СП 11-113-2002 Порядок учета инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций при составлении ходатайства о намерениях инвестирования в строительство и обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений
Приложение
к приказу МЧС России
от 23.07.02 № 357
СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ
ПОРЯДОК
УЧЕТА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ
МЕРОПРИЯТИЙ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ХОДАТАЙСТВА О НАМЕРЕНИЯХ
ИНВЕСТИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВО
И ОБОСНОВАНИЙ ИНВЕСТИЦИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВО
ПРЕДПРИЯТИЙ , ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
СП 11-113-2002
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
(МЧС РОССИИ)
Москва
2002
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Центральный научно-исследовательский и проект но-экспериментальны й институт п ромышленных зданий и сооружений» (АО «Ц НИИпромзданий» ), Государственной экспертизой проектов МЧС России, Государственным предприятием «Ц ЕНТРИНВЕСТпроект» Госстроя России, (ГП «Ц ЕНТРИНВЕСТпроект» ), Обществом с ограниченной ответственностью «Инженерный консалтинговый центр « Промтехбезопасность» (ООО «ИКЦ «Промтехбезопасность» )
2 ВНЕСЕН Департаментом предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Департаментом гражданской защиты МЧС России
3 ОДОБРЕН Госстроем России (письмо от 22 марта 2002 г № ЛБ-1446 /3 )
4 ПРИНЯТ приказом МЧС России от «23» 07 2002 г. № 357 и ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ с 01 августа 2002 г.
5 РАЗРАБОТАН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . 2 1 область применения . 2 2 нормативные ссылки . 3 3 общие положения . 3 4 основные исходные данные и требования для учета инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций в строительство . 4 5 инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, учитываемые в ходатайстве о намерениях . 4 6 инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, учитываемые в обоснованиях инвестиций . 6 7 согласование и государственная экспертиза инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, учтенных в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций . 8 Приложение а Основные термины и определения . 9 Приложение б Перечень основных руководящих, нормативных и методических документов, рекомендуемых для использования при разработке решений по инженерно-техническим мероприятиям гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций . 10 Приложение в Примерный перечень сведений направляемых в орган управления по делам го и чс для получения от него исходных данных и требований по учету инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуации в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций . 14 Приложение г Примерный перечень исходных данных и требований для учета инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций . 15 Приложение д Критерии для зонирования территории по степени опасности чрезвычайных ситуаций . 15 |
ВВЕДЕНИЕ
Учет инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций при составлении ходатайст в а о намерениях инвестирования и обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений предусма тривается в соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны», Типового положения по разработке и составу ходатайства (декларации) о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений и СП 11-101-95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительств о предприятий, зданий и сооружений» .
Порядок учета инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и п реду преждения чрез вычайных ситуаций охватывает круг вопросов по гра жданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и т ехногенно го характера, рассматриваемых на этапе составления предпроект ной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений.
Порядок разработан авторским коллективом в составе Ю.В. Алешин , М.В. Петров, В.А. Совко, Ю.Т. Комаров (Государственная экспертиза проектов МЧС России), А.Г. Беляев (АО « ЦНИИпромзданий» ), Н.Н. Павлов, В.И . Пулико (ГП « ЦЕНТРИНВЕСТпроект» ), С.П. Земцов, С.В . Стрелко (ООО «ИКЦ «Промтехбезопасность» ).
СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ
Порядок учета инженерно-технических мероприятий гражданской
обороны
и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций
при соста в лении ходатайства о намерениях
инвестирования в строительство
и обоснов аний инвести ций в строительство предприятий, зданий и сооружений
CODE PRACTICE
Procedure of consideration of e ngineering and t echnical measures
of civil defence and measures for prevention of emergencies
for drawing up of the petition about
intentions of investment i n construction
and feasibility studies for construction of enterprises, buildings and
structures
Дат а введения - 1 августа 2002 г.
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1 Настоящий нормативный документ разъясняет:
порядок получения исходных данных и требований для учета инженерно-технических мероприятий (ИТМ) гражданской обороны (ГО) и предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС) при доставлении ходатайства (декларации) о намерениях инвестирования в строительство предприятий , зданий и сооружений (далее - ходатайства о намерениях) и обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений (далее - обоснований инвестиций);
требования к составу и содержанию сведений об ИТМ ГОЧС в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций;
порядок проведения экспертизы решений по ИТМ ГОЧС в обоснованиях инвестиций.
Документ предназначен для применения заказчиками (инвесторами )1, проектировщиками, органами, специально уполномоченными решать задачи ГО, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуп рав ления (далее - органами управления по делам ГО и ЧС), и иными юридическими и физическими лицами - участниками инвестиционного процесса.
1 Далее – заказчик.
1 .2 Разработка ИТМ ГОЧС в составе проектной документации (проектах строительства, рабочих проектах и рабочей документации) регламентируется отдельным нормативным документом ( СП 11-107-98).
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем Своде правил использованы ссылки на следующие нормативные документы:
СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны»;
СНиП 22-01-95 «Геофизика опасных природных воздействий»;
СНиП 2.01.53-84 «Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства»;
СП 11-107-98 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-техничес к ие мероприятия гражданско й обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства»;
ГОСТ Р 22.0.02 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий» (с Изменением № 1 , введенным в действие 01 .01 .2001 г. постановлением Госстандарта России от 31 .05 .2000 г ., № 148 -ст);
ГОСТ Р 22.0.05 «Безоп а сность в чрезвычайных ситуациях . Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения»;
ГОСТ Р 22.0.10 «Правила нанесения на карты обстановки о чрезвычайных ситуациях»;
РД 03-418-01 «Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объекто в ».
3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3 .1 Затраты на реализ ацию ИТМ ГОЧС должны быть учтены в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций и направ лены на обеспечение защиты населения и территорий и снижение материального ущерба от ЧС техногенного и природного характера, от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при диверсиях и террористических актах.
Термины и определения, используемые в настоящем документе, приведены в приложении А.
3 .2 Разработка ИТМ ГОЧС в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций осуществляется при наличии у разработчика соответствующей лицензии, выдаваемой в установленном порядке.
3 .3 Для учета ИТМ ГОЧС необходимо руководствоваться действующим в Российской Федерации законодател ьством, строительными нормами и прав илами, государственными стандартами в области строительства, ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
В ходатайстве о намерениях и обосно в ания х инв ест иций отступления от требований нормативных документов по проектирова нию ИТМ ГОЧС допускаются только при наличии разрешений организ аций, которые приняли и (или) ввели в действие эти документы.
3 .4 Для учета ИТМ ГОЧС при составлении ходатайства о намерениях и обоснований инвестиций рекомендуется использовать руководящие, нормативные и методические документы, указанные в приложении Б.
3 .5 Решения по ИТМ ГОЧС в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций представляются в виде текстовых и графических материалов, оформленных в соответствии с требованиями государственных стандартов системы проектной документации для строительства и настоящего Свода правил.
При разработке графических материалов следует учиты в ать требования ГОСТ Р 22 0 .10 .
Масштаб графических материалов выбирается в каждом конкретном случае, исходя из необходимости соблюдения действующих норм и правил и обеспечения полноты отображения информации.
3 .6 Ограничения на распространение сведений, касающихся ИТМ ГОЧС в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3 .7 До принятия местным органом исполнительной власти решения по ходатайству о намерениях, учтенные при его составлении ИТМ ГОЧС подлежат согласованию органом управления по делам ГО и ЧС*.
ИТМ ГОЧС, учтенные в обоснованиях инвестиций, подлежат государственной экспертизе в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО**.
* В соответствии с Типовым положением о п орядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование, согласов ание документации на строительство, а также оплаты ук азанны х услуг (утверждено з аместителем Министра строительства Российской Федерации 06 .02 .96 , письмо Минстроя России от 13 .02 .96 № БЕ-19-4 /9 ).
** В соответствии с Положением о проведении государственной экс п ертиз ы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации (утверждено п остановлением Прав ительств а Российской Федерации от 27 .12 .2000 № 1008 ).
4 ОСНОВНЫЕ ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ И ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕТА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ХОДАТАЙСТВЕ О НАМЕРЕНИЯХ И ОБОСНОВАНИЯХ ИНВЕСТИЦИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВО
4 .1 Заказчик ходатайства о намерениях и обоснований инвестиций осуществляет сбор исходных данных и требований для учета ИТМ ГОЧС до составления (разработки) указанных документов. Для этой цели заказчик может привлекать на догов орной основе проектировщика.
4 .2 Органами управления по делам ГО и ЧС (в пределах их компетенции) по запросу заказчика выдаются исходные данные о состоянии потенциальной опасности территории, на которой намечается строительство, а также требования для учета ИТМ ГОЧС в п редпроект ной документации.
Примерный перечень н еобходимых сведений, которые заказчик должен направ ить в орган управления по делам ГО и ЧС для получения исходных данных и требований, приведен в приложении В.
4 .3 Основные исходные данные и требования для учета ИТМ ГОЧС включают:
категорию по ГО объекта, намечаемого к строительству (особой важности, первая, вторая, некатегорированн ы й), св едения о прекращении или перемещении в другое место деятельности объекта в военное время;
группу по ГО территории (особой важности, первая, вторая, третья), на которой предполагается разместить объект (для объектов на территориях, отнесенных к группам по ГО);
кате г ории и группы по ГО объектов и территорий, расположенных вблизи предполагаемого места строительства (если такие имеются);
перечень возможных источников ЧС техногенного характера на объекте, намечаемом к строительству, а также вблизи участка его предполагаемого размещения;
перечень возможных источников ЧС природного характера в районе предполагаемого строительства;
требования к защитным сооружениям ГО ( З С ГО);
требования по созданию систем оповещения ГО и локальных систем оповещения при авариях на потенциально опасных объектах;
требования по мерам предотвращения постороннего вмешательства в деятельность объекта, намечаемого к строительству;
дополнительные требован и я по обеспечению безопасности, которые должны быть учтены при разработке предпроект ной документации.
Примерный перечень исходных данных и требований для учета ИТМ ГОЧС в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций, приведен в приложении Г.
5 ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, УЧИТЫВАЕМЫЕ В ХОДАТАЙСТВЕ О НАМЕРЕНИЯХ
5 .1 В ходатайстве о намерениях, разрабатываемом в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией, учитываются основные ИТМ ГОЧС, которые должны быть предусмотрены в дальнейшем при проектировании и строительств е предприятия, здания и сооружения.
Необходимый состав ИТМ ГОЧС определяется заказчиком в зависимости от характера объекта и территории.
5 .2 В текстовых материалах ходатайства о намерениях в части, касающейся учета ИТМ ГОЧС, приводятся:
а) исходные данные и требования для учета ИТМ ГОЧС, выданные органом управления по делам ГО и ЧС;
б) сведения о наличии лицензии на разработку ИТМ ГОЧС;
в) характеристика района , пункта, участка намечаемого строительства, согласно тех или иных зон опасности или загородной зоны, предусмотренных СНиП 2.01.51-90;
г) сведения о природно-климатических условиях района строительства в части, касающейся наличия природных процессов, отнесенных в соответствии со СНиП 22-01-95 к опасным, весьма опасным и чрезвычайно опасным (катастрофическим);
д) данные о продолжении функционирования предприятия, здания и сооружения в военное время, прекращении или переносе производства в з агородную зону, перепрофилировании предприятия в военное время на выпуск иной продукции;
е) сведения об отнесении объекта к кате г ории по ГО (особой важности, первой второй, н екатег орированны й);
ж) данные о персонале объекта и населении на прилегающей территории с указанием режима работы, сменности, примерной численности работников в наибольшую смену, наличию вблизи жилой з астройки и мест массового скопления людей;
з) ориентировочная численность наибольшей работающей смены военного времени, дежурного и линейного персонала предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность территорий, отнесенных к группам по ГО, и объектов особой важности (для объектов, продолжающих работу в военное время);
и) краткое описание систем оповещения и управления ГО;
к) порядок организации светомаскировки в соответствии с требованиями СНиП 2.01.53-84;
л) данные о типе З С ГО, примерном количестве убежищ или противорадиационных укрытий и их вместимости (для объектов, на которых должно предусматриваться строительство З С ГО);
м) данные о необходимости соблюдения особых требований СНиП 2.01.51-90 для объектов: на которых используются, производятся и л и хранятся аварийно химически опасные вещества (АХОВ), взрывчатые вещества и материалы, легковоспламеняющиеся и горючие вещества; магистральных трубопроводов, гидротехнических сооружений, автомобильных дорог; объектов железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта, сельскохозяйственных объектов; предприятий по переработке и хранению продукции агропромышл енного производства; б ан ь, душевых предприятий; прачечных, фабрик химической чистки, а также постов мойки и уборки подвижного состава автотранспорта;
н) перечень основных опасностей, которые могут возникнуть на объекте строительства в случае аварий (как на самом объекте, так и на соседних потенциально опасных объектах) и стихийных бедствий, с указанием примерных объемов и основных характеристик производимых, хранящихся или транспортируемых опасных веществ, технологического оборудования, а также критериев, в соответствии с которыми объект строительства может быть отнесен к потенциально опасным (опасным производственным объектам);
о) сведения о необходимости декларирования безопасности (промышленной безопасности) намечаемого к строительству объекта;
п) результаты предварительной оценки риска ЧС техногенного и природного характера на территории намечаемого строительства предприятия, здания или сооружения, включая значения потенциального риска гибели человека из категорий эксплуатационного персонала и населения на п рилегающей территории, возможного материального ущерба от ЧС, а также вероятности (ча стоты) возникновения локальной, местной, территориальной, региональной, федеральной и трансграничной ЧС;
р) перечень основных мероприятий, необходимых для исключения развития последствий аварий , обеспечения взры вопожаробезопасности, защиты территории, зданий и сооружений от опасных природных процессов;
с) сведения об обеспечении надежности функционирования систем электро-, тепло-, г азо-, водоснабжения и канализации;
т) данные о необходимости создания локальной системы оповещения в случае аварий на объекте, намечаемом к строительству (для химически, радиационно-опасных объектов и гидротехнических сооружений);
у) перечень основных мероприятий по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность объекта;
ф) ориентировочная стоимость ИТМ ГОЧС, определяемая по аналогам и укрупненным показателям.
5 .3 Графические материалы по ИТМ ГОЧС в ходатайстве о намерениях разрабатываются в в иде ситуационного плана (планов), на котором нанесены:
а) предполагаемые площадки для размещения объекта строительства с указанием их размеров и экспликацией основных зданий и сооружений с краткой их характеристикой (назначение, размеры);
б) рядом расположенные объекты , жилая застройка, транспортные коммуникации (отнесенные к категориям по ГО, попадающие в зону действия поражающих факторов при авариях на объекте строительства, способных при аварии оказать воздействие на объект строительств а);
в) границы зон во з можной оп асности и з агородной зоны, предусмотренны е СНиП 2.01.51-90;
г) границы санитарно - защитной, охранной и других зон ограничения деятельности;
д) зоны действия природных процессов, отнесенных в соответствии со СНиП 22-01-95 к опасным, весьма опасным и чрезвычайно опасным (катастрофическим);
е) зоны действия поражающих факторов при максимальных по последствиям авариях на объекте строительства, а также потенциально опасных объектах и транспортных коммуникациях, которые могут воздействовать на участок намечаемого строительства;
ж) территории, отнесенные по степени опасности ЧС техногенного и природного характера к зонам неприемлемого риска, жесткого контроля и приемлемого риска в соответствии с критериями, приведенными в Приложении Д;
з) масштаб.
5 .4 Объем представ ляемых материалов по ИТМ ГОЧС в ходатайстве о намерениях должен обеспечивать возможность ориентировочной технико-экономической оценки этих мероприятий, необходимой для принятия решения органом исполнительной власти на возможное строительство намечаемого объекта.
6 ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, УЧИТЫВАЕМЫЕ В ОБОСНОВАНИЯХ ИНВЕСТИЦИЙ
6 .1 В обоснованиях инвестиций, раз рабатыв аемых в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией и/или решением органа исполнительной власти о возможности реализации намерений инвестирования в строительство предприятия, здания и сооружения, определяется рациональный состав ИТМ ГОЧС, которые должны быть предусмотрены при дальнейшем проектировании и строительстве.
6 .2 В текстовых материалах обоснований инвестиций в части, касающейся учета ИТМ ГОЧС, приводятся:
а) исходные данные и требо в ания для учета ИТМ ГОЧС, выданные органом управления по делам ГО и ЧС, а также требования, сформированные в результате рассмотрения ходатайства о намерениях;
б) сведения о наличии лицензии на ра з работку ИТМ ГОЧС;
в) анализ возможных вариантов размещения объекта строительства, с точки зрения попадания е г о в те или иные зоны опасности или в з агородную з ону, предусмотренные СНиП 2.01.51-90;
г) сведения о природно-климатических условиях района строительства в части, касающейся наличия природных процессов, отнесенных в соответствии со СНиП 22-01-95 к опасным, весьма опасным и чрезвычайно опасным (катастрофическим);
д) данные о продолжении функционирования предприятия, здания и сооружения в военное время, прекращении или переносе производства в загородную зону, перепрофилировании предприятия в военное время на выпуск иной продукции;
е) сведения об отнесении объекта к категории по ГО (особой важности, первой, второй, некатегорированн ы й);
ж) данные о персонале объекта и населении на прилегающей территории с указанием режима работы, сменности, примерной численности работников в наибольшую смену, наличии вблизи жилой застройки и мест массового скопления людей;
з) обоснование численности наибольшей работающей смены военного времени, дежурного и линейного персонала предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность территорий, отнесенных к группам по ГО, и объектов особой важности (для объектов, продолжающих работу в военное в ремя);
и) принципиальные технические решения по организации систем оповещения и управления ГО;
к) сведения об организации беза в арийной остановки технологических процессов;
л) принципиальные решения по обеспечению светомаскиро в ки в соответствии с требованиями СНиП 2.01.53-84;
м) обоснование типа З С ГО, количества убежищ или противорадиационных укрытий, их вместимости и мест размещения (для объектов, на которых должно предусматриваться строительство З С ГО);
н) принципиальные решения по соблюдению особых требований СНиП 2.01.51-90 для объектов: на которых используются, производятся или хранятся аварийно химически опасные вещества (АХОВ), взрывчатые вещества и материалы, легковоспламеняющиеся и горючие вещества; магистральных трубопроводов; гидротехнических сооружений; автомобильных дорог; объекто в железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта; сельскохозяйственных объектов; предприятий по переработке и хранению продукции агропромышленного производства; бань, душевых предприятий; прачечных, фабрик химической чистки, а также постов мойки и уборки подвижного состава автотранспорта;
о) перечень опасностей, которые могут возникнуть на объекте строительства в слу ч ае аварий (как на самом объекте, так и на соседних потенциально опасных объектах) и стихийных бедствий, с указанием объемов и характеристик прои зводи мы х, хранящихся или тран спор тируемых опасных веществ, основн ого те хноло гического оборудования, а также перечень опасных произв одственных объ ектов;
п) сведения о необходимости декларирования безопасности (промышленной безопасности) объекта строительства;
р) оценка риска ЧС техногенного и природного характера по всем вариантам технологических решений и мест размещения предприятия , здания и сооружения, включая определение значений индивидуального и коллективного риска гибели людей из категорий эксплуатационного персонала и населения на прилегающей территории, величин возможного материального ущерба от ЧС, а также вероятностей (частот) возникновения локальной, местной, территориальной, региональной, федеральной и трансграничной ЧС;
с) принципиальные технические решения по исключению разгерметизации оборудования и предупреждению выбросов опасных веществ, локали з ации последствий аварий, обеспечению взры вопо жаробезопасности, защите территории, зданий и сооружений от опасных природных процессов;
т) данные о системах: контроля радиационной и химической обстановки; обнаружения взрывоопасных концентраций;
у) сведения об обеспечении надежности функционирования систем электро - , тепло-, газо- , водоснабжения и канализации (для всех вариантов технологических решений и мест размещения объекта строительства);
ф) принципиальные решения по защите источнико в водоснабжения от радиоактивных и отравляющих веществ;
х) обоснование зоны дейст в ия локальной системы оповещения в случае аварий на объекте строительства (для химически, радиационно-опасных объектов и гидротехнических сооружений) и св едения об организации системы оповещения его работников в случае аварий на соседних объектах;
ц) данные о количестве и возможных местах размещения резервов материальных средств для ликвидации ЧС;
ч) сведения об обеспечении противоаварийной устойчивости пункта управления (для потенциально опасных объектов);
ш) перечень мер по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность объекта;
щ) основные финансовые затраты на реализацию ИТМ ГОЧС, определяемые по каждому из вариантов технологических решений и мест размещения объекта строительства предприятия , здания или сооружения (могут определяться по аналогам, укрупненным показателям, а также прогнозным и экспертным оценкам).
6 .3 Графические материалы по ИТМ ГОЧС в обоснованиях инвестиций разрабатываются в следующем составе:
1. Ситуационный план (планы), на котором наносятся:
а) предлагаемая площадка (площадки) для размещения объекта строительства, а также инженерные сети и коммуникации, к которым он будет присоединяться;
б) рядом р а сположенные объекты, жилая застройка, транспортные коммуникации (отнесенные к категориям по ГО, попадающие в зону действия поражающих факторов при авариях на объекте строительства, способные при аварии оказать воздействие на объект строительства);
в) границы зон возможной опасности и загородной зоны согласно СНиП 2.01.51-90;
г) границы санитарно-защитной, охранной и других зон ограничения деятельности;
д) зоны действия природных процессов, отнесенных в соответствии со СНиП 22-01-95 к опасным, весьма опасным и чрезвычайно опасным (катастрофическим),
е) зоны действия поражающих факторов при максимальных по последствиям авариях на объекте строительства, а также на соседних потенциально опасных объектах и транспортных коммуникациях (если они могут достигать участка намечаемого строительства);
ж) территории, отнесенные по степени опасности ЧС техногенного и природного характера к зонам неприемлемого риска, жесткого контроля и приемлемого риска в соответствии с критериями, приведенными в Приложении Д;
з) масштаб.
2 . Генеральный план (планы), на котором показываются:
а) основные здания и сооружения с краткой их характеристикой (назначение, размеры, э тажность, очередность застройки);
б) инженерные сети и коммуникации , места присоединения их к зданиям и сооружениям;
в) границы зон возможных завалов согласно СНиП 2.01.51-90;
г) места размещения и вместимость ЗС ГО (сооружений двойного назначе н ия) и пункта управления ГО в одном из них (для объектов, на которых предусматривается строительство ЗС ГО);
д) зоны действия поражающих факторов при авариях на объекте строительства;
е) места размещения пунктов управления (операторных, щитов управления);
ж ) у частки территории, отнесенные по степени опасности ЧС техногенного и природного характера к зонам неприемлемого риска, жесткого контроля и приемлемого риска в соответствии с критериями, приведенными в Приложении Д;
з ) масштаб.
6 .4 Объем и содержание материалов по ИТМ ГОЧС в обоснованиях инвестиций должны обеспечивать возможность технико-экономического сравнения этих мероприятий при выборе мест строительства, технологий и оборудования, обеспечении защиты населения и территорий, снижении материального ущерба от ЧС техногенного и природного характера и от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при диверсиях и террористических актах.
7 СОГЛАСОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, УЧТЕННЫХ В ХОДАТАЙСТВЕ О НАМЕРЕНИЯХ И ОБОСНОВАНИЯХ ИНВЕСТИЦИЙ
7 .1 Согласование учтенных в ходатайстве о намерениях ИТМ ГОЧС осуществляется органом управления по делам ГО и ЧС при местном органе исполнительной власти, принимающем решение по ходатайству о намерениях.
Порядок рассмотрения и согласования ходатайства о намерениях должен соответствовать требованиям установленного порядка выдачи исходных данных и технических условий на проектирование, согласования документации на строительство, а также оплаты указанных услуг.
7 .2 Государственная экспертиза ИТМ ГОЧС, учтенных в обоснованиях инвестиций, проводится экспертными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - Государственной э кспертизой проектов МЧС России и экспертными комиссиями или эксп ертными организациями при органах управления по делам ГО и ЧС субъектов Российской Федерации.
Порядок проведения экспертизы обоснований инвестиций должен соответствовать требов а ниям установленного в Российской Федерации порядка проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроект ной и проектной документации, а также положения о разграничении функций по государственной экспертизе и утверждению градостроительной, предпроектной и проектной документации между МЧС России и Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России).
7 .3 Государственная экспертиза проекто в МЧС России проводит экспертизу ИТМ ГОЧС в обоснованиях инвестиций, которые подлежат рассмотрению Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое России (Главг осэкспертиза России).
7 .4 Экспертные к омиссии или экспертные организации при органах управления по делам ГО и ЧС субъектов Российской Федерации проводят экспертизу ИТМ ГОЧС в обоснованиях инвестиций, которые подлежат рассмотрению организациями государстве нной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации.
7 .5 На рассмотрение и согласование решений по ИТМ ГОЧС, содержащихся в ходатайстве о намерениях, представ ляется полностью укомплектованная и оформленная документация в следующем составе:
исходные данные и требования, выданные органом управления по делам ГО и ЧС для учета ИТМ ГОЧС в ходатайстве о намерениях;
текстовые и графические материалы ходатайства о намерениях, содержащие сведения об ИТМ ГОЧС в соответствии с требованиями настоящего Свода правил.
7 .6 На экспертизу ИТМ ГОЧС, содержащихся в обоснованиях инвестиций, представляется полностью укомплектованная и оформленная документация в следующем состав е:
исходные данные и требования, выданные органом управления по делам ГО и ЧС для учета ИТМ ГОЧС в обоснованиях инвестиций;
текстовые и графические материалы обоснований инвестиций, содержащие сведения об ИТМ ГОЧС в соответствии с требованиями настоящего Свода правил.
При необходимости представляются и другие материалы обоснований инвестиций , связанные с вопросами обеспечения безопасности объекта строительства, защиты населения и территорий.
Приложение А
(обязательное)
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разруш е нию зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде (по ГОСТ Р 22.0.05).
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (по Федеральному закону «О гражданской обороне»).
Защита населения в чрезвычайных ситуациях - совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайной ситуации (по ГОСТ Р 22.0.02).
Защитное сооружение - инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (по ГОСТ Р 22.0.02).
Индивидуальный риск - частота поражения отдельного человека в результате воздействия исследуемых факторов опасности (по РД 03-418 01 ).
Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций (ИТ М ГОЧС) - совокупность реализуемых при строительстве проектных решений, напра в ленных на обеспечение защиты населения и территорий и снижение материального ущерба от ЧС техногенного и природного характера, от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при диверсиях и террористических актах.
Источник чрезвычайной ситуации - опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате че г о произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация (по ГОСТ Р 22.0.02).
Коллективный риск - ожидаемое количество пораженных в результате возможных аварий за определенный период времени (по РД 03-418-01).
Ликвидация чрезвычайной ситуации - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникно в ении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранения здоровья людей, снижен ие раз меров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них поражающих факторов (по ГОСТ Р 22.0.02).
Опасность в чрезвычайной ситуации - состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население , объекты народного хозяйства и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации (по ГОСТ Р 22.0.02).
Пот е нциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзр ы воопасны е, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации (по ГОСТ Р 22.0.02).
Потенциальный риск (или потенциальный т е рриториальный риск) - частота реализации поражающих факторов опасности в рассматриваемой точке территории (по РД 03-418-01).
Пр е дупрежде ние чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (по ГОСТ Р 22.0.02).
Промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (по Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов») .
Риск - сочетание частоты (или вероятности) и последствий определенного опасного события. Понятие риска всегда включает два элемента: частоту, с которой осуществляется опасное событие, и последствия этого события.
Сооружение двойного назначения - инженерное сооружение производственного, общественного , коммунально-бытового или транспортного назначения, приспособленное (запроектированное) для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий на потенциально опасных объектах, а также от воздействия современных средств поражения.
Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или по в лекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительне е материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Различают чрезвычайные с итуации по хара ктеру источника (природные , техн огенные, биолого-социа льны е и военные) и по масштабам (п o ГОСТ Р 22.0.02 ).
Приложение Б
(рекомендуемое)
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ РУКОВОДЯЩИХ, НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ РЕШЕНИЙ ПО ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИМ МЕРОПРИЯТИЯМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ХОДАТАЙСТВЕ О НАМЕРЕНИЯХ И ОБОСНОВАНИЯХ ИНВЕСТИЦИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ (ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ):
«Градостроительный Кодекс Российской Федерации» от 7 мая 1998 г . № 73 -ФЗ , (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 , № 19, ст. 2069 );
«О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28 -ФЗ , (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 , № 7 , ст. 799 );
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 г . № 68 -ФЗ, (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994 , № 35 , ст. 3648 );
«О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2646 -1 (Российская газета, 1992 , № 103 );
«О пожарной бе з опасности» от 21 декабря 1994 г . № 69 -ФЗ , (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994 , № 35 , ст. 3649 );
«Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г. № 170 -ФЗ , (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 , № 48 , ст. 4552 );
«О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3 -ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 , № 3 , ст. 141 );
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116 -ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 , № 30, ст. 3588 );
«О безопасности гидротехнических сооружений» от 23 июля 1997 г . № 117 -ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 , № 30 , ст. 3589 ).
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 02 августа 1999 г. № 953 (Собрание за конодательства Российской Федерации, 1999 , № 32 , ст. 4042 ).
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА (СОВЕТА МИНИСТРОВ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
«О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чре з вычайных ситуаций» от 05 ноября 1995 г. № 1113 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 , № 46 , ст. 4459 );
«О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» от 29 ноября 1999 г . № 1309 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999 , № 48 , ст. 6000 );
«О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» от 19 сентября 1998 г. № 1115 ;
«О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» от 01 марта 1993 г. № 178 ;
«О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпрое кт ной и проектной документации» от 27 декабря 2000 г . № 1008 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001 , № 1, часть II , ст. 135 );
«О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области з ащиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 24 марта 1997 г. № 334 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 , № 13 , ст. 1545 );
«О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 3 августа 1996 г . № 924 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 , № 33 , ст. 3998 );
«О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 25 декабря 1992 г . № 1008 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993 , № 5 , ст. 387 );
«О единой государственной а в томатизированной системе контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации» от 20 августа 1992 г. № 600 ;
«Вопросы строительства атомных станций на территории Российской Федерации» от 28 декабря 1992 г. № 1026 ;
«О мерах по обеспечению защиты персонала атомных станций и населения в случае возникновения радиационно-опасных аварий на этих станциях» от 23 октября 1989 г . № 882 ;
«Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями» от 23 апреля 1994 г. № 359 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994 , № 2 , ст. 94 );
«О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 13 сентября 1996 г . № 1094 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 , № 39 , ст. 4563 );
«О порядке создания и использования резер в ов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 10 ноября 1996 г . № 1340 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 , № 47 , ст. 5334 );
«Об утверждении Положения о водоохранных зонах в одных объектов и их прибрежных защитных полосах» от 23 ноября 1996 г. № 1404 (Собрание законодательств а Российской Федерации, 1996 , № 49 , ст. 5567 );
«О сроках декларирования промышленной безопасности действующих опасных производственных объектов» от 2 февраля 1998 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 , № 6 , ст. 761 );
«Об утверждении Правил представления деклар а ции промышленной бе зопасности опасных производственных объектов» от 11 мая 1999 г . № 526 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999 , № 20 , ст. 2445 );
«Об утверждении положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» от 06 ноября 1998 г. № 1303 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 , № 46 , ст. 5698 );
«О неотложных мерах по предупр е ждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» от 21 авгу ста 2000 г. № 613 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000 , № 35 , ст. 3582 ).
РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ:
«Типовое положение о порядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование, согласование документации на строительство, а также оплаты указ а нных услуг». Минстрой России, 1996 г.;
«Типовое положение по разработке и составу Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений». Минстрой России, 1997 г.;
«Положение о разграничении функций по государственной экспертизе и ут в ерждению градостроительной, предпроект ной и проектной документации между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России). № МЧС России 1 -4 -29 /1 от 22 .06 .2001 г., № Госстроя России АШ-3440 /24 от 26 .06 .2001 г.;
«Порядок проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации в системе МЧС России » . Приказ МЧС России от 31 .07 .2001 г . № 340 ;
«Положение о государственной э кспертизе проектов МЧС России». Приказ МЧС России от 10 .07 .2001 г . № 309 ;
«Положение о системах оповещения гражданской обороны». Приказ МЧС России, Госкомсвязи России и ВГТРК от 07 .12 .1998 г. № 701 /212 /803 ;
«Положение о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней». Постановление Госгортехнадзора России от 07 .09 .1999 г . № 66 ;
Изменение № 1 к «Положению о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней». Постановление Госгортехнадзора России от 27 .10 .2000 г. № 62 ;
НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ:
СП 11-101-95 «Порядок разработки , согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений»;
ГОСТ 12.1.004 «Пожарная безопасность. Общие требования»;
ГОСТ 12.1.010 «Взр ы вобезопаснос ть. Общие требования»;
ГОСТ Р 23 .0 .01 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные положения»;
ГОСТ Р 22.0.02 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий» (с Изменением № 1 , введенным в действие 01 .01 .2001 г. постановлением Госстандарта России от 31 .05 .2000 г. № 148 -ст);
ГОСТ Р 22.0.05 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чре з вычайные ситуации. Термины и определения»;
ГОСТ Р 22.0.06 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы»;
ГОСТ Р 22.0.07 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техногенных чрез в ычайных ситуаций»;
ГОСТ Р 22.3.03 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения»;
ГОСТ 12.1.033 «ССБТ Пожарная безопасность. Термины и определения»;
СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны»;
«Рекомендации по проектированию запасных пунктов управления»;
СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны»;
ВСН ИТМ ГО АС- 90 «Нормы проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны на атомных станциях»;
СН 148-76 «Инструкция по проектированию приспособления и использования метрополитенов для защиты и перевозки населения в военное время»;
ВСН ВК 4 -90 «Инструкция по подготовке и работе систем хозяйственно-питьевого водоснабжения в чрезвычайных ситуациях»;
СНиП 2.01.53-84 «Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хо з яйства»;
СНиП 2.01.54-84 «Защитные сооружения гражданской обороны в подземных горных выработках»;
СНиП 2.01.55-85 «Объекты народного хозяйства в подземных горных выработках»;
СНиП 2.01.57-85 «Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта»;
ПНАЭ Г- 03 -33 -93 «Размещение атомных станций. Основные критерии и требования по обеспечению безопасности»;
ПНАЭ Г- 05 -035 -94 «Учет внешних воздействий природного и техногенного происхождения на ядерно- и радиационно опасные объекты»;
СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
СНиП 22-01-95 «Геофизика опасных природных воздействий»;
СНиП 2.06.15-85 «Инженерная защита территорий от затопления и под т опления»;
СНи П 2 .01 .1 .5 -90 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опа сных геологических процессов. Основные п оло жения проектирования»;
СНиП 2.07.01-89* «Гр а достроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
СНиП II-7-81* «Строительство в сейсмических районах»;
СНиП 2.01.01-82 «Строительная климатология и геофизика»;
СНиП 2.01.09-91 «Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и про с адочны х грунтах»;
СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основны е положения»;
СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы»;
СНиП 2.05.13-90 «Нефтепроду кт опроводы, прокладываемые на территории городов и других населенных пунктов»;
СНиП 2.06.01-86 «Гидротехнические сооружения. Основные по л ожения проектирования»;
СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий»;
ОНД-86 «Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий»;
СанПиН 2.2.1/ 2 .1 .1 .1031 -01 «Санитарно-защитны е зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов »;
НПБ 105-95 «Определение категорий п омещений и зданий по взры вопожарной и пожарной опасности»;
НПБ 107-97 «Определение категорий наружных установок по пожарной опасности»;
ПБ 09-170-97 «Общие правила взр ы вобезоп асности для в зры вопожарооп асны х химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»;
ПБ 13-01-92 «Единые правила безопасности при взрывных работах»;
ПУЭ «Правила устройства электроустановок», 1986 ;
РД 34.21.122-87 «Инструкция по устройству молниезащит ы зданий и сооружений»;
ВСН ВОЗ- 83 «Инструкция по з ащите технологического оборудования от воздействия поражающих факторов ядерных взрывов »;
ПБ 09-322-99 «Правила безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ:
РД 52 .04 .253-90 «Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими и ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и на транспорте»;
Методическое пособие по прогнозированию и оценке химической обстановки в чрезвычайных ситуациях. - М.: ВНИИ ГОЧС, 1993 ;
Временная методика прогнозирования ради а ционной обстанов ки в случае запроектны х аварий, сопровождающихся выбросами в атмосферу и сбросами в водную среду радиоактивных веществ на объ ектах атомной энергетики - М .: В/ч 52609 , 1991 ;
Сборник методик по прот е зированию в озможных аварий, катастроф, стихийных бедствий в РСЧС (книги 1 и 2 ). - М.: МЧС России, 1994 ;
РД 03-418-01 «Методические указания по проведению анализа риска опасных произ в одственных объектов»;
РД 03-357-00 «Методические рекомендации по составлению декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах АК «Транснефть», 1999 ;
Отраслевое руководст в о по анализу и управлению риском, связанным с техногенным воздействием на человека и окружающую природную среду при сооружении и эксплуатации объектов добычи, транспорта, хранения и переработки углеводородного сырья с целью повышения их надежности и безопасности РАО «Газпром», 1966 ;
Manual of Industrial Hazard A s sessment Techniques Office of Environmental and Scientific Affairs The World Bank. Методика всемирного банка оценки опасности промышленных производств.
ПРИМЕЧАНИЕ - Кроме указанных в настоящем Перечне следует руководствоваться также другими федеральными, территориальными и производственно-отраслевыми нормативными документами, содержащими требо в ания по проектированию ИТМ ГОЧС, повышению безопасности объектов, эффектив ности защиты населения и территорий от ЧС техног енного, природного и военного характера.
Приложение В
(рекомендуемое)
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ НАПРАВЛЯЕМЫХ В ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ ГО И ЧС ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОТ НЕГО ИСХОДНЫХ ДАННЫХ И ТРЕБОВАНИЙ ПО УЧЕТУ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИИ В ХОДАТАЙСТВЕ О НАМЕРЕНИЯХ И ОБОСНОВАНИЯХ ИНВЕСТИЦИЙ
1 Полное наименование объекта.
2 Заказчик разработки ходатайства о намерениях или обоснования инвестиций (наименование организ ации и юридический адрес), разработчик ходатайства о намерениях или обоснования инвестиций (название организации юридический адрес, наличие лицензии на разработку ИТМ ГОЧС в проектной документации).
3 Предполагаемое место или варианты мест расположения объекта, намечаемого к строительству.
4 Намечаемые сроки строительства.
5 Технологические характеристики объекта: выпускаемая продукция, проектная мощность, наличие потенциально опасного технологического оборудования и материалов.
6 Предполагаемая категория по ГО, к которой может быть отнесен объект , сведения о возможности продолжения или прекращения ег о работы в военное время, переносе производства в загородную зону.
7 Ориентировочная численность работа ющих, в том числе продолжающих работать в военное время (наибольшей работающей смены, дежурного и линейного персонала, обеспечивающего жизнед еятельность объекта).
8 Наличие существующих ЗС ГО, их защитные свойств а, вместимость, размещение и характер использования в мирное время (при расширении, реконструкции и техническом перевооружении объектов).
9 Воз можность возникнов ения на намечаемом к строительству объекте ЧС, исходя из технологии работы в процессе эксплуатации и технического обслуживания агрегатов и коммуникаций, вывода объекта из эксплуатации (с указанием видов воздействия и поражающих факторов).
Приложение Г
(рекомендуемое)
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ И ТРЕБОВАНИЙ ДЛЯ УЧЕТА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ХОДАТАЙСТВЕ О НАМЕРЕНИЯХ И ОБОСНОВАНИЯХ ИНВЕСТИЦИЙ
В состав исходных данных и требований, которые должны учиты в аться при составлении ходатайства о намерениях и обоснований инвестиций, следует включать:
категорию по ГО, к которой целесообразно отнести намечаемый к строительству объект;
данные об отнесенных к категориям по ГО организациях и отнесенных к группам по ГО территориях , рядом или в пределах которых будет располагаться намечаемый к строительств у объект;
наименования зон согласно перечню, приведенному в СНиП 2.01.51-90, в пределах которых находится намечаемые к строительст в у объект или трасса (участки трассы) сооружения;
ограничения на размещение строительства в зонах возможных разрушений, катастрофического затопления, возможного опасного радиоакти в ного заражения (загрязнения);
сведения о наличии ЗС ГО и их характеристиках на рядом расположенной территории организаций и населенных пунктов;
сведения о наблюдаемых в районе намечаемого строительства опасных природных процессах (землетрясениях, оползнях, селях, лавинах, абразии, переработке бере г ов, карсте, суффозии, просадочности пород, наводнениях, подтоплении, эрозии, ураганах, смерчах, цунами и др.), требующих превентивных защитных мер;
перечни и места расположения существующих и намечаемых к строительству потенциально опасных объектов, транспортных коммуникаций, при авариях на которых поражающие факторы могут оказать воздействие на объект предполагаемого строительства;
дополнительные сведения о в озможных опасностях, которые необходимо уч есть в предпроектн ой документации (существующие уровни техногенного и природного риска в районе предполагаемого строительства, наличие на соседних объектах деклараций безопасности и т.д.;
требования к типу, защитным свойствам, характеристикам систем жизнеобеспечения и гото в ности к приему укрываемых ЗС ГО;
требо в ания по созданию систем оповещ ения ГО, а также локальных систем оповещения химически, радиац ион но и гидродинамически опасных объектов;
требования по мерам предотвращения постороннего вмешательства в деятельность намечаемого к строительству объекта;
перечень нормативных д окументов по проектированию ИТМ ГОЧС или их пунктов, требования которых должны быть соблюдены при составлении ходатайства о намерениях ил и обоснований инвестиций;
требования по ограничению распространения сведений, отнесенных к государственной тайне;
наименование органа управления по делам ГО и ЧС, в который должно быть направлено ходатайств о о намерениях для рассмотрения и согласования;
наименование экспертного органа МЧС России, в который должны быть направлены обоснования инвестиций на экспертизу.
Перечисленные исходные данные и требования по запросу заказчика.
При отсутствии исходных данных и требований для учета ИТМ ГОЧС в предпрое кт ной документации орган управления по делам ГО и ЧС письменно уведомля ет об этом заказчика.
Приложение Д
(рекомендуемое)
КРИТЕРИИ ДЛЯ ЗОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ПО СТЕПЕНИ ОПАСНОСТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Матрица для определения опасности территорий (зон) по критерию «частота реали з ации - социальный ущерб»
Матрица для определения опасности территорий (зон) по критерию «частота реализации - финансовый ущерб»
* М РОТ - минимальный размер оп латы труда, установленный за ко нода тельством Росс ийской Федерации.
Ключевые слова: инженерно - технические мероприятия, гражданская оборона предупреждение чрезвычайных ситуаций, строительство, ходатайство о намерениях обоснования инвестиций