Рекомендации Рекомендации по проектированию учреждений профессиональной реабилитации инвалидов
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
МОСКОМАРХИТЕКТУРА
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО
ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ
1999
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. РАЗРАБОТАНЫ: МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения (канд. Арх. Тхор Э.А., архитектор Любомудрова К.И., инженеры Герасина Л.А., Тихомирова И.Б.).
КОНСУЛЬТАНТЫ: Сколяпов В.А. (Комитет труда и занятости, зам. начальника отдела), Багаева Г.И. (Благотворительный фонд «Родник», зам. генерального директора).
2. ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ И ИЗДАНИЮ Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (архитектор Шалов Л.А., инженер Щипанов Ю.Б.).
3. СОГЛАСОВАНЫ: Комитетом социальной защиты населения Москвы, Москомархитектурой.
4. УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ указанием Москомархитектуры от 03.09.99. № 31.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . 1 1. Область применения . 2 2. Нормативные ссылки . 2 3. Общие положения . 3 4. Требования к размещению, участку и территории . 4 5. Требования к архитектурно-планировочным решениям .. 5 Приложения . 10 Приложение 1. Ориентировочный состав и площади помещений учебно-профессиональной подготовки в УПРИ на 100-150 мест . 10 Приложение 2. Ориентировочный состав и площади помещений культурно-массового и физкультурно-оздоровительного обслуживания в упри на 100-150 мест . 11 Приложение 3. Ориентировочный состав и площади помещений питания в УПРИ на 100-150 мест . 12 Приложение 4. Рекомендуемые состав и площади помещений проживания . 13 Приложение 5. Ориентировочный состав и площади помещений административно-бытового обслуживания в УПРИ на 100-150 мест . 13 |
ВВЕДЕНИЕ
Учреждения профессиональной реабилитации инвалидов (УПРИ) системы Комитета социальной защиты населения г. Москвы предназначены для обслуживания инвалидов с нарушениями умственного развития и поражениями опорно-двигательного аппарата - инвалидов детства, лиц, получивших инвалидность в результате травм или заболеваний, инвалидов, проживающих дома или в специализированных учреждениях и не имеющих в силу специфики заболевания возможности обучения в обычной сети учебных заведений профессионального образования г. Москвы.
Проектирование УПРИ должно вестись в соответствии с положениями настоящих «Рекомендаций». Подобные учреждения для слепых и слабовидящих, а также глухих и слабослышащих системы ВОС и БОГ следует проектировать в соответствии с положениями и требованиями соответствующих нормативно-методических документов указанных обществ.
УПРИ предоставляет возможность инвалидам получения как законченного среднею профессионального образования, так и только начального профессионального образования, и обеспечивает инвалидам приобретение профессии или профессиональных навыков, позволяющих стать источником его заработка.
Основная функция УПРИ - профессиональная и социально-средовая адаптация инвалидов, общеобразовательная функция УПРИ - не является профилирующей. Рациональное сочетание этих функций позволяет инвалиду адаптироваться в обществе и стать полноценным, материально независимым его членом.
Обучение в УПРИ ведется по индивидуальным программам с учетом их возможностей и специфики выбранной профессии.
В УПРИ для правильного выбора будущей профессии и определения возможностей инвалида по глубине ее освоения предусматривается предварительное тестирование.
Согласно «Перечню показанных и противопоказанных видов труда для инвалидов с различной патологией», изданных Комитетом труда и занятости, Комитетом социальной защиты населения Правительства Москвы, Центральным НИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (Москва, 1996 г.) предусматривается 300 профессий, которые показаны инвалидам с различными заболеваниями и этот список постоянно уточняется и расширяется.
Объемно-планировочные решения зданий УПРИ должны давать возможность менять профиль учреждений за счет замены оборудования, размещаемого на одних и тех же площадях.
УПРИ могут ориентироваться на какое-то конкретное предприятие и располагаться рядом с ним или даже на его территории, а также на любых городских территориях, не связанных с предприятиями.
В зависимости от места расположения и специфики заболевания обслуживаемых инвалидов УПРИ в своем составе могут иметь общежитие для обучающихся, рассчитанное в зависимости от конкретных условий на полную или частичную вместимость учреждений.
В составе УПРИ предусматривается координационно-посредническая служба по трудоустройству выпускников.
Настоящие «Рекомендации» составлены в помощь проектировщикам, а также организаторам профессионального обучения инвалидов.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1 Настоящие «Рекомендации» разработаны для г. Москвы, как дополнение к нормативным документам в строительстве, действующим на территории г. Москвы, и распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих учреждений профессиональной реабилитации инвалидов системы Комитета социальной защиты населения г. Москвы.
1.2. Настоящие «Рекомендации» устанавливают основные положения и требования к размещению, участку, территории, архитектурно-планировочным решениям и инженерному оборудованию учреждений профессиональной реабилитации инвалидов с нарушениями умственного развития и поражениями опорно-двигательного аппарата.
1.3. Настоящий документ содержит рекомендательные и справочные положения.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящих «Рекомендациях» приведены ссылки на следующие документы:
2.1. СНиП 10.01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения».
2.2. СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения».
2.3. СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».
2.4. СНиП 2.07.01-89 * «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
2.5. ВСН 62-91* «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения».
2.6. МГСН 4.06-96 «Общеобразовательные учреждения».
2.7. СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».
2.8. СН 441-72* «Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений».
2.9. МГСН 4.05-95 «Школы-интернаты для детей инвалидов».
2.10. МГСН 4.12-97 «Лечебно-профилактические учреждения».
2.11. Пособие по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89*).
2.12. МГСН 1.01-97, Часть 1, МГСН 1.01-98, Часть 2. «Временные нормы и правила проектирования, планировки и застройки г. Москвы».
3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1. Учреждения профессиональной реабилитации инвалидов (УПРИ) осуществляют комплексную профессиональную и социальную реабилитацию инвалидов с нарушениями умственного развития и поражениями опорно-двигательного аппарата.
В зависимости от профиля учреждения и специфики заболевания реабилитируемых УПРИ обеспечивают начальное или среднее профессиональное и общее образование.
Примечания: 1. Уровни профессионального и общего образования могут не совпадать. 2. В отдельных случаях для инвалидов с нарушениями умственного развития реабилитация может быть ограничена только получением профессии или профессиональных навыков и предоставлением неполного начального общего образования или без него.
3.2. Профиль УПРИ определяется в зависимости от выявленной потребности города в тех или иных профессиях и специальностях, а также от вида заболевания инвалидов. УПРИ могут быть рассчитаны на одну или несколько профессий.
3.3. УПРИ предназначены для лиц в возрасте от 16 и выше лет.
3.4. Вместимость УПРИ определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование в зависимости от его размещения и профиля. Рекомендуемая оптимальная вместимость УПРИ - 100-150 мест.
3.5. При поступлении в УПРИ каждый инвалид проходит приемную медико-педагогическую комиссию, которая определяет реабилитационный потенциал поступающего и дает рекомендации по его профессиональной ориентации. Приемная комиссия может входить в состав учреждения; в зависимости от конкретных условий УПРИ могут использовать услуги подобных комиссий при поликлиниках или других лечебно-профилактических учреждениях.
3.6. В состав УПРИ допускается включать общежитие для обучаемых. Его необходимость и вместимость определяются заданием на проектирование.
3.7. Сроки обучения инвалидов в УПРИ определяются индивидуально для каждого обучающегося в зависимости от специфики выбранной профессии и психо-физических возможностей конкретного инвалида.
По решению медико-педагогической комиссии предоставляется возможность продления или повторного прохождения курса обучения.
При недостаточности реабилитационного потенциала инвалида для освоения курса обучения в полном объеме, он приобретает в УПРИ комплекс профессиональных навыков, позволяющих ему работать на отдельных операциях в избранной специальности.
3.8. Состав помещений УПРИ и их оборудование должны обеспечивать следующие основные процессы:
- выявление при поступлении профессионально-реабилитационного потенциала инвалида и разработку индивидуальных программ обучения;
- профессиональное обучение и производственную адаптацию;
- социально-бытовую адаптацию, направленную на выработку практических навыков самостоятельного проживания и на развитие стремления к трудовой деятельности;
- социально-средовую адаптацию с проведением психологической коррекции, ориентированной на независимый образ жизни в обществе;
- проживание и бытовое обслуживание;
- поддерживающее и общеукрепляющее медицинское обслуживание;
- культурно-массовое и оздоровительно-физкультурное обслуживание;
- административно-бытовое и хозяйственное обслуживание.
4. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ, УЧАСТКУ И ТЕРРИТОРИИ
4.1. УПРИ следует размещать в селитебной или зеленой зонах, с хорошо развитой транспортной сетью.
При условии использования производственных мощностей в качестве учебных площадок допускается размещать УПРИ на территории промышленных предприятий аналогичного профиля.
4.2. Площадь участка следует принимать, как правило, из расчета: в учреждениях, не требующих размещения на территории площадок для организации учебного процесса 40-60 м2, а в остальных типах учреждений 60-80 м2 на одного учащегося. При строительстве УПРИ в районах затесненной городской застройки допускается уменьшение земельного участка, но не более чем на 20-25 %.
4.3. В составе территории предусматриваются следующие функциональные зоны:
- учебная и общественная;
- проживания (при наличии общежития);
- физкультурно-оздоровительная;
- хозяйственная.
4.4. В зоне размещения функциональных блоков учебного и общественного назначения у главного входа рекомендуется предусматривать мощеную площадку для массовых сборов.
4.5. На территории УПРИ рекомендуется предусматривать: газоны, цветники, утолки отдыха, беседки и другие малые архитектурные формы, а также прогулочные маршруты с мощеным покрытием, рассчитанные на проезд колясок. В случае наличия общежития малые формы рекомендуется размещать в зоне проживания.
4.6. Состав сооружений физкультурно-оздоровительной зоны определяется заданием на проектирование в зависимости от профиля заболеваний обучающихся.
Рекомендуется предусматривать комплексную игровую площадку (60 м ´ 40 м), площадку для волейбола и баскетбола (15 м ´ 30 м); для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата вместо комплексной игровой площадки должна быть организована площадка, оснащенная оборудованием, имитирующим различные ситуации городской инфраструктуры (лестницы, пандусы, входы в различные виды транспорта и т.п.).
4.7. Площадки для игры с мячом следует располагать на расстоянии не менее 25 м от окон здания, а при наличии ограждения высотой 3 м - не менее 15 м. Площадки для занятий физкультурой - на расстоянии не менее 10 м.
4.8. Площадь озеленения следует принимать из расчета не менее 30-40 % от общей площади участка. В зависимости от профиля учреждения могут быть предусмотрены площадки учебно-опытного назначения, например, цветочно-декоративных растений.
4.9. Хозяйственная зона должна размещаться со стороны производственных помещений столовой и иметь отдельный въезд. В хозяйственной зоне при необходимости допускается размещать: гараж, складские помещения, навесы для инвентаря и оборудования, мусоросборники, трансформаторную и т.п.
4.10. Земельные участки УПРИ должны иметь ограждение по всему периметру, высотой не менее 1,5-2 м с проходной для охраны в соответствии с требованиями СН 441-72*. Участок должен быть освещен в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95.
4.11. На участке УПРИ должно быть предусмотрено не менее двух въездов (один хозяйственный) с устройством проездов с твердым покрытием, шириной не менее 3 м, обеспечивающих подъезды пожарных машин к зданиям, а также возможность объезда вокруг зданий ( СНиП 21-01-97).
4.12. На границе участка следует предусматривать открытую стоянку для автомашин сотрудников УПРИ в соответствии с требованиями МГСН 1.01-97.
4.13. На территории УПРИ или вблизи от него рекомендуется предусматривать киоск по продаже продовольственных и промышленных товаров повседневного спроса, используемый для социальной адаптации инвалидов, а также магазин по продаже изделий, производимых инвалидами в процессе обучения.
5. ТРЕБОВАНИЯ К АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ
Общие требования.
5.1. В составе УПРИ должны предусматриваться следующие основные функциональные группы помещений:
- вестибюльная;
- учебно-профессиональной подготовки;
- социальной реабилитации;
- медицинского обслуживания;
- культурно-массового и физкультурно-оздоровительного обслуживания;
- питания;
- проживания;
- административно-бытового обслуживания;
- хозяйственного обслуживания.
Состав и площади помещений функциональных групп и УПРИ в целом определяются заданием на проектирование в соответствии с настоящими «Рекомендациями».
5.2. Все группы помещений, за исключением хозяйственного обслуживания, рекомендуется размещать в отдельных блоках или отсеках, либо непосредственно примыкающих друг к другу, либо соединенных отапливаемыми переходами. При этом, в случае непосредственного примыкания, отдельные блоки должны быть разделены противопожарными стенами 1-го типа, а из каждого отсека должно быть предусмотрено не менее двух эвакуационных выходов.
Сооружения хозяйственного обслуживания (гараж, ремонтные мастерские, склады и т.п.) рекомендуется размещать в одном или нескольких сблокированных корпусах, располагаемых в хозяйственной зоне.
5.3. Все типы УПРИ должны быть рассчитаны на пребывание инвалидов-колясочников.
5.4. Входы в здание УПРИ, пандусы и лестницы, лифты и подъемники, вспомогательные средства и приспособления (поручни, ручки, рычаги и т.д.) следует проектировать в соответствии с требованиями ВСН 62-91* и Пособий по проектированию окружающей среды для людей с физическими ограничениями (Выпуски 1 и 2).
5.5. Количество этажей в зданиях определяется заданием на проектирование или проектом. Как правило, следует предусматривать не более трех этажей.
На затесненных территориях число этажей может быть увеличено, но не более чем до пяти.
При числе этажей два или более здания должны быть оборудованы лифтами.
5.6. Ширина лестничных маршей должна быть не менее 1,35 м.
5.7. Ширину дверей следует принимать не менее 1 м; ширину коридоров в жилых, медицинских помещениях, столовых для учащихся, помещениях учебно-профессиональной подготовки, культурно-массового обслуживания следует принимать не менее 2,2 м, в остальных случаях - не менее 1,4 м.
5.8. Освещение вторым светом допускается в помещениях раздевальных персонала, комнатах гигиены женщин, бытовых комнатах, моечной кухонной посуды. Допускается не предусматривать естественного освещения в буфетных, кладовых, инвентарных, уборных и душевых персонала, уборных и душевых при бассейне и спортзале, комнатах хранения предметов уборки, санитарных узлах для посетителей и при жилых комнатах.
5.9. В полу помещений санитарных узлов должны предусматриваться трапы. В умывальных, в совмещенных санитарных узлах необходимо предусматривать полотенцесушители.
Планировка и оборудование санитарных узлов должны предусматривать возможность пользования инвалидами-колясочниками.
5.10. В комнатах хранения уборочного инвентаря следует предусматривать умывальник и слив.
5.11. В помещениях рекреационного назначения следует предусматривать установку и подключение телевизионных приемников.
5.12. Высоту помещений и другие общие требования, в том числе и противопожарные, следует принимать в соответствии со СНиП 2.08.02-89*, СНиП 21-01-97, ВСН 62-91*, а также другими нормативными документами, действующими в Москве.
5.13. Инженерное оборудование УПРИ следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.08.02-89*, ВСН 62-91*, а также другими нормативными документами, действующими в г. Москве.
5.14. В зданиях высотой 2 и более этажей рекомендуется проектировать открытые лоджии глубиной не менее 2 м и шириной не менее 6 м (не менее одной-двух лоджий на этаж) для отстоя людей при пожаре. Простенки между окнами должны быть шириной не менее 1,6 м.
5.15. Здания УПРИ следует проектировать не ниже 2 степени огнестойкости.
5.16. На путях эвакуации из здания должно быть предусмотрено аварийное и эвакуационное освещение, проектируемое в соответствии с требованиями СНиП 21-01-97, ВСН 62-91*, СНиП 23-05-95.
5.17. В зданиях УПРИ должна быть предусмотрена автоматическая пожарная сигнализация ( СНиП 21-01-97).
5.18. При разработке Программ и Заданий на проектирование УПРИ для определения состава и площади помещений рекомендуется пользоваться справочными Приложениями 1-5.
Вестибюльная группа помещений.
5.19. Ориентировочный состав помещений вестибюльной группы приведен в табл. 5.1.
Таблица 5.1. Ориентировочный состав помещений вестибюльной группы
№№ п. п. |
Наименование помещений |
Площадь помещений, м2 |
Примечания |
|
на 1 место |
всего |
|||
1. |
Главный вестибюль: |
0,6-0,7 |
- |
|
- при вместимости до 100 мест |
|
|
|
|
- при вместимости свыше 100 мест |
0,5-0,6 |
- |
|
|
2. |
Гардероб для верхней одежды |
0,1 |
- |
|
3. |
Помещение дежурного администратора |
- |
10-12 |
В ночное время используется для вахтера |
4. |
Санитарные узлы с умывальником в шлюзе |
- |
20 10 ´ 2 |
|
Помещения учебно-профессиональной подготовки
5.20. Состав помещений учебно-профессиональной подготовки, обеспечивающих профессиональную реабилитацию, определяется заданием на проектирование в зависимости от назначения УПРИ, его профиля, а также вместимости.
5.21. Количество классов-аудиторий для теоретических занятий и суммарное число мест в них определяется заданием на проектирование и составляет, как правило, 20-50 % от общего числа мест в учреждении в зависимости от специфики процесса обучения. Вместимость классов-аудиторий рекомендуется предусматривать 6-10 мест, а площадь определять из расчета 4,2 м2 на 1 место.
5.22. Обучение по общеобразовательным предметам в УПРИ, как правило, предусматривается тогда, когда это необходимо для освоения специальности.
5.23. Площадь кабинетов физики, химии и биологии следует предусматривать из расчета 5-6 м2 на 1 место, кабинет растениеводства 30-32 м2.
При кабинетах следует размещать лаборантские площадью 14 – 18 м2.
Примечание: Кабинеты физики и химии могут быть совмещены в одном помещении (с раздельными лаборантскими).
5.24. Учебные помещения следует проектировать с учетом требований МГСН 4.05-95.
5.25. В зависимости от профиля УПРИ в составе помещений учебно-профессиональной подготовки могут дополнительно предусматриваться: компьютерный класс 54-72 м (с кладовой 18 м2); кабинет обучения машинописи 5-6 м2 на одно место (с кладовой 14 м).
5.26. Во всех типах УПРИ необходимо предусматривать:
- библиотеку с книгохранилищем и читальным залом 100-120 м;
- методический кабинет 36-40 м;
- кабинет заведующего учебной частью 16-18 м;
- учительскую комнату 36-40 м.
5.27. При помещениях учебно-профессиональной подготовки следует предусматривать рекреационные помещения из расчета не менее 1,2 м2 общей площади на одного учащегося.
5.28. Состав и площадь помещений производственного обучения в каждом конкретном случае определяется заданием на проектирование в зависимости от специфики производства. Планировка помещений должна учитывать возможность замены оборудования, перепрофилирования производственной подготовки в связи с изменением конъюнктуры.
5.29. Площадь учебно-производственных мастерских рекомендуется принимать из расчета 10 м2 на 1 место.*
____________
* В соответствии с «Временным типовым положением о Центре социальной реабилитации инвалидов». Приложением № 1 к приказу Комитета социальной защиты населения г. Москвы от 26.06.96 г., а также Приказом Министерства здравоохранения РФ № 90-96 г.
Число мест в помещениях учебно-производственных мастерских рекомендуется принимать 4-8.
При учебно-производственных помещениях следует предусматривать кладовые для хранения материалов и готовых изделий.
5.30. Производственные мастерские следует размещать в смежно-изолированных помещениях для обеспечения возможности разделения учебного процесса на поэтапные операции.
5.31. Специализация мастерских и их количество определяются заданием на проектирование в зависимости от контингента учащихся, назначения УПРИ, с учетом возможностей дальнейшего трудоустройства инвалидов и т.п.
5.32. Ориентировочные состав и площади помещений учебно-профессиональной подготовки в УПРИ на 100-150 мест приведены в Приложении 1.
Помещения социальной реабилитации
5.33. Служба социальной реабилитации обеспечивает инвалидам социально-бытовую и социально-средовую адаптацию.
В составе помещений социально-бытовой адаптации рекомендуется предусматривать:
- кабинет оценки независимой жизнедеятельности (14-16 м2);
- кабинет обучения самообслуживанию (однокомнатная квартира с кухней площадью не менее 12 м2, жилой комнатой не менее 25 м2 и санитарным узлом).
В состав помещений социально-средовой адаптации рекомендуется включать:
- кабинет психолога (14-16 м2);
- кабинет групповой психотерапии (30-40 м2);
- кабинет профессионального психофизиологического тестирования (14-18 м2).
Помещения медицинского обслуживания
5.34. Помещения медицинского обслуживания в УПРИ рассчитываются на наблюдение за состоянием здоровья учащихся в процессе профессиональной реабилитации, а также на поддерживающее и общеукрепляющее лечение.
5.35. В состав медицинских помещений УПРИ рекомендуется включать кабинеты:
- врача (15-16 м2);
- медицинской сестры - процедурной (18 м2);
- кабинеты физических методов реабилитации - электросветолечения (30-40 м2), электростимуляции (30 м2), лазеротерапии (14 м2);
- кабинеты механических методов реабилитации - механотерапии (36-72 м2), лечебного массажа, лечебной физкультуры (60 м2);
- отделение водо- и бальнеотерапии, включающее кабинеты водолечения (30-40 м2) с раздевальной (14-16 м2), подводного массажа, гидропатии (28-30 м2) с раздевальной (14-16 м2), а также бассейн с ванной 5 ´ 10 м или 6 ´ 12 м, глубиной от 1,1 м до 1,4 м;
- ингаляторий.
Примечания: 1. Состав кабинетов в каждом конкретном случае уточняется заданием на проектирование. 2. Площадь кабинетов принимается из расчета на одно процедурное место: в ингаляториях 4-5 м2, в кабинетах подводного массажа 18-20 м2, индивидуального массажа 8-10 м2. 3. Бассейн может быть включен в состав помещений культурно-массового и физкулътурно-оздоровительного обслуживания.
5.36. Помещения медицинского назначения следует проектировать с учетом требований МГСН 4.12-97 и Пособия по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89*).
Помещения культурно-массового и физкультурно-оздоровительного обслуживания
5.37. В состав помещений культурно-массового обслуживания рекомендуется включать: актовый зал, кружковые комнаты, физкультурно-спортивный зал, бассейн.
5.38. В УПРИ рекомендуется проектировать актовые залы на 120 % от вместимости (в расчете на персонал и гостей) площадью 1,8 м на одно место в зале; при этом должны быть предусмотрены места для инвалидов-колясочников из расчета 15-20 % в УПРИ для инвалидов с поражениями функций опорно-двигательного аппарата и 2-3 % - инвалидов с нарушениями умственного развития.
Примечание: В УПРИ при вместимости 150 и более мест актовые залы допускается рассчитывать на 60 % вместимости.
5.39. В состав помещений при актовом зале входят: эстрада площадью 54м2, кинопроекционная с перемоточной и радиоузлом (по зданию), фойе, используемое как выставочный зал и зал для танцев и игр, из расчета не менее 1,2 м2 на 1 место в зале, помещение для артистов (30-35 м2) с санитарным узлом (3-4 м2), студия кабельного телевидения (18-20 м2), фильмовидеотека (16-18 м2), кладовая аппаратуры (10-12 м2), кладовая мебели и реквизита (20-24 м2).
5.40. В УПРИ возможно проектировать следующие кружковые помещения:
- музыкальный кружок (36-40 м2) с кладовой (14-18 м2);
- изостудия (36-40 м2) с кладовой (10-14 м2);
- танцевальная студия (54-72 м2) с раздевальной (14-18 м2) и санитарным узлом;
- театральный кружок (30-36 м2) с кладовой (16-18 м2);
- шахматный кружок (24-36 м2) с кладовой (8-10 м2) и т.п.
Примечание: Работу музыкального, театрального и шахматного кружков допускается организовывать на площади актового зала.
5.41. В УПРИ рекомендуется проектировать физкультурный зал, размерами 12 ´ 24 м2 с инвентарной площадью 16-18 м2, с раздевальными, душевыми и санитарными узлами (80-90 м2 для учащихся с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и 70-80 м2 для остальных учащихся), комнатой инструктора.
5.42. Ориентировочный состав и площади помещений культурно-массового и физкультурно-оздоровительного обслуживания в УПРИ на 100-150 мест приведены в Приложении 2.
Помещения питания
5.43. Питание организуется в общей столовой по принципу самообслуживания. Площадь обеденного зала принимается из расчета одной-двух посадок и 2,2 м2 на одно место; при зале предусматривается умывальная из расчета 3 м2 (1 умывальник) на каждые 18-20 мест в зале, раздаточная (18-24 м2), сервизная-хлеборезка (6-8 м2), а также моечная столовой посуды (16-18 м2 при ручной мойке и не менее 30 м в расчете на механизированную мойку).
5.44. Оборудование производственных помещений кухни во всех типах УПРИ следует рассчитывать на работу на сырье; кроме питания учащихся помещения кухни обеспечивают питание персонала.
5.45. Для питания персонала предусматривается обеденный зал самообслуживания (или буфет) из расчета не менее 1,8 м2 на 1 место. Вместимость обеденного зала (или буфета) следует рассчитывать исходя из общего числа персонала, числа питающихся, продолжительности обеденного времени, пропускной способности места; при зале следует предусматривать подсобное помещение (буфетную), предназначенное для раздачи пищи, хранения и мойки посуды.
Не допускается организовывать питание персонала на площади обеденного зала для учащихся.
5.46. Ориентировочный состав помещений питания в УПРИ на 100-150 мест приведен в Приложении 3.
Помещения проживания
5.47. В зависимости от конкретных условий в состав УПРИ допускается включать общежитие для учащихся, вместимость которого определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование и может составлять 20-100 % от числа мест в учреждении.
5.48. Общежитие следует проектировать коридорного типа, когда жилые комнаты с другими помещениями связаны через коридор (систему коридоров).
5.49. Общежитие рекомендуется размещать в отдельном корпусе, соединенном теплым переходом с основными помещениями УПРИ.
5.50. В общежитии рекомендуется проектировать самостоятельный вход с вестибюлем, местом дежурного вахтера (18-36 м2) и комнатой коменданта (10 м2).
5.51. Жилые комнаты проектируются, как правило, на 2-3 места. Допускается предусматривать одноместные жилые комнаты на 10-15 % от общего числа проживающих.
5.52. При каждой жилой комнате предусматриваются передние со шкафом для одежды и санитарные узлы, в состав оборудования которых включаются душ, умывальник, унитаз.
5.53. Площадь жилых комнат принимается из расчета в двух-трех местных 7-8 м2 на 1 место, в одноместных 10-12 м2.
5.54. Все жилые комнаты должны быть рассчитаны на проживание одного из учащихся, передвигающегося на коляске.
5.55. В состав оборудования жилых комнат следует включать письменные столы для каждого из проживающих.
5.56. В состав помещений общежития рекомендуется включать гостиные (34-36 м2) с буфетными (6-8 м2), используемые учащимися для приема гостей, общения и т.п., а также инвентарные, бытовые комнаты и другие помещения санитарно-бытового обслуживания.
5.57. В случае организации в УПРИ общежития для учащихся с нарушениями умственного развития, в состав помещений общежития рекомендуется включать комнату воспитателя с санитарным узлом (18 м2).
5.58. Помещения общежития следует проектировать с учетом требований МГСН 4.05-95.
Рекомендуемый состав помещений общежития приведен в Приложении 4.
Помещения административно-бытового обслуживания
5.59. В составе помещений административно-бытового обслуживания рекомендуется предусматривать помещение для информационно-протекционной службы трудоустройства инвалидов (20-30 м2), а также компьютерный центр с персональными компьютерами (36-40 м2) и архивом (16-18 м2).
5.60. Ориентировочный состав и площади помещений административно-бытового обслуживания в УПРИ на 100-150 мест приведены в Приложении 5.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УПРИ НА 100-150 МЕСТ
№№ п. п. |
Наименование помещений |
Площадь помещений, м2 |
Примечания |
|
на 1 место |
общая |
|||
1. |
Классы-аудитории |
4,2 |
|
Количество классов-аудиторий определяется заданием на проектирование в зависимости от вместимости и профиля УПРИ |
2. |
Кабинет физики |
5-6 |
|
Предусматривается согласно заданию на проектирование в соответствии с профилем и спецификой профессиональной подготовки |
3. |
Кабинет химии |
5-6 |
- |
« |
4. |
Кабинет биологии |
5-6 |
- |
« |
5. |
Кабинет растениеводства |
|
30-32 |
« |
6. |
Лаборантские |
|
18 |
При кабинетах физики, химии, биологии, растениеводства |
7. |
Кабинет машинописи |
5-6 |
|
|
8. |
Подсобное помещение |
- |
18 |
|
9. |
Кладовые учебных пособий |
|
18-20 |
|
10. |
Компьютерный класс |
- |
54-72 |
|
11. |
Подсобное помещение |
- |
18 |
|
12. |
Рекреационные помещения |
1,2 |
- |
По числу мест в классах-аудиториях |
13. |
Библиотека с книгохранилищем и читальным залом |
|
100-120 |
|
14. |
Методический кабинет |
- |
36 |
|
15. |
Кабинет заведующего учебной частью |
|
18 |
|
16. |
Комната учителей, мастеров |
- |
36 |
Может быть 2-3 комнаты площадью 12-18 м2 |
17. |
Учебно-производственные мастерские с инвентарными и подсобными помещениями: |
|
|
|
- учебно-производственные мастерские |
10 |
|
|
|
- инвентарные |
- |
18 |
|
|
- подсобные |
- |
10 |
|
|
18. |
Кладовая мебели, инвентаря |
- |
24 |
|
19. |
Санитарные узлы для мужчин и женщин |
По расчету |
В соответствии со СНиП 2.08.02-89*, ВСН 62-91*, МГСН 4.06-96 |
|
20. |
Кабины личной гигиены |
4 |
- |
При женских уборных |
21. |
Комната хранения предметов уборки |
- |
8 4 ´ 2 |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ КУЛЬТУРНО-МАССОВОГО И ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В УПРИ НА 100-150 МЕСТ
№№ п. п. |
Наименование помещений |
Площадь помещений, м2 |
Примечания |
||||
на 1 место |
общая |
||||||
1. |
Актовый зал |
1,8 |
|
Число мест по заданию на проектирование |
|||
2. |
Эстрада при зале |
- |
54 |
|
|||
3. |
Кинопроекционная с перемоточной и радиоузлом |
- |
36 |
|
|||
4. |
Фойе |
1,2 на 1 место в зале |
|
Используется как зал для танцев и игр, выставочный зал |
|||
5. |
Помещение для артистов |
- |
30 15 ´ 2 |
|
|||
6. |
Санитарный узел |
- |
3 |
С умывальником в шлюзе |
|||
7. |
Фильмовидеотека |
- |
18 |
|
|||
8. |
Кладовая мебели и реквизита |
- |
24 |
|
|||
9. |
Кладовая аппаратуры |
- |
10 |
|
|||
10. |
Музей |
- |
54 |
Может располагаться на площади вестибюля или фойе актового зала |
|||
11. |
Комната художника |
- |
12 |
|
|||
12. |
Кружковые помещения: |
|
|
|
|||
|
- театральный кружок с кладовой |
- |
30 + 16 |
Может располагаться на площади актового зала |
|||
|
- изостудия с кладовой |
- |
36 + 18 |
|
|||
|
- танцевальная студия с помещением для переодевания и санитарным узлом |
- |
72 + 18 + 3 |
Может располагаться на площади фойе |
|||
- |
- музыкальный кружок с кладовой |
- |
36 + 18 |
Может располагаться на площади актового зала |
|||
|
- кружок лепки с кладовыми инвентаря и готовых изделий |
- |
36 + 8 + 10 |
|
|||
|
- кружок вязания, вышивания, макраме |
- |
36 + 10 |
|
|||
|
- шахматно-шашечный кружок с кладовой |
- |
36 + 10 |
|
|||
13. |
Инвентарные |
- |
36 |
|
|||
14. |
Санитарные узлы с умывальниками в шлюзе |
- |
36 18 ´ 2 |
|
|||
15. |
Уборные персонала |
- |
6 3 ´ 2 |
|
|||
16. |
Кабины личной гигиены |
- |
8 4 ´ 2 |
При женских уборных |
|||
17. |
Физкультурный зал 12 ´ 24 м |
- |
288 |
|
|||
18. |
Инвентарная |
- |
16 |
С входом из зала |
|||
19. |
Раздевальные с душевыми и санитарными узлами: |
|
|
|
|||
- для учащихся с заболеваниями опорно-двигательного аппарата |
- |
84 42 ´ 2 |
По два душевых рожка и одному унитазу на каждую раздевальную |
||||
- для остальных учащихся |
- |
72 36 ´ 2 |
« |
||||
20. |
Комната инструктора-методиста |
- |
12 |
|
|||
21. |
Лечебно-оздоровительный бассейн с ванной 5 ´ 10 м и площадкой для сухой разминки |
- |
160 |
На 8-10 человек из расчета 5-6 м2 поверхности воды на одно место |
|||
22. |
Комната методиста с санитарным узлом |
- |
10 + 4 |
В состав санитарного узла входят унитаз, душ и умывальник |
|||
23. |
Раздевальная с душевой и санитарным узлом |
- |
36 |
|
|||
24. |
Помещения уборочного инвентаря |
- |
6 |
|
|||
25. |
Узел управления |
- |
6 |
|
|||
26. |
Лаборатория анализа воды |
- |
8 |
Должна располагаться смежно и иметь выход на обходную дорожку |
|||
27. |
Комната медсестры |
- |
10 |
« |
|||
28. |
Кладовая спортивного инвентаря |
- |
8 |
|
|||
29. |
Помещение хранения химических реактивов |
- |
4-5 |
|
|||
30. |
Помещение водоподготовки |
- |
4-5 |
|
|||
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ ПИТАНИЯ В УПРИ НА 100-150 МЕСТ
№№ п. п. |
Наименование помещений |
Площадь помещений, м2 |
Примечания |
1. |
Обеденный зал |
2,2 м2 на 1 место |
Число мест определяется в зависимости от принятого числа посадок |
2. |
Умывальные |
3м2 на 1 умывальник |
1 умывальник на каждые 18-20 мест |
3. |
Раздаточная |
24 |
|
4. |
Сервизная |
8 |
|
5. |
Моечная столовой посуды: |
|
|
- в расчете на механизированную мойку |
30-36 |
|
|
- в расчете на ручную мойку |
16-18 |
|
|
6. |
Горячий цех |
70 |
|
7. |
Хлеборезка, хранение хлеба |
8 |
|
8. |
Моечная кухонной посуды |
10 |
|
9. |
Холодный цех |
14 |
|
10. |
Цех мучных изделий |
14 |
|
11. |
Мясо-рыбный цех |
24 |
|
12. |
Овощной цех |
18 |
|
13. |
Комната заведующего производством |
8 |
|
14. |
Кладовая суточного запаса продуктов |
10 |
|
15. |
Кладовая сухих продуктов |
14 |
|
16. |
Охлаждаемые камеры: |
|
|
- продуктов |
32 |
Не менее двух камер |
|
- отходов |
4 |
С непосредственным выходом наружу |
|
17. |
Помещение первичной обработки овощей |
16 |
|
18. |
Загрузочная, кладовая тары |
18 |
|
19. |
Кладовая белья: |
|
|
- чистого |
8 |
|
|
- грязного |
6 |
|
|
20. |
Кладовая и моечная тары |
16 |
|
21. |
Комната персонала с душевой и санитарным узлом |
24 |
|
22. |
Комната кладовщика |
6 |
|
23. |
Кладовая овощей |
16 |
|
24. |
Комната хранения предметов уборки |
4 |
|
25. |
Столовая (буфет) персонала с подсобным помещением |
18 + 8 |
Согласно заданию на проектирование |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ ПРОЖИВАНИЯ
№№ п. п. |
Наименование помещений |
Площадь помещений, м2 |
Примечания |
1. |
Вестибюль |
18-36 |
С местом для вахтера |
2. |
Комната коменданта |
10 |
|
3. |
Жилые комнаты: |
|
|
- на 1 место |
10-12 |
На 10-15 % от общего числа мест |
|
-на 2 места |
15-16 |
|
|
- на 3 места |
20-24 |
|
|
4. |
Санитарные узлы с передней |
6-7 |
При каждой жилой комнате |
5. |
Комната воспитателей с санитарным узлом |
18 |
Только для общежитий учащихся с нарушениями умственного развития |
6. |
Гостиная |
34-36 |
Одна на этаж |
7. |
Буфетная |
6-8 |
« |
8. |
Инвентарная |
8-10 |
« |
9. |
Бытовая комната |
14-16 |
« |
10. |
Кладовая чистого белья |
8-10 |
« |
11. |
Кладовая грязного белья |
8 |
« |
12. |
Санитарный узел персонала с душевой и умывальником |
5 |
« |
13. |
Комната хранения уборочного инвентаря |
4 |
« |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ АДМИНИСТРАТИВНО-БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В УПРИ НА 100-150 МЕСТ
№№ п. п. |
Наименование помещений |
Площадь помещений, м2 |
Примечания |
1. |
Кабинет директора |
36 |
|
2. |
Приемная |
18 |
Смежно с кабинетом директора |
3. |
Канцелярия |
12 - 14 |
|
4. |
Кабинет заместителя директора по хозяйственной части |
16 |
|
5. |
Помещение дежурного персонала технического обслуживания |
14 |
|
6. |
Бухгалтерия с кассой |
18 + 4 |
|
7. |
Комната отдыха персонала |
20 |
|
8. |
Комната сестры хозяйки |
12 + 8 |
|
9. |
Компьютерный центр с архивом |
36 + 16 |
|
10. |
Помещение пожарного поста |
12 - 14 |
|
11. |
Информационно-протекционная служба |
20 - 30 |
Рекомендуется размещать вблизи входа в здание |
12. |
Кладовые, инвентарные |
40 |
|
13. |
Помещение ремонта электроаппаратуры с подсобным помещением |
14 + 6 |
|
14. |
Комната хранения уборочного инвентаря |
4 |
|