СНиП 10-01-94 Система нормативных документов в строительстве. Основные положения

Система нормативных документов в строительстве

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

СНиП 10-01-94

Министерство строительства Российской Федерации

(Минстрой России)

Москва

1994

Предисловие

1. РАЗРАБОТАНЫ Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации, Государственным предприятием - Центр методологии, нормирования и стандартизации в строительстве (ГП ЦНС) и экспертным советом в составе ведущих специалистов по нормированию и стандартизации научно-исследовательских и проектных организаций Минстроя России.

ВНЕСЕНЫ Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Минстроя России

2. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстроя России от 17 мая 1994 г. № 18-38

3. ВЗАМЕН СНиП 1.01.01-82*, СНиП 1.01.02-83, СНиП 1.01.03-83* и ГОСТ 24369-86

4. ИЗДАНЫ с учетом Постановления Минстроя России от 25 июля 1994 г. № 18-2

Содержание

Введение

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Определения

4. Основные цели, принципы и структура Системы

5. Нормативные документы

6. Содержание, построение, изложение и оформление нормативных документов

7. Разработка и принятие нормативных документов

8. Применение нормативных документов

Приложение А. Термины Системы нормативных документов в строительстве и их определения

Приложение Б. Структура Системы нормативных документов в строительстве

Приложение В. Форма обложки нормативных документов

Приложение Г. Форма первой страницы нормативных документов

ВВЕДЕНИЕ

Система нормативных документов Российской Федерации в строительстве создается в соответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структурой управления на базе действующих в России строительных норм, правил и государственных стандартов в этой области.

Главная направленность вновь разрабатываемых нормативных документов Системы - защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий, организаций и специалистов.

Одним из основных средств решения этой задачи является переход к новым методическим принципам, которые находят все большее распространение в практике международной стандартизации. В отличие от традиционно сложившегося, так называемого, «описательного» или «предписывающего» подхода, когда в нормативных документах приводят подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых материалов и т.д., вновь создаваемые строительные нормы и стандарты должны содержать, в первую очередь, эксплуатационные характеристики строительных изделий и сооружений, основанные на требованиях потребителя.

Разрабатываемые в соответствии с настоящими строительными нормами и правилами нормативные документы должны не предписывать как проектировать и строить, а устанавливать требования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства. Способы достижения поставленных целей в виде объемно-планировочных, конструктивных или технологических решений должны носить рекомендательный характер.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИ ЛА РОССИЙСКОЙ Ф ЕД ЕРАЦИИ

СИСТ ЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМ ЕНТОВ В СТРОИТЕ Л ЬСТВЕ

Основные полож ения

SY STEM O F NORMATIVE DOCUMENTS IN CONSTRUCT ION

Ba sic principles

Дата введения 1995-01-01

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕ НЕНИЯ

Настоящие нормы и правила определяют основные цели, принци пы и общую структуру Систе мы нор мативных документов в строит ельстве (дал ее Системы) , требования к нормативным докум ента м, их содержанию, построению, изложению и оформлению, порядок разработки, принятия и применения.

Положения настоящего доку мента обя зательны для органов управления и надзора, пред приятий, организаций и объединений независимо от форм собственности и принадлежности, осуществляющих разработку и при ме нение нормативных документов в строительстве .

Требования по применению нор мативных документов Систе мы установлены разделом 8 настоящих строительных норм и правил.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящих нормах и правилах использованы ссылки на следующие документы :

ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения".

ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации . Порядок разработки государственных стандартов" .

ГОСТ Р 1.4-93 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных о бъединений. Общие положения."

ГОСТ Р 1.5-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов."

3 ОПРЕД ЕЛЕНИЯ

В настоящих н ормах и правилах при менены термины в соответствии с приложением А и ГОСТ Р 1 .0 .

4 ОСНОВНЫЕ Ц ЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И СТ РУКТУРА СИСТ ЕМЫ

4.1 Система нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаи мосвязанных доку ментов, прини мае мых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями для применения на всех этапах со здания и эксплуатации стро ительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей , общества и государства .

4.2 Система, исходя из общих целей стандартизации, должна способствовать решению стоящих перед строительством задач с тем, чтобы обеспечить:

- соответствие строительной продукции своему на значени я и создание благоприятных условий жизнедеятельности населения ;

- безопасность строительной продукции для жизни и здоровья людей в процессе ее производств а и эксплуатации;

- защиту строительной продукции и л юдей от неблагоприятных во здействий с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций ;

- надежность и качество строительных конструкций и оснований, систем инженерного оборудования, зданий и сооружений ;

- выполнение экологических требований, рациональное использование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;

- взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной деятельности и устранение технических барьеров в международном сотрудничестве.

4 .3 Объ ектами стандарти зации и нормирования в системе являются :

- организацио нно-методические и общие технические правила и нормы, необходи мые для разработки, производства и применения строительной продукции;

- об ъекты градостроительной деятельности и строительная продукция - здания и сооружения и их комплексы ;

- промы шленная продукция, применяемая в строительстве - строительные изделия и материалы, инженерное оборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий стройиндустрии;

- экономические нормативы, необходимые для определения эффективности инвестиций, стоимости строительства, материальных и трудовых затрат.

4.4 Система формируется как открытая для дальнейшего развития единая Система государственных строительных норм, правил и стандартов, а также других нормативных документов в строительстве, разрабатываемых на общей методической и научно-технической основе.

4 .5 Правовой базой стандартизации и нормирования в строительстве является законодательство Российской Федерации, определяющее взаимоотношения участников инвестиционной деятельности, их права, обязанности и ответственность за качество продукции и услуг. Строительные нормы, правила и стандарты являются одним из средств межотраслевого регулирования и управления при проектировании и строительстве в целях реализации требо ваний законодательства .

4.6 Предусматривается повышение самостоятельности и развитие инициативы предприя тий, организаций и специалистов в решении экономических и технических задач проектирования и строительства при сокращении числа обязательных требований и увеличении доли норм и правил рекомендательного характера . Обязательными должны быть требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, охране окружающей природной среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости и взаимозаменяемости продукции и применяемых в строительстве технических решений .

4.7 Разработку   нормативных документов в строительстве предусматривается осуществлять на принципах, принятых государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации при обеспечении необходимой гармони зации и сопоставимости с международными стандартами в области строительства, строительным законодательством и стандартами технически ра звитых зарубежных стран.

4.8 Структура Системы ( приложение Б) определяется номенклатурой объектов стандартизации и нормирования. Для каждой группы однородных объектов формируется комплекс взаимосвязанных документов различных видов, об ъединяемых единством их цели и задач. В составе комплексов, при необходимости, разрабатывают основополагающие нормативные документы, в которых устанавливают положения, общие для объектов комплекса.

5 НОР МАТИВНЫ Е ДОКУМЕНТЫ

5.1 Нормативные документы Систе мы подразделяют на государственные фед еральные доку менты, документы субъектов Российской Фед ерации и производственно-отраслевые доку менты субъектов хозяйственной д еятельности. С учетом тр ебований ГОСТ Р 1.0 в составе сист емы ра зрабатывают следующие документы.

Федеральные нормативные документы:

- строительные нормы и правила Российской Ф ед ерации

- СНиП

- государственные стандарты Российской Федерации в области строительства

- ГОСТ Р

- своды правил по проектированию и строительству

- СП

- руководящие документы Системы

- РДС

Нор мативные документы субъектов российской Федерации :

- территориальные строительные нормы

- ТСН

Производственно-отраслевые нормативны е документы:

- стандарты предприятий (объединений) строительного комплекса и стандарты общественных объединений

- СТП и СТО

В качестве федеральных нормативны х документов применяют также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты (ГОСТ), вв еденные в действие на территории Российской Федерации.

5.2 Строительные нормы и правила Российской Федерации устанавливают обязательные требования, опр еделяющие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми необходи мо руководствоваться в процес се создания строительной продукции.

5 .3 Государственные стандарты Российской Федерации в области строительства устанавлива ют обязательны е и рекомендуе мые положения, определяющи е конкретные параметры и характеристики отдельных ча стей зданий и сооружений, строительных изделий и материалов и об еспечивающие техническое единство при разработке, прои зводстве и эксплуатации этой продукции.

5.4* Своды правил по проектированию и строительству устанавливают рекомендуемые положения в ра звитие и обеспечение обязательных требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов Системы или по отдельным самостоятельным вопросам , не регламентированным обязательными нормами .

5.5* Руководящие документы Системы устанавливают обязательные и рекомендуемые организационно-методические процедуры по осуществлению деят ельности в области разработки и применения нормативных документов в строительстве , архитектуре , градостроительстве , проектировании и изысканиях .

5.4-5.5 (Измененная редакция, Изм. № 1).

5.6 Территориальные строительны е нормы устанавливают обя зательные для применения в пределах соответствующих территорий и рекомендуемы е положения, учитывающие природно-климатические и социальны е особенности, национальные традиции и экономические возможности республик, кра ев и областей Ро ссии .

5.7 Стандарты предприятий (объедин ений) устанавливают для применения на данном предприятии или в объединении положения по организации и технологии прои зводства, а также обеспечению качества продукции. При этом, строительные акционерные общества, ассоциации, концерны и другие объединения в соответствии с правами, делегированными им их учредителями, устанавливают в стандартах предприятий (объединений) положения, необходимые для деятельности входящих в объединение производственных организаций и предприятий.

На поставляемую (сдаваемую зака зчику) продукцию стандарты предприятия не разрабатывают. Требования к этой продукции при отсутствии государственных стандартов должны устанавливаться в технических условиях (ТУ) в составе технической документации .

5.8 Нормативные документы Системы не должны нарушать положений, уста новленных законодательными актами Российской Федерации .

Нормативные документы субъектов Российской Федерации, нормативные документы субъектов хозяйственной деятельности и технические условия на продукцию не должны нарушать обя зательных положений федеральных строительных норм и правил и государственных стандартов.

5.9 Наряду с нормативными документами системы в строительстве применяют:

- государственные стандарты и другие документы по стандарти зации, метрологии и сертификации Госстандарта России ;

- нормы, правила и нормативы органов государственного над зора ;

- стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами, государственными комитетами и комитетами в соответствии с их компетенцией .

5.10 Нормативные документы отраслевых министерств, государственных комитетов и комитетов, органов государственного надзора не должны содержать положений, относящихся к компетенции Минстроя России и территориальных органов управления строительством .

Минстрой России в установленном порядке дает заключени я по направляемы м ему федеральными органа ми исполнительно й власти и органами государственного надзора нормативным документам, затрагивающим вопросы проектирования и строительства, в части соответствия этих документов обя зательным требованиям строительных норм и государственных стандартов.

Разрабатываемые и утвержда емые минист ерствами нормы технологического проектирования представляют на заключение в Главгосэкспертизу при Минстрое России.

6 СОД ЕРЖАНИ Е, ПОСТРОЕ НИЕ, ИЗЛОЖЕНИЕ И ОФОР МЛЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

6 .1 Нормативные документы Системы должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте проектирования и строительства и учитывать международные и националь ны е стандарты технически развитых стран.

Они должны содержать в необходимом объеме технич ески и экономически обоснованные полож ения, направленные на достиже ние целей Системы и обеспечивающие решение конкретных задач каждого документа в соответствии с областью его применения.

Нормативные документы Системы не должны устанавливать требований по вопросам, которые должны регулироваться гражданским правом, законодательством о труде либо другими законодательными актами.

6.2 Положения нормативных документов могут быть обя зательными, рекомендуемыми или справочными. Обязательные положения устанавливаются на минимально необходимом или максималь но допустимом уровне, рекомендуемые - на уровн е лучших отечественных и мировых достижений.

К обязательным относят те полож ения, которые в соответствии с принципами Системы подлежат безусловному соблюдению.

К реко ме ндуемым относят нормы, правила и характ еристики, которые могут из меняться в соответствии с конкретными потребностями и возможностя ми потребит еля или условиями про изводства.

В ввод ной части нормативных докум ентов, содержащих обязательные и рекомендуемые положения, ука зывают номера разделов и пунктов (подпунктов), носящих обязательный характер.

6.3 В сос таве нормативных документов следует предусматривать положения, определяющие эксплуатационные характеристики зданий и сооружений, их частей, строительных изделий и материалов, которые должны быть обеспечены при проектировании, строительстве и эксплуатации (эксплуатационные положения).

Эксплуатационные положения должны быть о снованы на требованиях потребителя и устанавливаться в соответствии с различными уровнями потребностей или условиями эк сплуатации вне зависимости от конструктивного устройства, формы, ра змеров, применяемых материалов или технологии прои зводства.

Эксплуатационные положения следует и злагать в нормативных документах с применением следующих или аналогичных им формулировок :

- Сооружени е (здание) должно быть запроектировано и построено таким образом, чтобы ....

- Должно быть обеспечено ....

Для каждой эксплуатационной характеристики в нормативных документах должен быть предусмотрен метод контроля и оценки степени удовлетворения соответствующей потребности . При нево зможности прямого нормирования обязательных эксплуатационных характеристик, в том числе в свя зи с отсутствием методов контроля, эти характеристики могут регламентироваться косвенно путем установления соответствующих описательных п оложений .

6.4 В строительных нормах и правилах устанавливают обязательные положения, общие для всей территории Российской Федерации или ряда ее регионов с определенными климатическими, геологическими и другими природными условиями.

Строительные нормы и правила должны содержать основные организационно-методические требования, направленные на обеспечение необходимого уровня качества строительной продукции, общие технические требования по инженерным изысканиям для строительства, проектированию и строительству, а также требования к планировке и застройке, зданиям и сооружениям, строительным конструкциям, основаниям и системам инженерного оборудования .

Эти требования должны определять :

- надежность зданий и сооружений и их систем в расчетных условиях эксплуатации, прочность и устойчивость строительных конструкций и оснований;

- устойчивость зданий и сооружений и бе зопасность людей при землетря сениях, обвалах, опол знях и в других расчетных условиях опасных природных воздействий;

- устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей при пожарах и в других расчетных аварийных ситуациях;

- охрану здоровья людей в процессе эксплуатации, необходимый тепловой, воздушно-влажностный, акустический и световой режимы помещений;

- эксплуатационные характеристики и параметры зданий и сооружений различного назначения и правила их размещения с учетом санитарных, экологических и других норм;

- сокращение расхода топливно-энергетических ресурсов и уменьшение потерь теплоты в зданиях и сооружениях.

Строительные нормы и правила не должны содержать тр ебований к технологическим процесса м, для которых предназначены здания или сооружения, а также других положений, относящихся к компетенции соответствующих отраслевых органов федеральной исполнительной власти. В необходимых случаях в строит ельных нормах и правилах следует приводить ссылки на санитарные , экологические и другие нормативные требования.

6.5 В государственных стандартах в зависи мости от их вида устанавливают обязательные и реком ендуемые положе ния в соответствии с ГОСТ Р 1.0 и ГОСТ Р 1.5, в том числе :

- требования к нормативной, проектной, технологической и другим вида м документации;

- требования по ра змерной и функциональной сов мести мости и взаимозаменяемости в строительстве;

- контролируемые характеристики и параметры помещений и конструктивных частей зданий и сооружений, а также элементов инженерных систем;

- требования к группам однородной продукции предприятий стройиндустрии и стройматериалов, к наиболее массовым конкретным видам строительных изделий, материалов и оборудования;

- правила прие мки и методы контроля (испыта ний и измерений) в строительстве и при производстве строитель ных изделий, материалов и оборудования.

6 .6* В сводах правил приводят с необходимой полнотой рекомендуемые в качестве официально при знанных и оправдавшие с ебя на практике положения, прим ен ение которых позволяет обеспечить соблюдение обязательных   требований строительных норм, правил и стандартов и будет способствовать удовлетворению потребностей общества. Своды правил, в частности, могут содержать :

- положения по органи за ции, технологии и правилам производства работ при инженерных изыск аниях для строи тельства, проектировании и строительстве , эксплуатации зданий и сооружений , а также ведению градостроительного кадастра и осуществлению архитектурной и градостроительной деятельности;

- общие градостроительные, типологические и социальны е нормативы;

- объемно-планировочные и конструктивные решения зданий, сооружений и их частей;

- методы расчета и проектирования строительных конструкций и основа ний .

В своды правил могут включаться и звлечения из обязательных положений строительных норм, правил и стандартов (со ссылкой на них), в развитие которых эти своды правил разработаны .

Примечание - Своды правил, как нормативные документы являются признанными техническими правилами. Их следует отличать от рекомендаций, руководств, пособий, и других документов, не являющихся нормативными и содержащих результаты новых разработок, инструктивно-методические и другие мат ериалы ра зличной степени детализации в расчете на исполнителей различной квалификации.

6.6 (Измененная редакция, Изм. № 1).

6 .7 В территориальных строительных нормах устанавливают в соответствии с настоящими нормами и правилами организационные, градостроительные, типологические, социально-экономические и необходимые технические положения, которые в федеральных нормативных документах не устанавливаются или приво дятся в качестве рекомендуемых.

6 .8 Требования к содержанию стандартов предприятий и стандартов общественных объединений - по ГОСТ Р 1 .4 .

6. 9 В технических условиях устанавливают требования к продукции, ее изготовлению, контролю, приемке и поставке (сдаче заказчику) , которые целесообразно выделить из состава конструкторской, проектной и другой технической документации для исполь зования в договорах (контрактах) на поставку продукции или строительство объ екта .

Построение, изложение и оформление технических условий - в порядке, установленном Госстандартом России.

6.10 Построение, изложение и оформление нормативных документов Системы - в соответствии с требованиями, установленными для стандартов в ГОСТ Р 1.5, и с учетом настоящих норм и правил.

Титульные листы и первые страницы строительных норм и правил, сводов правил, территориальных строительных нор м и руководящих документов оформляют в соответствии с приложениями В и Г , а в заголовках применяют прямой порядок слов.

Нормативные ссылки и определения применяемых терминов при нецелесообра зности размещения непосредственно в тексте документа из-за большого объема помещают в приложениях.

В предисловии к сводам правил (СП) указывают: "одобрен Минстроем России (письмо N ... от .... ) и согласован с ..... (указывают соответствующие органы надзора и номера документов )".

Строительные нормы и правила издают типографски м способо м форматом 210 ´297 мм.

6.11 Обозначения строительных норм и правил, сводов правил, руководящих документов и территориальных строит ельных нор м состоят из индекса (СНиП, СП, РДС, ТСН), но мера комплекса в структуре Системы, а затем ч ере з дефис - порядкового номера документа данной категории в комплексе и двух последних цифр года принятия доку мента. При этом порядковые номера СНиП начинаются с номера 01, СП - с номера 101, РДС с номера 201, ТСН - с ном ера 301. В обозначение территориальных строительных норм после цифр года их принятия включают наименования соответствующ ей территории .

Обозначения нормативных документов по ста ндартизации - в соответствии с тр ебованиями ГОСТ Р 1 .5 .

В предисловии к стандарту, кроме сведений, приводимых в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1 .5, указывают: "В системе нормативных документов в строительстве  входит в комплекс .

7 РАЗРАБОТ КА И ПРИНЯТИЕ НОРМАТИВНЫХ ДО КУМЕНТОВ

7.1 Разработку государственных федеральных нормативны х докум ентов и территориальных строительных норм осущ ествляют в соответствии с настоящими нормами и правилами научно-исследовательски е, проектные и другие организации и объединения, а также творческие коллективы, обладающие научным потенциалом и необходимым опытом практической работы в соответствующей области. В разработке документов участвуют также со здаваемые Минстроем России технические комитеты по стандарти зации и т ехническому нормировани ю в строительстве (ТКС).

Заказчиком на разработку документа может быть организация, на которую возложено его принятие, или любая другая заинт ер есованная организация (предприятие).

Разработку стандартов предприятий и обществ енных объединений осуществляют по ГОСТ Р 1 .4 , технических условий - в соответствии с указаниями Госстандарта России и настоящих нор м и правил .

7.2 Ра зработку нормативных документов осуществляют по следую щим стадиям:

1-я стадия - организация ра зработки документа;

2-я стадия - ра зработка про екта документа в п ервой редакции;

3-я стадия - подготовка проекта доку мента в окончательной редакции разработчика и представление его заказчику;

4-я стадия - рассмотрение, принятие (утверждение) и регистрация документа;

5-я стадия - издание документа.

Примечание - Допускается совмещение стадий или выделение отдельных этапов в составе стадии, например, разработка макета (основных положений) документа, опытное проектирование и др.

7 .3 Организация ра зработки документа включает в себя представление предполагаемым ра зработчиком обоснованной заявки, согласование объемов рабо т и заключение договоров на их выполнение между заказчиком, основным ра зработчиком и соисполнителями .

При заключении договора заказчик утверждает краткое техническое задание на разработку нормативного документа, в котором ука зывает основные цели и задачи ра зработки, этапы работы и сроки их выполнения, организации-соисполнители, а также организации, которым документ направляют на отзыв и на согласование .

При этом предусматривается, что нор мативные документы, положения которых затрагивают вопросы, входящие в компетенцию органов надзора, согласовываются с этими органа ми.

Территориальные строительные нормы в числе других заинтересованных организаций направляют на заключение также научно-исследовательским и про ектным институтам, выполняющим функции головных по соответствующим направлениям нормирования и стандартизации .

Информация о начале разработки строит ельных норм и правил и государственных стандартов публикуется Минстроем России в журнале "Бюллетень строительной техники" (БСТ). На основе этой инфор мации заинтересованные организации и предприятия представляют разработчику заявки о направлении им на отзыв разрабатываемого проекта документа (п ервой редакции).

7.4 Разработка проекта нормативного документа организуется основным разработчиком и соисполнителями в согласованном между ними порядке, обеспечивающем качественную подготовку документа в сроки, установленные договором. Подготовленный проект документа рассматривают на научно-техническом совете основного ра зработчика и рассылают на от зыв с пояснительной запиской по ГОСТ Р 1.2 (первая редакция).

Отзыв по проекту документа направляют разработчику не позднее , чем через два месяца со дня получения проекта. Изложение отзыва - по ГОСТ Р 1.2. При отсутствии от зывов каких либо организаций разработку документа продолжают в соответствии с календарным планом.

7 .5 Подго товку проекта нормативного доку мента для представления его на утверждение осуществляют с учетом полученных от зывов .

Для рассмотрения за мечаний и предложений по проекту ос новной разработчик при необходи мости рассмотрения разногласи и проводит согласительное совещание с ответственны ми представителя ми заинтересованных организаций. При няты е на сов ещании решения оформляются протоколо м и отражаются в сводке отзывов.

В тех случаях, когда по соответствующему направлению нормирования и стандарти зации Минстроем России создан технический комитет (ТКС), проект документа рассыла ется также на от зыв все м членам ТКС. Рассмотрение проекта доку мента в этом случае, его научно-техническую экспертизу и доработку по результата м рассылки проводит ТКС и ра зработчик в порядке, установленном Положением о ТКС.

7 .6 Согласование проекта документа с органами государ ственного надзора и другими организациями, указанными в техническом задании на его разработку, осуществляет разработчик до представления документа на утверждение. Согласование федеральных документов осущ ествляют с федеральными органами, до кументов субъектов федерации и субъектов хозяйст венной деятельности - с соответствующими территориальными органами надзора .

Проект документа направляют на согласование в окончательной редакции ра зработчика. Рассмотрение проекта осуществляют в срок до 30 дней со дня его поступления. Согласование оформляют письмом. Запись "Согласовано с замечаниями" не допускается.

Разногласия, во зникшие при согласовании проекта документа, оформляют совместным протоколом. Решения по ра зногласиям после их дополнительного рассмотрения с заинтересованными органами принимает Минстрой России.

7 .7 Проект нормативного документа ра зработчик представ ляет в трех экземплярах, один из которых должен быть первы м, с сопроводительным письмом и следующей документаци ей в одном экземпляре:

- пояснительной запиской к проекту докумен та по ГОСТ Р 1.2 с обоснованиями, данными об использованных ре зультатах научно-исследовательских работ и о результатах сопоставления документа с международными и зарубежными стандартами;

- проектом документа, рассылавш егося на отзыв (первая редакция) и перечнем организаций, которым проект документа был направлен;

- подлинными заключениями организаций, которым документ рассылался на от зыв и сводкой отзывов;

- протоколами заседаний НТС, согласительного совещания или ТКС по рассмотрению проекта нормативного документа;

- подлинными документами, подтверждающими согласование проекта органами государственного над зора и другими организациями или протокол разногласий (если согласование требовалось техническим заданием) ;

-предложениями об отмене действующих документов или проектами изменений в них, свя занными с введением нового нормативного документа .

В случаях, установленных техническим заданием, один экземпляр проекта нор мативного документа представляется на ма шинном носителе.

7.8 При рассмотрении представленного проекта нормативного документа для решения вопроса о его принятии проводят его проверку на соответствие требованиям законодательства и действующих норматив ных документов, общим методологическим принципам нормирования и стандарти зации, требованиям настоящих норм и правил , стандартов ГСС и технического задания. По результатам рассмотрения документа разработчик вносит в него необходимые уточнения .

При принятии нормативного документа устанавливают дату введения его в действие . О дновременно отменяют документы, взамен которых он разработан.

7.9 Строительные нормы и правила (СНиП) и государственные стандарты (ГОСТ) в области строительства принимаются и вводятся в действие постановлениями Минстроя России.

Своды правил по проектировани ю и строительству (СП) принимает разработчик . Согласованные с соответствующими органами надзора своды правил перед утверждением направляют для одобрения в Минстрой России. Одобрение свода правил офор мляется письмом Минстроя России .

Руководящие документы Системы (РДС) принимает (утверждает) Минстрой России в установленном им порядке.

Территориальные строительные нормы (ТСН) принимают органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в установленно м ими порядке.

7.10 И зменения к нормативным документам ра зрабатывают и утверждают в порядке, аналогичном порядку ра зработки и утверждения этих документов. В случаях, предусмотренных техническим заданием, порядок разработки изменений может быть упрощен .

Отмену нормативных документов осуществляют органы, их утвердившие .

7.11 Регистрацию, учет и издание утвержденных строительных норм и правил, государственных стандартов, сводов правил, руководящих документов, изменений к этим документам, а также регистрацию территориальных строительных норм осуществляет Минстрой Рос сии в установленном им порядке. При этом государственные стандарты в области строительства и изменения к ним проходят государственную регистрацию в органах Гос стандарта России.

При регистрации территор иальных строительных норм проводится проверка их соответствия обязательным требованиям федеральных нормативных документов. Территориальные строительные нормы не соответствующие этим требованиям, не ре гистрируют и не включают в Перечень действующих нор мативны х документов. Издание зарегистрированных территориальных нор м осущ ествляют соответствующие органы субъектов Российской Федерации .

7.12 Технические условия на строительные материалы, изделия, конструкции и другую продукцию промышленных пр едприятий разрабатывают организации-разработчики или производител и ука занной продукции как составную часть проектной, конструкторской или технологической докум ентации на ее изготовление.

Согласовани е и утв ерждение технических условий на продукцию предприятий должно производиться в соотв етствии с порядком, установленном Госстандартом России ( "Правила согласования и утверждения технических условий" ПР 50.1.001-93 ).

При этом вновь разрабатываемые и пересматриваемы е т ехнические условия на продукцию, от качества которой зависят прочность , несущая способность , до лговечность и другие эксплуатационные характеристики строительных кон струкций, а также инженерных систем зданий и сооружений дол жны пройти научно-техническую экспертизу в организациях, пер ечень которых определяет Минстрой России .

По требованию заказчика проектной доку ментации на строительство в составе этой докум ентации ра зрабатывают т ехнические условия, необходимые для приемки строя щихся объектов, которые становятся обя зательными, если их применение предусмотрено договором подряда.

7.13 Информация о действующих федеральных и территориальных нормативных документах публикуется Минстроем России в виде с пециальных еж егодных перечней (указател ей) .

Текущую и нформацию об утверждении, изменении и отмене этих документов Минстрой России публикует в журнал е "Бюллетень строительной техники" (БСТ) и информационно-справочных изданиях ГП "Центр проектной продукции массового прим ен ения" Минстроя России.

Информация о государственных стандартах в строительстве публикуется также в еж емесячных и еж егодных указателях "Государственные стандарты Российской Федерации" Госстандарта России.

7.14 Участие в разработк е межгосударственных и других региональных, а также международных нормативных документов (стандартов) органи зует Минстрой России в установленном им порядке .

8 ПРИМЕНЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

8 .1 Нормативные документы Системы применяют в пределах установленной каждым документом области в соответствии с положениями настоящих норм и правил, законом Российской Федерации " О стандартизации" и ГОСТ Р 1.0 (для нормативных документов по стандарти зации) .

Межгосударственные строительные нормы и правила применяют на территории Ро ссийской Федерации в кач естве федеральных нормативных документов пут ей принятия соответствующих строительных норм и правил Российской Федерации в установленном Минстроем России порядке.

Международные, м ежгосударственные и другие региональные стандарты, а также национальные стандарты других стран применяют в строительстве непосредственно в качестве стандартов Российской Федерации в порядк е, установленном ГОСТ Р 1.0.

8.2 Обязательные требования нормативных документов подлежат при менению всеми органами управления и над зора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая совместные предприятия с участием зарубежных партнеров, заруб ежными юридическими и физическими лицами.

Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нор мативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает исполнителя от их соблюдения.

Разрешение на отступление от обязательных требований нормативного документа в обоснованных случаях может дать только орган, которы й этот документ введен на территории Российской Федерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований органов надзора.

8.3 Рекомендуемые положения нормативных документов применяют по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика.

Указанные положения становятся обя зательными для при менения, если в договоре (контракте) на выполнение работ или поставку продукции предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на эти документы.

При отсутствии в договоре (контракте) таких указаний эксп ортирующие или контролирующие органы не вправе требовать применения рекомендуемых положений для обеспечения выполнения обя зательных требований, или запрещать применение решений, отсутствующих в нормах.

Исполнитель может разработать и о существить собственное или любое другое решение, как наиболее рациональное в конкретной ситуации. Возможность применения таких решений должна быть подтверждена расчетом, результатами исследований, экспериментов или другим способом. Применение рекомендуемых норм следует рассматривать лишь как один из способов выполнения соответствующих обязательных требований.

8.4 На проектирование и строительство уникальных и экспериментальных объектов, при необходимости, следует ра зрабатывать технические условия, которые утверждает заказчик по согласованию с Минстроем России и органами надзора.

8.5 На существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соотв етствии с ранее действовавши ми нор мативными документами, вновь разрабатыва емые документы не распространяются, за искл ючени ем случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнитель ной власти или собственник об ъекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существую щих з даний и сооруж ений.

При и зменении функционального на знач ения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них, должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым на значением этих зданий или помещений.

8.6 Юридически е и фи зические лица несут ответственность за нару шение обязательных требований и правильность применения положений нормативных документов в соответствии с законодательство м .

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(обязательное )

ТЕРМИНЫ СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

NN

пп

Термин и его эквивалент на английском языке

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Документ, на основе которого дано определение

1

2

3

4

1 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1.1

Нормативный документ
Normative document

Документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов и доступный широкому кругу потребителей

Примечания

1 Термин "нормативный документ" в Системе нормативных документов в строительстве охватывает такие понятия, как строительные нормы и правила, свод правил, территориальные строительные нормы, стандарт.

2 Деятельность, проявляющаяся при разработке, опубликовании и применении нормативных документов Системы обозначается термином "нормирование и стандартизация".

Термины, определяющие цели и другие аспекты нормирования и стандартизации, принимают по ГОСТ Р 1 .0

ИСО/МЭК-2:1991
п. 3.1

1.2

Строительные нормы и правила
Building regulations

Нормативный документ в области строительства, принятый орга ном исполнительной власти и содержащий обязательные требования

Примечания

1 Строительные нормы и правила являются частным случаем технического регламента ( technical regulation )

2 В Системе нормативных документов в строительстве к области строительства относятся объекты нормирования и стандартизации в соответствии с приложением Б

ИСО/МЭК -2:1991
пп. 3.5 и3.5.1

1.3

Свод правил (по проектированию и строительству)
Code of Practice

Нормативный документ, рекомендующий технические решения или процедуры инженерных изысканий для строительства, проектирования, строительно-монтажных работ и изготовления строительных изделий, а также эксплуатации строительной продукции, и определяющий способы достижения ее соответствия обязательным требованиям строительных норм, правил и стандартов

ИСО/МЭК -2:1991
п. 3.4

1.4

Территориальные строительные нормы

Provincial Normative document (in building construction)

Нормативный документ в области строительства, принятый на уровне одной территориальной единицы страны

ИСО/МЭК -2:1991
пп. 3.2.4 и 1.6.4

1.5

Стандарт международный, региональный (межгосударственный), национальный стандарт и стандарт предприятия

Standard, international, Regional, National standard and Company standard

По ГОСТ Р 1.0

1.6

Технические условия

Technical specification

Документ, устанавливающий технические требования, которым должна удовлетворять продукция, процесс или услуга

Примечания

1 В документе технических условий должны быть указаны процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования.

2 Технические условия могут быть стандартом (стандарт вида технических условий), или самостоятельным документом на конкретную продукцию.

3 В соответствии с законом " О стандартизации" технические условия как самостоятельный документ разрабатывают в составе технической документации на продукцию. Технические условия, на которые сделаны ссылки в договорах (контрактах) на поставляемую продукцию по ГОСТ Р 1.0, применяют в качестве нормативного документа.

ИСО/МЭК -
2:1991 п. 3.3

1.7

Признанное технические правило

Acknowledged rule of technology

Техническое положение, признаваемое большинством компетентных специалистов в качестве отражающего уровень развития техники

Примечание - Нормативный документ считается признанным технически правилом.

ИСО/МЭК - 2:1991
п. 1.5

1.8

Комплекс нормативных документов

Series of normative documents

Совокупность взаимосвязанных нормативных документов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации (нормирования)

ГОСТ Р 1.0

2 СОДЕРЖАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

2.1

Положение (нормативного документа)

Provision

Логическая единица содержания нормативного документа. Положения нормативных документов в строительстве подразделяются:

- по форме представления на нормы, правила и сообщения;

- по степени обязательности на обязательные, рекомендуемые и справочные;

- по содержанию на эксплуатационные, описательные и методические.

ИСО/МЭК -
2:1991 п. 7.1.

2.2

Норма

Положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены

Примечания

1 В документах ИСО приведенное определение соответствует английскому термину " Requirement " (требование).

2 Для норм, характеризующих расчетную потребность в натуральной или стоимостной форме, выраженную в абсолютных или относительных показателях, применяют также термин " норматив".

ИСО/МЭК - 2:1991
п. 7.5

2 .3

Правило
Instruction

Положение, описывающее действия, предназначенные для выполнения

ИСО/МЭК -
2:1991 п. 7.3

2.4

Сообщение
Statement

Положение, содержащее информацию

ИСО/МЭК -
2:1991 п. 7.2

2.5

Обязательное положение - (требование)

Положение (норма или правило), применение которого обязательно по закону

ИСО/МЭК -
2:1991 п.п. 7.5.1; 7.5.2; 11.4

Примечание - В соответствии с документами ИСО положение нормативного документа может быть:

Mandatory requirement

обязательным по общему закону или в связи со ссылкой в регламенте;

Exclusive requirement

обязательным с точки зрения достижения соответствия тому документу, в котором это положение содержится;

optional requirement

обязательным в рамках выбора или дополнительно для определенных случаев (альтернативное требование).

2.6

Рекомендуемое положение
Recommendation

Положение (норма или правило), содержащее совет или указание, не носящее обязательного характера

ИСО/МЭК -
2:1991 п. 7.4

2.7

Справочное положение
Statement

Положение, содержащее информацию (сообщение)

ИСО/МЭК -
2:1991 п. 7..2

2.8

Эксплуатационное положение
Perfomance provision

Положение, которое содержит характеристики соответствия продукции своему назначению, связанные с поведением этой продукции при ее использовании (эксплуатационные характеристики)

ИСО/МЭК -
2:1991 п. 7.8

ИСО 6240 ИСО 6241

2.9

Описательное положение
Descriptive provision

Положение, которое содержит характеристики соответствия продукции своему назначению, связанные с ее производством

Примечания

1 Описательные положения обычно содержат описание проекта, конструктивных деталей и т.д. с указанием размеров и состава материалов.

2 В материалах ИСО по строительству для стандартов, содержащих описательные положения, применяется также термин "предписывающий ( prescriptive ) стандарт".

ИСО/МЭК -
2:1991 п. 7.7

2.10

Методическое положение
Deemed-to-satisfy provision

Положение, указывающее один или несколько способов достижения соответствия требованию нормативного документа (направленное на достижение соответствия)

ИСО/МЭК -
2:1991 п. 7.6

3 ГАРМОНИЗ АЦИЯ СТАНДАРТОВ И ДРУГИХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

3.1

Гармонизированные стандарты (нормативные документы)

Harmonized standards

Стандарты на один и тот же объект, утвержденные различными органами по стандартизации и обеспечивающие взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг и взаимное понимание результатов испытаний или информации.

Примечание - Гармонизированные стандарты могут иметь различия в форме представления или даже в содержании.

ИСО/МЭК -
2:1991 п. 6.1

3.2

Идентичные стандарты (нормативные документы)
Identical standards

Гармонизированные стандарты, которые идентичны по содержанию и по форме представления

ИСО/МЭК -
2:1991 п. 6.3

3.3

Сопоставимые стандарты
Comparable standards

Стандарты на один и тот же объект, утвержденные различными органами по стандартизации и основанные на одних и тех же методах, которые позволяют однозначно сопоставить различия в требованиях

Примечание - Сопоставимые стандарты не являются гармонизированными стандартами

ИСО/МЭК -
2:1991 п. 6.9

4 ОБЪЕКТЫ НОРМИРОВАНИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

4.1

Объекты градостроительной деятельности

Системы расселения, города, другие поселения и их части

4.2

Строительная продукция

Законченные строительством здания и другие строительные сооружения, а также их комплексы

Примечания

1 Применяемое на практике словосочетание "здания и сооружения" в Системе нормативных документов понимается как "здания и другие строительные сооружения"

2 Предметом рассмотрения в Системе нормативных документов в строительстве является строительная часть зданий и сооружений, а также инженерное оборудование, функцией которых является обеспечение нормальных условий для ведения соответствующих технологических процессов

-

4.3

Строительное сооружение

Единичный результат строительной деятельности, предназначенный для осуществления определенных потребительских функций.

-

4.4

Здание

Наземное строительное сооружение с помещениями для проживания и (или) деятельности людей, размещения производств хранения продукции или содержания животных

-

4.5

Помещение

Пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение и ограниченное строительными конструкциями

-

4.6

Строительная конструкция

Часть здания или другого строительного сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции

-

4 .7

Строительное изделие

Изделие, предназначенное для применения в качестве элемента строительных конструкций зданий и сооружении

4.8

Строительный материал

Материал (в т.ч. штучный). Предназначенный для создания строительных конструкций зданий и сооружений и изготовления строительных изделий

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(обязательное)

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
 В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Комплексы документов

Основные направления стандартизации и нормирования

1

2

1 ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

10 Стандартизация, нормирование, сертификация

Цели, задачи, объекты, методология и организация работ по стандартизации, нормированию и сертификации в строительстве

11 Инженерные изыскания для строительства и проектирование

Состав, общие требования и порядок проведения инженерных изысканий для строительства, предпроектных и проектных работ Порядок согласования, экспертизы и утверждения проектов. Виды, содержание и оформление градостроительной и проектно-сметной документации

12 Производство

Организация строительства, технологическая подготовка и общие правила строительного производства, механизация строительства, обеспечение безопасности труда и охрана окружающей среды в процессе строительства. Контроль качества и приемка законченных строительством объектов. Организация производства строительных изделий и материалов.

Виды, содержание и оформление технологической и исполнительной документации

13 Эксплуатация

Общие правила технического обслуживания, обследования и ремонта строительных конструкций и систем инженерного оборудования зданий и сооружений. Виды, содержание и оформление ремонтно-эксплуатационной документации

14* Градостроительный кадастр

Общие правила создания и ведения градостроительного кадастра .

Виды , содержание и оформление документации градостроительного кадастра

15* Архитектурная и градостроительная деятельность

Организационно-методические положения , определяющие структуру и функции единой системы органов архитектуры и градостроительства .

Правила и методы осуществления архитектурной деятельности ее участниками .

2 ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВНЫЕ   ДОКУМЕНТЫ

20 Основные положения надежности строительных сооружений

Общие принципы обеспечения безопасности, эксплуатационной пригодности и долговечности строительных сооружений, инженерных систем, конструкций и материалов. Основные понятия надежности, классификация строительных сооружений по степени ответственности, нагрузки и воздействия различных видов. Классификация отказов, параметры расчетных моделей и принципы установления нормативных требований по надежности строительных сооружений, конструкций и оснований. Основы статистического приемочного контроля в строительстве

21 Пожарная безопасность

Общие принципы обеспечения пожарной безопасности при решении градостроительных, объемно-планировочных и конструктивных задач, классификация зданий, сооружений и их элементов по огнестойкости и пожарной опасности, средства противопожарной защиты, пути эвакуации и зоны безопасности. Пожарно-технические показатели строительных конструкций, материалов и изделий, принципы расчета, методы контроля и испытаний

22 Защита от опасных геофизических воздействий

Общие принципы инженерной защиты и характеристики опасных геофи зических воздействий (сейсмика, оползни, обвалы, лавины, сели, эрозия, подрабатываемые, карстовые, затопляемые и подтопляемые территории и др.). Требования к инженерным изысканиям для строительства, градостроительным, объемно-планировочным. Конструктивным и строительно-технологическим мероприятиям по обеспечению безопасности людей, а также эксплуатации сооружений инженерной защиты

23 Внутренний климат и защита от вредных воздействий

Общие принципы обеспечения теплового, воздушно-влажностного, акустического и светового режима помещений. Характеристики воздействия окружающей среды (в т.ч. климатические воздействия, вибрация, шум, излучения, токсичные выделения и другие). Расчетные методы и конструктивное обеспечение защиты здоровья людей от этих воздействий, методы контроля и испытаний

24 Размерная взаимозаменяемость и совместимость

Общие принципы обеспечения размерной взаимозаменяемости и совместимости в строительстве, правила координации размеров, допуски геометрических параметров. Методы измерений и контроля точности

3 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ, ЗДАНИЯМ И СООРУЖЕНИЯМ

30 Градостроительство

Основные положения расселения, размещения производительных сил, развития межселенной, инженерной и транспортной инфраструктуры территорий, планировка и застройка территорий, поселений и их отдельных частей

31 Жилые, общественные и производственные здания и сооружения

Классификация и технические требования к жилым, общественным, производственным и складским зданиям, сооружениям и их частям. Основные положения по производству работ, правила приемки, методы контроля и испытаний

32 Сооружения транспорта

Классификация, нагрузки и воздействия, геометрические параметры и технические требования к сооружениям и элементам автомобильных и железных дорог, метрополитена, морского, речного, воздушного, промышленного и городского транспорта. Основные положения по расчету, проектированию и производству работ, правила приемки, методы контроля и испытаний

33 Гидротехнические и мелиоративные сооружения

Классификация, нагрузки и воздействия, основные требования к плотинам, каналам, дамбам, берегоукрепительным и другим сооружениям. Основные положения по расчету, проектированию и производству работ, правила приемки, методы контроля и испытаний

34 Магистральные и промысловые трубопроводы

Классификация, нагрузки и воздействия, геометрические параметры и технические требования к трубопроводам и хранилищам для газа, нефти и нефтепродуктов, а также их размещению. Основные положения по расчету, проектированию и производству работ, правила приемки, методы контроля и испытаний

35* Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения

Основные положения и общие требования по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения

4 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ НА ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ И ВНЕШНИЕ СЕТИ

40 Водоснабжение и канализация

Классификация систем и потребителей, технические требования к наружным сетям, сооружениям и их размещению, внутренним системам. Нормы потребления воды, водоподготовка и очистка стоков. Основные положения по проектированию и производству работ, режиму эксплуатации. Санитарно-техническое оборудование, арматура, приборы и канализационные трубы.

Правила приемки, методы контроля и испытаний.

41 Теплоснабжение, отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха

Классификация систем и потребителей, технические требования к наружным сетям и сооружениям, их размещению, сетевой воде, в нутренним системам и оборудованию. Нормы потребления теплоты, очистка выбросов, использование вторичных тепловых ресурсов. Основные положения по проектированию и производству работ, режиму эксплуатации. Отопительные приборы, арматура и воздуховоды.

Правила приемки, методы контроля и испытаний.

42 Газоснабжение

Классификация систем, технические требования к газопроводам, оборудованию и отключающим устройствам. Нормы потребления газа. Основные положения по проектированию и производству работ, режиму эксплуатации.

Правила приемки, методы контроля и испытаний

Примечание - Требования к оборудованию других инженерных систем зданий принимают в соответствии со стандартами Госстандарта России, Правилами устройства электроустановок Госэнергонадзора и соответствующими нормативными документами других органов .

5 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ИЗДЕЛИЯ

50 Основания и фундаменты зданий и сооружений

Классификация и расчетные характеристики грунтов. Методы расчета и проектирования оснований и свайных фундаментов. Основные положения по производству работ, режиму эксплуатации и диагностике состояния. Правила приемки, методы контроля и испытаний

51 Каменные и армокаменные конструкции

Общие требования к каменным и армокаменным конструкциям зданий и сооружений. Методы расчета и проектирования конструкций и их соединений, основные положения по возведению конструкций, режиму их эксплуатации и диагностике состояния.

Правила приемки, методы контроля и испытаний

52 Железобетонные и бетонные конструкции

Общие требования к монолитным, сборным и сборно-монолитным бетонным и железобетонным конструкциям. Методы расчета и проектирования конструкций и их соединений, основные положения по изготовлению, возведению конструкций, защите от коррозии, режиму их эксплуатации и диагностике состояния. Железобетонные и бетонные конструкции заводского изготовления.

Правила приемки, методы контроля и испытаний

53 Металлические конструкции

Общие требования к несущим и ограждающим, в том числе с эффективным утеплителем, конструкциям из стали и алюминиевых сплавов. Методы расчета и проектирования конструкций и их соединений, основные положения по изготовлению, монтажу конструкций, защите от коррозии, режиму их эксплуатации и диагностике состояния. Металлические конструкции заводского изготовления.

Правила приемки, методы контроля и испытаний

54 Деревянные конструкции

Общие требования к деревянным конструкциям зданий и сооружений. Методы расчета и проектирования конструкций и их соединений, основные положения по изготовлению, монтажу конструкций, защите от коррозии, режиму их эксплуатации и диагностике состояния. Деревянные конструкции и изделия заводского изготовления.

Правила приемки, методы контроля и испытаний

55 Конструкции из других материалов

Общие требования к асбестоцементным и конструкциям из других материалов. Методы расчета и проектирования конструкций и их соединений, основные положения по изготовлению, монтажу конструкций, режиму их эксплуатации и диагностике состояния. Конструкции заводского изготовления.

Правила приемки, методы контроля и испытаний

56 Окна, двери, ворота и приборы к ним

Общие требования к изделиям. Технические условия на изделия и комплектующие детали.

Правила приемки, методы контроля и испытаний

6 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ

60 Стеновые кладочные материалы

Общие требования к кирпичу и стеновым камням из различных материалов. Технические условия на конкретные разновидности, типы, марки. Правила приемки, методы контроля и испытаний

61 Минеральные вяжущие вещества

Общие требования к цементу и другим вяжущим. Технические условия на конкретные разновидности, типы, марки. Правила приемки, методы контроля и испытаний

62 Бетоны и растворы

Общие требования к бетонам различных видов, бетонным смесям, строительным растворам. Технические условия на конкретные разновидности. Правила приемки, методы контроля и испытаний

63 Щебень, гравий и песок для строительных работ

Общие требования к щебню, гравию, песку, искусственным и природным пористым заполнителям. Технические условия на конкретные разновидности. Правила приемки, методы контроля и испытаний

64 Теплоизоляционные, звукоизоляционные и звукопоглощающие материалы

Общие требования к минераловатным изделиям, изделиям из ячеистого бетона, плитам на основе пенопластов и другим теплоизоляционным материалам. Технические условия на конкретные разновидности. Правила приемки, методы контроля и испытаний

65 Кровельные, гидроизоляционные и герметизирующие материалы и изделия

Общие требования к рулонным кровельным материалам, кровельным мастикам, изоляционным и герметизирующим материалам. Технические условия на конкретные разновидности. Правила приемки, методы контроля и испытаний

66 Отделочные и облицовочные материалы

Требования к полимерным, керамическим, древесным и другим отделочным и облицовочным материалам и изделиям. Правила приемки, методы контроля и испытаний

67 Асбестоцементные изделия

Требования к асбестоцементным плоским и волнистым листам, трубам, экструзионным изделиям. Правила приемки, методы контроля и испытаний

68 Дорожные материалы

Требования к асфальтобетону, асфальтобетонным смесям и другим дорожным материалам. Правила приемки, методы контроля и испытаний

69 Строительное стекло

Требования к листовому стеклу и изделиям из стекла для строительства. Правила приемки, методы контроля и испытаний

7 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ НА МОБИЛЬНЫЕ ЗДАНИЯ   И СООРУЖЕНИЯ, ОСНАСТКУ, ИНВЕНТАРЬ И ИНСТРУМЕНТ

70 Мобильные здания и сооружения

Классификация и общие технические требования . Технические условия на конкретные типы зданий и сооружений. Правила приемки, методы контроля и испытаний

71 Оснастка строительных организаций

Общие технические требования к лесам и подмостям, опалубке для бетонных работ, монтажной оснастке и креплениям, ручному инструменту, средствам пакетирования и контейнеризации.

Правила приемки, методы контроля и испытаний

72 Специализированная оснастка предприятий стройиндустрии

Общие технические требования к оснастке, смазке для оснастки и форм. Правила приемки, методы контроля и испытаний

8 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ЭКОНОМИКЕ

80 Экономика строительства

Организационно-методические положения по вопросам эффективности инвестиционных проектов, договорных отношений и регулирования инвестиционной деятельности

81 Ценообразование и сметы

Правила и методы определения стоимости проектно-изыскательских работ и строительства в составе предпроектной и проектной документации. Сметная нормативная база для определения потребности в капитальных вложениях, формирования свободных (договорных) цен на строительную продукцию и осуществления расчетов между участниками строительства

82 Материальные и топливно-энергетические ресурсы

Правила и методики разработки и применения нормативных показателей расхода материальных и топливно-энергетических ресурсов для строительства

83 Трудовые ресурсы

Правила и методики определения трудоемкости элементов строительной продукции, а также потребности средств на заработную плату

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2)

ПРИЛОЖЕНИЕ В

(обязательное)

ФОРМА ОБЛОЖКИ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Система нормативных документов в строительстве

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  

(вид документа - строительные нормы в правила Российской Федерации, территориальные строительные нормы, свод правил, руководящий документ)

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

(наименование документа)

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

(обозначение документа)

Издани е официальное

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

(наименование органа, утвердившего документ)

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

 ( город, где расположен орган )

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

(год издания)

ë______________________________ Цветная полоса: СНиП - красная

                                                                                             СП       - синяя

                                                                                             РДС     - зеленая

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

(обязательное)

ФОРМА ПЕРВОЙ СТРАНИЦЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

-------------------------------------

обозначение документа

 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

(вид нормативного документа)

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

(наименование документа на русском языке)

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

 (наименование документа на английском языке

- для федеральных нормативных документов)

Дата введения _   _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

 (год, месяц, число)

ТЕКСТ

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

издание официальное

Ключевые слова: стандартизация, нормирование, система нормативных документов, цели, задачи, принципы, структура, объекты стандарти зации и нормирования, разработка, принятие, применение нормативных документов