Сборник разъяснений основных положений, связанных с выбором, предварительным согласованием и предоставлением (отводом, передачей в аренду) земельного участка на территории Российской Федерации

МИНСТРОЙ РОССИИ

Государственное предприятие Центр научно-методического обеспечения инженерного сопровождения инвестиций в строительстве Минстроя России

(ГП ЦЕНТРИНВЕСТпроект)

СБОРНИК РАЗЪЯСНЕНИЙ

ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВЫБОРОМ,

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ СОГЛАСОВАНИЕМ

И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ (ОТВОДОМ, ПЕРЕДАЧЕ Й В АРЕНДУ)

ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ)

Издание пятое

Москва, 1995 г.

СОДЕ РЖАНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ .. 1

Приложение 1 . 6

Приложение 2 . 7

Приложение 3 . 7

Приложение 4 . 11

Приложение 5 . 12

Приложение 6 . 13

Настоящий пятый выпуск Сборника подготовлен в связи с поступающими запросам и и посвящен разъяснениям порядка выбора, предварительного согласования и предоставления (отвод а, передачи в аренду) земельных участков (площадок, трасс) для строительства объектов в Российской Федерации.

Сборник предназначен для использования инвесторами (заказчиками), проектировщиками, органами и организациями местного самоуправления, государственными органами управления и надзора (контроля).

Ответственный за выпуск - Михайлин Е. В.

Телефон для справок: 157-31-16

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 9), принятой 12 декабря 1993 г., земля и другие природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.

Выбор, предварительное согласование и предоставление (отвод, передача в аренду) земельных участков для строительства объектов, а также согласование намечаемых проектных решений производятся органами местного самоуправления (администрациями), в пределах своих полномочий, руководствуясь при этом основными положениями Земельного Кодекса РСФСР, земельного законодательства субъектов Российской Федерации, законами об основах градостроительства, охраны окружающей среды в Российской Федерации, принимаемыми на их основе нормативн ыми правовыми актами Правительства России, а также нормативно-правовыми актами федерального значен ия , регулирующими земле-природопользование, проектирование и строительство.

Материалы для принятия решения о предварительном согласовании и предоставлении (отводе, передаче в аренду) земельных участков для строительства подготавливаются по поручению органа местного самоуправления (администрации) специально уполномоченными им территориальными органами и организац иями, с участием инвестора (заказчика) и проектировщика.

Указанные материалы разрабатываются с учетом решений, принятых в утвержденной градостроительной документации, материалов по землеустройству, а в соответствующих случаях предпроектных материалов и расчетов инвестиций в строительство . *

______________

* Методичес кие рекомендации «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав предпроектных обоснований инвестиций в строительство»

Принципиальная организационная схема проведения предварительного согласования места размещения объектов строительства (не предусмотренных в градостроительной документации) с органом местного самоуправления (администрацией) и терр иториальными органами государственного надзорà, орган изациями и службами исполнительной вла сти приведена в приложении 1.

Обязательными условиями при выборе и предварительном согласовании (закреплении) земельного участка и последующего его предоставления для строительства являются:

соблюдение положений федерального законодательства и субъектов РФ и иных нормативных и правовых актов, регулирующих земле-природопользование, утвержденных градостроительных решений и требований органов государственного надзора, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а также соблюдение охраняемых , законами прав и интересов граждан, юридических лиц и государства;

обоснование комплекса мероприятий по предупреждению (снижению) отрицательных экологических, санитарно-эпидемиологических, социально-культурных и других негативных последствий в результате строительства и реализации намечаемой хозяйственной деятельности;

выполнен ие прогнозной оценки долговременных последствий от воздействия на окружающую среду намечаемого строительства объекта;

проработка альтернативных вариантов размещения объекта и выполнение расчетов технико-экономических показателей данного объекта для нескольких предлагаемых земельных участков и определение оптимальной площадки (трассы), путем сравнения социальных, экономических, экологических и других условий строительства, воздейств ия объекта на окружающую среду и обеспечения нормальных условий эксплуатации объекта;

площадка (трасса) для уникальных объектов должна выбираться с учетом материалов инженерных изысканий геолого-структурных и тектонических особенностей района намечаемого строительства;

обоснование мероприятий по предупреждению возможного возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на намечаемом к размещению объекте и обеспечение условий по ликвидации их последствий.

Размещение объектов, предназначенных для обеспечения федеральных и республиканских потребностей или имеющих ме жрегиональное значение, осуществляется при согласии соответствующих высших законодательных органов.

Предварительное согласование места размещения объекта не производится, в случаях предоставления земельных участков в городах и других поселениях, где решение о размещении площадки (трассы) для строительства принимается органом местного самоуправления (администрацией) в соответствии с утвержденной градостро ительной документа цией (генеральными планами городов и других поселений, схемами и проектами планировки и застройки территориальных образований и др.).

Предварительное согласование земельных участков также не производится для строительства объектов сельскохозяйственного и лесного назначения.

Решение органа местного самоуправления (администрации) о предварительном согласовани и земельного участка для строительства или решение о размещении площадки (трассы) для возведения объекта, принятое в утвержденной градостроительной документаци и, являются основанием для выполнения проектно-изыскательских работ.

Процедура выбора, предварительного согласования, изъятия и предоставления (отвода, передачи в аренду) земельных участков для строительства, находящихся в государственном и муниципальном владении, осуществляется в два этапа.

На предпроектной стадии выбирается и предвар ительно согласовывается площадка (трасса) для строительства, а после утверждения проекта производится предоставление (отвод, передача в аренду) согласованного земельного участ ка.

Настоящие разъяснения по вопросам выбора, предварительного согласования и предоставления (отвода, пер едачи в аренду) земельных участков для строитель ства подготовлены на основе положений Земельного Кодекса РСФСР (введенного в действие 25 апреля 1991 г.), Законах об основах градостроительства в Российской Федерации (введенного в действие 14 июля 1992 г.) . Закона Об охране окружающей природной среды (принятого 19 декабря 1991 г.) и других законов, законодательных актов субъектов РФ, а также с учетом изданных некоторыми муниципальными органами власти территориальных нормативных документов.

В настоящее время в Государственной Думе Федерального собрания рассматривает ся новая редакция Земельного Кодекса РСФСР, после введения в действие которого в изложенный выше порядок выбора, предварительного согласо вания и отвода земельных участков для строительства будут внесены необходимые коррективы.

Ниже приводятся поступившие вопросы и ответы на них в виде разъяснений о порядке выбора, предварительного согласования места размещения объекта строительства, согласования намечаемых предпроектных решений и порядке предоставления (отвода, передачи в аренду) площадки (трассы) для строительства.

Вопросы

Содержан ие разъясн ен ий

Осно вание - законы нормати вные, правовые акты

Прим ечания

1

2

3

4

0 порядк е выбора и предварительного согласования площадк и (трассы) для стро ит ельства объектов.

1. На первом этапе инвестиционного проекта и нв естор ( зака зчик) ил и по его поруч ению ф изическое ил и юрид ическое л ицо подготавливает, а ин вестор направля ет в орга н м естного самоуправлен ия (администрац ию) заявлен ие-декларацию о намере ниях, в котором приводятся пред варит ель ные сведения и данны е об объ екте стро ит ельства (получ енные на основе изучен ия объ ектов-аналогов и др.), включая сроки осуществл ения строит ельства, в ид выпускаемой продукции, сведения о тех нологии про изводст ва, потребности в трудовых, энергоресурсах, сырь е, воде и др., а также пр имерны й размер зем ельного участка и другие св ед ения и дан ные, прив еденны е в прилож ении 2 ;

Земельный Кодекс РСФСР статья 28, 29, 31, 32, 33, Закон Российской Ф едерац ии об основах градостроительства в Российской Фед ерации Статьи 6, 15, 16 и 17

В настоящее время в Государственно й Думе России рассматрива ется новая редакция З ем ельного Кодекса РСФСР : Предполагается уточн ение положений Закона об основах градостроительства в Российской Федера ции

2. После ув едомл ения адми нистрац ие й о    положительном р еше нии по указа нному заявлению о нам ер ениях и вариантах возмож ного размеще ния объе кта инвестор (заказчик) или на договорной ос нове с ним   про ект ная организа ция или инжиниринговая, колсолтинговая фирма опред еляют объект-аналог или проект повторного применения, выполняют по предложенным площадкам (трассам) сбор исходной информации. Выявляют социальные, экологические, санитарно-эпидемиологические условия и требования за интересо ванных организаций и органов государственного надзора, а также получают предварительные технически е условия на присоединение объекта к инженерным с етям и коммуникациям общего пользования. Подготавливают заявление о намерениях ( прил. 2 .). Примерный перечень исходной информации и предварительных условий привед ен в приложении 3;

3. Проектировщик или другая подрядная организация по договору (контракту) с инвестором (заказчиком) на основе полученной информации, условий и требований органов государственного надзора и предварительных техническ их условий за инт ересованных организаций разрабатывает предпроектные обоснования (расчеты) инв естиций в строительство объекта, содержащие необходимые материалы для проведения предварительного согласования рекоменду емого инвестором (заказчиком) земельного участка для строительства объекта.

Методические рекомендации « Порядок разработки, согласования, утверждения и состав предпроектных обоснований инвестиций в строительство».

Представлен ы на утверждение руководству Минстроя России.

В составе предпроектных обоснований инв ест иции вы пол няются альтернат ивные проработк и, расчеты для всех пр едложенных з ем ельных участков, в том числе объемно-планировочные проработк и и расчеты по о пр еделен ию соц иальных, эколог ическ их и других последствий осущ ествл ения строительства и экс плуатации объекта, а также опред еле нию причиненных убытков земл евладельцам, землепользователям, аре ндаторам, потерь сельскохозяйственного произ водства и др.

Заказчик с участи ем проектиро вщика проводит согласовани е подготовленных решен ий и мероприятий, с учетом требований органов государственного надзора и техусловий заинт ересованных органо в, организаций и служб (см. прилож. 1 и 3). При размещении объ ектов, деятельность которых затраги ва ет инт ер есы населения и организаций, орга ны местного самоу правл ения с участием заказчика и проектиро вщ ика должны информировать население и орга низац ии о намеча емом строительстве. Выявлять мнени е последн их путем проведения мест ных референ думов, сходо в и других демократ ических форм информации. Разработанн ые предпроектные обоснован ия и мат ер иалы пр илагаются к заявлению-ходата йству о пр едварительном согласовании рекомендуемого земельного участка.

Положение об оце нке возд ейст вия на окружающую среду в Росси йской Фед ерации.

(Утверждено приказом Минприроды Росси и от 18 июля 1994 г. № 222). Постановл ение Правительства России от 28.01.93 г. № 77 (Утв ерд ивше е Полож ение о порядке возмещения убытков собств енникам земли и пот ерь сельскохозяйст венного производства).

4. Организация выбора земельного участка для строительства и рассмотрение предпроектных р еш ен ий, обосновывающих материалов может осуществляться межведомственно й комиссией (при необходимости постоянно действующей), образуемой местной администраци ей или по ее поручению территориальным органом архитектуры и градостро ительства, а в соответствующих случаях (на н аселе нных землях) комитетом по земельным ресурсам и землеустройству.

В состав ком иссии по выбору в натуре ( на мест ности) земель ного участка, как прав ило, включаются: представители инвестора (заказчика), собственника земл и, землевладельца, арендатора, а такж е специалисты государстве нных территор иальных органов управления и надзора и других органов и организаций, указа нных в прилож ении 5 .

Земельный Кодекс РСФСР ст. 28

В состав комиссии могут включаться также спец иалисты заинтересованных минист ерств, ведомств, предприятий и орга низа ций (в том ч исле общ ественных), интересы кот о рых затрагиваются при созда нии объ екта. По результатам работы Комиссии составляется Акт выбора земельного участка (площадки, трассы) для строит ельства, а в необход имых случаях и его санитарной охранной зоны, который утверждается органом мест ного самоупра вления (администрацией).

К Акту прилагаются технич еские условия на пр исоединен ие объекта к инженерным сетям и коммуникац иям общего пользова ния, выданные учреждениями местной адм ин истрации, услов ия и требован ия органов государственного надзора, обеспечивающие охрану окружающей среды, безопасность людей и объекто в в случаях пожара, авар ий, стихийных бедств ий и благопр иятные усло вия для прож ивания населен ия.

Указанные технические условия и требования органов государственного надзора и заинтересованных организаций являются не изменным и на весь пер иод проектирования и строительства объекта, о чем должно указываться в Акте о выборе земельного участка (площадки, трассы) для стро ительства.

В случаях, когда заве ршени е стро ительства не обесп ечива ется в нам еченны й срок, инвестор (заказ чик) обязан оформ ить соответствующе е продление сроков действ ия пров еденных согласован ий пр инятых р ешений, действия техн ическ их услови и и согласоват ь их с органом м естного самоуправл ения (администрацией).

5. Подготовл енны е соотв етствующим органом мест ного самоуправления (администрации) мат ериалы и документы (включая проект реш ен ия), связанные с выбором земельного участка и пр едварительным его согласованием для строительства объекта (см. Приложение 4) представляются в орган местного самоуправлен ия (администрацию) на утверждение.

Копия реше ния м естной администрации о пр едваритель ном согласовании места разм ещения объекта выдается пр едприятию, учр ежд ению, организации, заинтер есованным в этом согласовании, в семидневный срок с мом ента его при нятия.

В случа е несогласия собств енника з емли, з емл евладел ьца, земл епользоват еля, арендатора с ука за нным ре шением он мож ет обжаловать его в выш естояще й инстанции в десятидневный с рок, а затем в суде, решен ие которого явля ется окон чательным.

Процедура предвар ительного согласован ия места ра змещен ия объ екта стро ит ельства (расш ирен ия) про извод ится в срок и:

для объектов, имеющ их межрег иональное зна чен ие и т ребующих сог ласования с орга нами государственно й власт и Российской Ф ед ерац ии - до 6 м есяце в;

для объ екто в, имею щих региональное значен ие и требующ их согласование с орга нами Государственной власт и субъектов Российско й Федерац ии - до 3 м еся цев;

для объектов мест ного знач ения - до 1 месяца.

Земельный Кодекс РСФСР, статья 28.

6. Финансирование проектно-изыскательных работ до принят ия реше ния о предварительном согласовании места ра змещения объекта в установленном порядке, ил и реш е ния суда ( при возникновении спора) не допускается.

Иной порядок предваритель ного сог ласова ния м еста ра змещен ия объ ект а и р ес публ иках, входящих в состав РСФСР, может устанавливаться в соответств ии с законодательством этих республик.

Земельный Кодекс РСФСР статья 28.

0 порядке изъятия и предоставления (отвода, передачи в аренду) земельного участка для стр оительства объекта.

7. На втором этапе инвестиционного проекта изъят ие (включая выкуп, в том числе и пр инудит ельный) земельных участков в целях предоставлен ия их предприят иям, объ единениям, учреждениям и организациям для стро ительства производится п о решению органа м естного самоу правлен ия (администрац ии) в соотв етст вии с его компетенц ией, посл е утвержден ия проектной документац ии и обеспечен ия инвестором (заказчиком) финансиро ва ния стройки.

Земельный Кодекс РСФСР статьи 23 и 27.

8. Основан ием для принятия решения об изъятии и предоставлении для строительства предварительно с огласованного земель ного участка, является ходатайство инвестора (заказч ика).

К Ходатайству прилагаются необходимые графически е и текстовы е матер иалы утвержд ен ной проект ной до кументаци и и други е докум енты, включая Реш ение о пред вар ительном согласовании Земельного участка, Акт о выборе площадки (трассы) для стро ительства, лицензия на разр ешенный вид д еятельности, а при необходимости материа лы землеустроител ьного проекта.

Земельный Кодекс РСФСРстатья 29.

9. По поручен ию ор гана местного самоуправл ения (адм ин истрации) подготовку мат ер иалов по изъят ию и предоставлен ию земель ных участков осуществляют спец иально уполномоченны е органы (комитеты по земельно й реформе и земельным р есурсам, а в соответст вующих случаях орга ны архитектуры и градостроительства).

Ходатайства предприяти и, учреждений, организац ий об изъяти и и предоста влении з емельных участко в рассматр иваются в д вухмесячный срок.

Земельный Кодекс РСФСР, статья 35.

Орган м естного самоуправл ения (администрация) рассматривает указа нные мат ер иалы, принимает решение об изъят ии (выкупе) з емельного участка и услов иях его предоста вления.

Копия реше ния (либо вып иска из него) о пр едоставл ении земельного участка выдается за интересованному предприятию, учрежден ию, организации в семидневный срок с мом ента его пр инятия.

Земельный Кодекс РСФСР, статья 29.

10. В бессрочно е (постоянное) пользование зем ельные участк и пр едоста вляютс я объедин ениям, предпр ият иям, учр ежден иям и организа циям, включая юр ид ическ ие лица союз ных республик и др., незав исимо от формы собственности и сф еры их деятельност и.

Аренда з емл и у органов местного самоуправлен ия может б ыть краткосрочно й до 5 лет и долгосрочно й - до 15 лет.

Земельный Кодекс РСФСР, ст. 12, 13.

11. Во врем ен ное пользова ние земельные участк и передаются предприят иям, учреждениям и организациям землевлад ельцами, землепользователям и и арендаторам и из их земель по договору на право вр еменного пользования земельным участком, который р егистрируется соотв етст вующ им орган ом м естного самоуправлен ия.

Предельный срок временного пользования земл ей установлен не более 3 лет, за исключени ем случаев, оговоренных в статьях 86 и 87 Зем ель ного Кодекса Р СФСР .

Земельный Кодекс РСФСР, статья 14.

12. Предприятия, учрежд ения и организации, осуществляющие г еодезические и другие изыскательски е работы, проводят их на вс ех землях независ имо от целевого назначения, на основании решения о проведении таких работ и договора, заключа емого с собственником земл и, землевлад ельцем ил и аре ндатором, которы й регистр ируется в соответствующем органе местного самоуправления.

Решение о пров едении таких работ выдается соответствующими местными органам и самоуправления, в соответств ии с их компетенцией.

Земельные участки для пров едения, в установлен ном порядке, изыскательск их работ не изымаются.

Сроки и разм еры платеже й за использование земельных участко в, обязанности по возмещению причиненных убытков, потерь сельского хозяйства и приведени е земель в состояние пригодное для их использования по назначению , опред еляются решением местных органов самоуправления, пр инимаемым с согласия собствен ников земли.

Земельный Кодекс РСФСР, статья 45.

13. Право собств енности на землю, постоя нное (бессрочно е) пользование удостоверяется государственным актом (по установл енной форм е), который выдастся и регистрируется в установленном порядк е соот ветствующим органом м естного самоуправл ен ия.

Право аренды и временного использования земельных участков удостоверяется договорами, составленными по соотв етствующей форме.

Земельный Кодекс РСФСР, статья 31.

14. Приступать к использованию земельных участков разрешается после установления границ этих участков в натур е (на местност и) и получен ия докум ентов, удостоверяющ их право собств енност и, в ладен ия, пользования и ар енды.

Земельный Кодекс РСФСР, статья 32.

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА

предварительного согласования места размещения объекта строительства

с органами управления, надзора и службами местной администрации

Приложение 1

Приложени е 2

ЗАЯВЛЕНИЕ (ДЕКЛАРАЦИЯ) О НАМЕРЕНИЯХ

(подготавливается, как правило, на основе расчетов по

 объектам-аналогам)

1. Инвестор (заказчик) - адрес.

2. Месторасположение (район, пункт) намечаемого к строительству предприятия, здания и сооружения или намечаемого к разработке (добычи) месторождения.

3. Наименование предприятия, его предварительные технические и технологические данные:

объем производства промышленной продукции (оказания услуг) в стоимостном выражении в целом;

срок осуществления строительства и ввода объекта в эксплуатацию.

4. Примерная численность работающих, источники удовлетворения потребности в рабочей силе.

5. Ориентировочная потребность предприятия:

в сырье и материалах (в соответствующих единицах);

в водных ресурсах (объем, количество, источник водообеспечения);

в энергоресурсах (электроэнергия, тепло, пар, топливо);

источники снабжения.

6. Транспортное обеспечение.

7. Обеспечение работников и их семей объектами жилищно-коммунального и социально-бытового назначения.

8. Потребность в земельных ресурсах (с соответствующим обоснованием примерного размера земельного участка и сроков его использования).

9. Возможное водоотведение стоков. Методы их очистки и условия сброса.

10. Возможное влияние предприятия, сооружения на окружающую среду:

виды воздействия на компоненты природной среды (типы нарушений, наименование и примерное количество ингредиентов-загрязнителей.

11 . Возможность пожарной опасности, аварийных ситуаций.

12. Отходы производства (виды, объемы, токсичность), способы утилизации.

13. Источники финансирования намечаемой деятельности, учредители, участвующие пайщики, финансовые институты, коммерческие банки, кредиты, по ставщики.

14. Использование готовой продукции (примерное распределение).

Приложение 3

ПЕРЕЧЕНЬ (примерный)

основной исходной информации и предварительных технических условий, а также документов о согласовании решений по строительству объекта

№№ п/п

Наименование органа государственного надзора и местной администрации

Содержание основных исходных данных для проектирования и материалов согласования намечаемых проектных решений

Примечания

1

2

3

4

1.

Местные органы Минприроды РФ

Исходные данные: сведения о существующем состоянии и прогнозируемом изменении окружающей природной среды, характеристика района размещения объекта (состояние атмосферы, почвы, поверхностных вод, суши), наличие объектов загрязняющих природную среду (по данным инвентаризации источников выбросов (сбросов), полигонов захоронения вредных веществ (по формам 2 ТП-воздух, 2 ТП-водхоз, 2 ТП-рекультивация и др.), наличие экологических проблем в районе размещения объекта, уникальность природы территории и наличие особо охраняемых природных территорий, данные мониторинга источников аптропогенного воздействия на окружающую среду, наземной флоры и фауны (состав исходной информации приведен в приложении 3 « Руководства по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации» утвержденного Главным управлением экологической экспертизы Минприроды России 10 декабря 1993 г.).

Предварительное согласование условий природопользования (положительное заключение) но намечаемым решениям (мероприятиям), в части соблюдения (ограничения) требований по охране окружающей природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов включая: согласование выбора земельного участка для строительства; решения, связанные с выбросом и сбросом вредных веществ в воздушную и водную среду, размещением, переработкой, складированием, захоронением отходов, мероприятиями по защите растительного и животного мира; определение лимитов средств на природопользование и другие мероприятия и данные.

Деятельность местных органов экологического надзора регулируется положениями Закона РФ « Об охране окружающей природной среды», Положением о министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (ут. 18.12.92 г. № 996), а также нормативными актами местной администрации, утвержденными на основе положений указанных законодательных актов.

2.

Местные органы и учреждения Госкомсанэпиднадзора РФ

Исходные данные: сведения характеризующие санитарную и гигиеническую среду в районе предполагаемого строительства объекта, требования по санитарной охране от заноса и распространения инфекционных заболеваний человека, а также требования местных органов управления, определенные в действующих нормативных документах, предельно допустимых выбросов химических веществ в окружающую среду, особые условия, режима проживания населения и ведения хозяйственной деятельности, направленные на предотвращение распространения и ликвидацию массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений людей, особые требования, обеспечивающие гигиену и безопасность труда на предприятии (производстве).

Предварительное согласование намечаемого места размещения проектируемого объекта, решений обеспечивающих благоприятные санитарно-гигиенические условия, безопасность труда и проживания населения.

Деятельность местных органов санитарно-эпидеомиологического надзора регулируется в соответствии с Основами Законодательства РФ об охране здоровья граждан

(22. 07.93) № 5488-1).

3.

Местные учреждения (лаборатории) Госкомтруда РФ

Исходные данные: наличие в регионе свободной рабочей силы, их специализация; наличие технических училищ, возможность обеспечения предприятий квалифицированными специалистами, наличие предоставления льгот работникам предприятий, в связи с неблагоприятными условиями труда.

« Основы законодательства Российской Федерации «Об охране труда» (Верховный Совет РФ) (06.08.93 г. № 5602)

Предварительное согласование мероприятий, определяющих примерную численность работающих, организацию, безопасность и условия труда, отвечающих гигиеническим требованиям в рабочих помещениях и обеспечивающих охрану окружающей природной среды.

Положение о государственной экспертизе условий труда в РСФСР (утв. Совмином России постановление от 3 декабря 1990 г. № 557)

4.

Орган архитектуры и градостроительства

Исходные данные: необходимые графические и текстовые материалы градостроительной документации, сведения о геологическом и гидрогеологическом строении участка, наличии наземных и подземных сооружений и инженерных сетей и др. Архитектурно-планировочное задание на проектирование. Рекомендации о необходимости разработки эскизного проекта застройки.

Предварительное заключение о возможном размещении земельного участка для строительства.

Закон «Об основах градостроительства в Российской Федерации (от 14.07.92 г. № 3295-1)

Положение о территориальном органе архитектуры и градостроительства.

5.

Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам

Исходные данные: планово-картографические материалы района размещения проектируемого объекта, с указанием существующих строений, инженерных сооружений и коммуникаций, состав земельных угодий и почвенная характеристика участка строительства; сведения о наличии редких и лекарственных растений, трав, лесных культур и животных, в том числе занесенных в Красную книгу, качественная характеристика почв (по бонитету), условия по рекультивации, землеванию малопродуктивных угодий; площадь имеющихся лесных массивов и их ценность, землестроительный проект.

Предварительное согласование намечаемых решений: в части использования земельного участка по назначению и в согласованных размерах; мероприятия по улучшению состояния рекультивируемых земельных участков и улучшению их плодородия и др.; размера средств по возмещению убытков и потерь собственникам земли.

По результатам предварительного согласования для строительства земельного участка оформляется в установленном порядке Акт выбора площадки (трассы), а в необходимых случаях и санитарно-охранной зоны объекта.

Земельный Комитет РФ (от 25.06.91 г.), Положение о Комитете РФ по земельной реформе и земельным ресурсам (утв. см 2.02.91 г.). Постановление Совета Министров РФ от 28.01.93 г. № 77, «Положение о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства» (утв. СМ России 28.01.93. № 77).

6.

Местный комитет по водному хозяйству.

Исходные данные: предварительные данные о наличии и возможности использования источников к условий водоснабжения для водопотребления и водоотведения, качественная характеристика вод и пригодность их для водопотребления, установленный режим в водоохранных и прибрежных полосах; химический состав поверхностных и грунтовых вод;

Предварительное согласование намечаемых объемов водопотребления и водоотведения.

Водный Кодекс РФ (30.06.72),

Основы водного законодательства (проект), Положение о Комитете по водному хозяйству от 09.03.93 г. № 209.

7.

Территориальные лесохозяйственные производственные объединения.

Исходные данные: планово-картографический (топографический) материал лесоустройства в районе размещения объекта, с указанием границ лесов, оценка санитарного состояния площадей леса, характеристика состояния лесного фонда (оценка категорийности лесных массивов, подтопление, загрязнение и т. д.), условия регламентирующие охрану лесных ресурсов.

Предварительное согласование мероприятий по охране лесов, защита от пожаров и защита от вредителей и болезней, решений по объектам, влияющих на состояние и воспроизводство лесов.

Постановление Верховного Совета РФ «Основы лесного законодательства Российской Федерации» (от 8.03.93 г. № 4613-1).

8.

Бассейновые управления рыбоохраны.

Исходные данные: оценка состояния промысловых рыбных запасов водоемов, попадающих в зону влияния предприятия, состав ихтиофауны и флоры, факторы лимитирующие воспроизводство рыбных запасов, места и сроки нереста, качество нерестилищ, миграционные пути и сроки миграции, условия, регламентирующие сохранение и воспроизводство рыбных запасов при строительстве и эксплуатации объекта, места и сроки нагула, расположение и размеры зимовальных ям.

Предварительное согласование решений, связанных с сохранением и воспроизводством рыбных запасов.

Положение о Комитете Российской Федерации по рыболовству (утв. 6.03.93 г. № 208).

9.

Управления сельского хозяйства.

Исходные данные: сведения о структуре и направлениях сельского хозяйства (карта-схема), перечень сельскохозяйственных предприятий по животноводству, птицеводству, по переработке с/х продукции расположенных в районе намечаемого строительства, условия регламентирующие охрану растительного, мира, урожайность, продуктивность животноводства и др.

Предварительное согласование решений в области регулирования земельных отношений.

«Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель»

(Пост. СМ России от 17.03.92 г. № 594),

Положение о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства (утв. СМ России 28.01-1993 г. № 77).

10.

Комитет по использованию и охране недр и экологии (территориальные органы фонда недр, геологические экспедиции).

Исходные данные: сведения о наличии (отсутствии) месторождений полезных ископаемых на выбранном земельном участке для строительства, характеристика полезных ископаемых, их промышленная ценность, условия предоставления недр для геологического изучения и добычи полезных ископаемых, условия осуществления строительства на участках залегания полезных ископаемых (совместно с органами Госгортехнадзора и охраны окружающей среды России), сведения о подземных водах, об утвержденных (ГКЗ и ТКЗ), запасах подземных вод по основным водозаборам, качественное состояние подземных вод (по эксплуатационным горизонтам), характеристика основных источников загрязнения подземных вод, гидрогеологический прогноз состояния подземных вод.

Получение лицензии на право пользования недрами в определенных границах, в течении установленного срока и на оговоренных условиях в договоре (совместно с соответствующим органом государственного управления Республики).

Закон РФ « Об охране окружающей природной среды (от 3.03.92 г.),

Закон РФ «О недрах (от 4.05.92 г.), Постановление Верховного Совета РФ «О порядке введения Положения о лицензировании пользования недрами» (от 15.07.92 г. № 3314-1), Положение о Комитете РФ по геологии и использованию недр (утв. 25.12.92 г. № 1017).

11.

Управление Госатомнадзора (Комитет по промышленности) .

Исходные данные: Технические условия, определяющие размещение земельных участков для строительства объектов в районе атомных электростанций и другие исходные данные.

Предварительное согласование мероприятий по охране окружающей природной среды и санитарном благополучии населения.

«Вопросы строительства атомных станций на территории Российской Федерации (утв. 28.12.92 г. № 1026).

 «Положение о взаимодействии и разграничении функций Госкомэпиднадзора и Минприроды России, их органов и учреждений на местах». (утв. 12.02-1993 г.).

12.

Территориальные органы Госгортехнадзора России

Исходные данные: Предварительные технические условия, определяющие условия строительства подземных и других сооружений.

Получение, в необходимых случаях, лицензии на осуществление строительства объектов с повышенной опасностью промышленных производств и работ, а также получение разрешения органа Госгортехнадзора на застройку участка, в случаях залегания полезных ископаемых (кроме общераспространенных).

Положение о федеральном горном и промышленном надзоре России (утв. 18.02.93 г. № 234), «Перечень видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами, на проведение которых выдается специальное разрешение (лицензия) органами Федерального, горного и промышленного надзора России (утв. 18.02.93 № 234)

13.

Территориальные органы Роскомнедра России

Исходные данные: данные об отсутствии (наличии) в пределах выбранного земельного участка полезных ископаемых.

Требования обеспечивающие возможность извлечения из недр полезных ископаемых.

Единые правила охраны недр при разработке месторождений твердых полезных ископаемых (утв. 14.05.85 г. № 22)

14.

Региональные управления Главгосэнергонадзора России и территориальные управления Минтопэнерго России

Исходные данные: сведения о наличии энергетических мощностей для подключения проектируемого объекта, требования по усилению (развитию) существующих сетей и энергоисточников, компенсации реактивной мощности и др.

Предварительные условия присоединения объектов к сетям и истопникам общего пользования.

«Положение о Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации» (утв. пост, РФ от 30.05.1993 г.).

Положение о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации (утв. Правительством России от 12 мая 1993 г. № 447).

 15.

Управление охотничьего хозяйства.

Исходные данные: условия, регламентирующие охрану животного мира, требования к намечаемой деятельности проектируемого объекта, сведения о видовом составе фауны, охотничьей, промысловой и др. дичи, обитающей (мигрирующей) в зоне размещения объекта, в том числе виды занесенные в Красную книгу, данные о необходимых условиях обитания животных, включая кормовую базу.

В соответствующих случаях, предварительное согласование намечаемых мероприятий по охране животного мира, наличие путей миграции в зоне объекта, выполнение условий, необходимых для сохранения мест обитания животных, включая меры по надежному хранению вредных отходов производства, защите особо охраняемых природных объектов (заказники, заповедники, памятники природы).

16.

Комитеты по транспорту, связи и дорожному строительству:

территориальные управления Минсвязи России.

Исходные данные: сведения характеризующие тип, мощность, протяженность сетей, количество каналов связи, в районе намечаемого строительства объекта, условия и места присоединения его к общегосударственным сетям связи.

С органами Минсвязи России предварительно согласовывают при выборе места размещения объекта намечаемые решения по схеме организации связи с распределением каналов и применяемые технические средства, связи.

Положение о порядке координации работ по развитию общегосударственных и ведомственных сетей связи в стране, утв. Межведомственным координационным Советом при Минсвязи СССР

(28.09.1984 г. № 378 (перерабатывается).

17.

Управление железных дорог Минтранспорта России.

Исходные данные: характеристика железнодорожных путей и станций в районе намечаемого строительства, интенсивности движения и возможности присоединения подъездных путей объекта к железнодорожным путям общего пользования, условия присоединения новых железнодорожных путей объекта (технические условия), с планом расположения железнодорожных путей общего пользования и обозначением места присоединения.

18.

Службы местной администрации:

Предварительное согласование принципиальной схемы и условий подключения объекта к железнодорожным путям общего пользования.

Управление автомобильных дорог Министерства внутренних дел России.

Исходные данные: характеристика автомобильных дорог в районе размещения объекта, интенсивность движения, основные направления движения, типы покрытия дорог, целесообразное место присоединения подъездной автодороги к общей сети автомобильных дорог региона, технические условия на присоединение объекта к дорожной сети региона.

Предварительное согласование принципиальной схемы и условий подключения объекта к сети автодорог общего пользования

19.

Территориальные (местные) органы государственной противопожарной службы

Исходные данные: по приложению 1 к НПБ 02-93 «Порядок участия, органов государственного пожарного надзора РФ в работе комиссий по выбору площадок (трасс) для строительства

Закон РФ О пожарной безопасности;

Положение о государств. Противопож. службы МВД России (пост. СМ РФ № 849 от 28.08.93)

20.

Архитектурно-планировочное управление (отдел).

Исходные данные: Архитектурно-планировочное задание, в обоснованных случаях с рекомендацией о разработке эскизного проекта застройки.

Закон «Об основах градостроительства в Российской Федерации (от 14.07.1992 г. № 3295-1).

21.

Управление сетей водопроводно-канализационного хозяйства города.

Исходные данные: предварительные технические условия на водопользование, с указанием мест подключения к сетям общего пользования и технические условия на сброс сточных вод с подключением к сетям общего пользования.

22.

Управление газового хозяйства.

Исходные данные: предварительные технические условия на газификацию объекта и подключение к газовым сетям общего пользования.

2 3.

Управление тепловыми сетями.

Исходные данные: предварительные технические условия на теплоснабжение объекта, с условиями подключения к сетям общего пользования.

24.

Управление, кабельными электрическими сетями.

Исходные данные: предварительные технические условия на электроснабжение объекта, с указанием места подключения к соответствующей подстанции, а также типа и трассы линии электропередачи (кабельной, воздушной).

25.

Управление телефонными сетями связи

Исходные данные: предварительные технические условия на средства связи и радиовещания.

26.

Штаб ТО и ЧС

Исходные данные: сведения о наличии потенциально опасных и химически опасных объектов, зон затопления при разрушении гидротехнических сооружений, зон ограничения хозяйственной деятельности вблизи объектов атомной (ядерной) энергетики, других категорированных по ГО объектов и иных факторов, влияющих на объем мероприятий по защите территорий и населения, а также по предупреждению возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий. Предварительные технические условия (задания) на строительство объектов гражданской обороны.

27.

Комитет по социальной защите населения

Исходные данные: рекомендации к разработке мероприятий, направленных на обеспечение социально-экологических условий проживания населения в районе размещения объекта.

Приложение 4

Примерный состав документов и материалов,  необходимых для принятия и оформления решения о предварительном согласовании места размещения объекта

1. Акт выбора земельного участка (площадки, трассы) для строительства.

2. Картографические, топографические материалы: схема ситуационного плана, с размещением объекта строительства и указанием мест присоединения его к существующим инженерным сетям и коммуникациям общего пользования (сети электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, газификации и места сброса сточных вод) ; схема генерального плана объекта, обос новывающая требуемые площадки и конфигурацию требуемого земельного участка.

3. Технические условия на присоединение проектируемого объекта к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникац иям (ТУ являются неизменными в течении срока, определенного в акте выбора участка, как правило, на период проектирования и строительства объекта).

4. В соответствующих случаях землеустроительный проект разработанный в установлен ном порядке, архитектурно-планировочное задание.

5. Условия и требования территориальных органов управления и надзора по соответствующим материалам предпроектных обоснований инвестиций, в части мероприятий по соблюдению экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных, социальных условий, норм и правил, обеспечивающих благоприятное воздействие , объекта на окружающую природную среду и население, а также предупреждения возможных экологических и иных последствий.

6. В необходимых случаях документ вышестоящего органа управления принимающего решение о строительстве объекта Государственного или межреспубликанского назначения.

7. Пр оект решения органа местного самоуправления (администрации) о предварительном согласовании места размещения объекта.

8. Другие документы, установленные органом местного самоуправления.

Приложение 5

Примерные состав и содержание Акта выбора земельного участка (трассы) для строительства

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель местной администрации

« ______ » ___________________ 1 9_____г.

А К Т

выбора земельного участка (площадки, трассы) для строительства, согласования намечаемых проектных решений, технических условий на присоединение к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям объекта

Комиссии на основании приказа______________________________________________________________________

(наименование органа местной администрации)

__________________ № ________________от «______» _______ 199_____г.

в составе:

Председател__________________________________________________________________

(представитель местной администрации)

и членов в лице от:

1. Инвестора (заказчика) _______________________________________________________

2. Исполнителя (проектная организация) _________________________________________

3. Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам __________________________

4. Собственника земли, землевладельца, землепользователя, арендатора _______________

5. Территориальной организации:

проектной ___________________________________________________________________

изыскательской _______________________________________________________________

6. Архитектурно-градостроительной службы ______________________________________

7. Противопожарной служб ы _____________________ _ ______________ _________ _ __ ___ _

8. Санэпидемиологической службы_______________ ______________ _ _ _______ _ _ _______

9. Природоохранной служб ы ____ _ _____________________________________ _____ __ ___

10. Штаба гражданской обороны и ЧС_______________________________ ________ __ _ __

11. Службы электросетей________________________________________ _________ ___ _ __

12. Службы В К __ ______ __________ _ _____________________________ ________ ___ ___ _

13. Службы связ и __________________ _ _____________________________ ________ ___ _ _

14. Отделение МП С ______________ _ ________________________________ ___ ___ _____ _

15. Службы газификаци и _________ _ _________________________________ _____ __ ___ __

16. Госгортехнадзор а _______________ _ ___________________________ _______ ____ ___ _

17. Госэнергонадзор а ______________ _ _______________________ _________ _____ ____ __

18. Службы автодоро г ____________ _ _____________________________ _________ ___ ___

19. ГА И __________________________ _ _________ ____________________ _____ ____ __ __

20. Службы лесного хозяйства____________________________________ _________ _ __ ___

21. Службы сельского хозяйств а ____ _ ________________________________ _______ __ __ _

22. Службы водного хозяйства __________________________________________________

23. ГО, МБВД ________________________________________________________________

24. __________________________________________________________________________

На основании осмотра места и рассмотрения материалов обоснования места размещения объекта и установила, что для строительств а _________ ______________________ __ ___ __

(наименование объекта)

в гор. (поселке, районе) _____ _ _______________ ___________ __ _______были рассмотрены

( два, один)

три земельных участка_____________ ________________________________ _ ___________

(по адресу и краткая характеристика участков)

____________________________________________________________ ________________

______________________________________________________________ ______________

Для строительства выбрана площадка, находящаяс я _ ______________ ______________ __

(адрес)

исходя из следующих факторов:

1.__________________________________ _________________________ __ ______________

2.____________________________________ ________________________ __________ ____ _

3._______________________________________ ________________________ __________ __

ВЫВОДЫ

Ком иссия, сравнив и оценив пре имущества выбранной площадки (трассы), считает:

1. Целесообразным использовать ее для строительства

_______________________________________________________

_______________________________________________________

(наименование объекта)

и просить _______________________резервировать указанный

(наименование органа местной власти)

участок площадью _______ га для строительства данного объекта

1а. Целесообразным использовать трассу для строительства

_______________________________________________________

(наименование объекта)

2. Инвестору (заказчику) обеспечить:

_______________________________________________________

(перенос существующих здании, сооружений, коммуникаций)

_______________________________________________________

сохранение растительного слоя, осушение заболоченных участков;

_______________________________________________________

выделение зон для строительства и т. д.)

Настоящий акт является основным и окончательным документом о согласованиях основных проектных решений и технических условий на присоединение объекта к источникам снабжения, инженерным сетям, коммуникациям и сооружениям со сроком _________ лет.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии:

Приложение 6

ПЕРЕЧЕНЬ

городов РСФСР, в которых мероприятия по оздоровлению экологической обстановки в 1990- 1995 годах должны осуществляться в пр иоритетном порядке

(Дополнения к пост. Совмина РСФСР от 16.09.90 г. № 93)

1. Ангарск

22. Никель-Заполярный

2. Архангельск

23. Нижний Тагил

3. Зона Астраханского газового комплекс а

24. Новомосковск

4. Барнаул

25. Новокуйбышевск

5. Березники

26. Новокузнецк

6. Братск

27. Новотроицк

7. Волгоград

28. Норильск

8. Волжский

29. Орск

9. Грозный

30. Омск

10. Дзержинск

31. Пермь

11. Зима Иркутской обл.

32. Прокопьевск

12. Калининград

33. Салават

13. Каменск-Уральский

34. Свердловск

14. Кемерово

35. Стерлитамак

15. Комсомольск-на-Амуре

36. Тольятти

16. Красноярск

37. Усолье-Сибирское

17. Куйбышев

38. Уфа

18. Липецк

39. Хабаровск

19. Магнитогорск

40. Череповец

20. Мончегорск

41. Челябинск

21. Москва

42. Южно-Сахалинск

43. Шелехов

Согласовано:

Заместитель Председателя          Заместитель Министра

Госкомприроды РСФСР Здравоохранения РСФСР