода потребляем ых топливно-энергетических ресурсо в, трудозатрат в строительстве, расхода основных строительн ых материалов (проката, цемента, лесоматериала) и др . (форма произвольная в зависимости от характера изложен ия).

8. В ыводы.

Общ ие в ывод ы о целесообразности строительства объекта и усло виях его реализации.

С учето м оценки качества проекта строительства в цело м и внесенных в процессе эксп ертизы изменений и дополнений, проект ре комендуется к утв ерждению (приводятся рекомендуемы е к утверж дению т ехнико-экономические показатели, соста в котор ых определ яется в за висимости от функционального назначения объекта), отклоняется или возвра щается на доработку.