ТОИ Р-66-34-95 Типовая инструкция по охране труда для машинистов бурильно-крановых самоходных машин

СОГЛАСОВАНА
постановлением Президиума
ЦК профсоюза работников
строительства и промышленности
строительных материалов России
от 15 декабря 1994 г.
№ 19-70

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Минстроя России
от 13 марта 1995 г.
№ 18-22

ТИПОВАЯ И НСТРУКЦИЯ
по охра не труда для машинистов бурильно-крановых самоходных машин

ТОИ Р-66 -34 -95

Дата введения 01.07.95

РАЗРАБОТАНЫ АОЗТ ЦНИИОМТП (В.Н. Пивовар, В.Ф. Новиков, Н.Д. Левинсон) при участии АК «Электромонтаж» (В.Н. Мелкозеров, В.И. Кабанов, В.А. Бычков), РАО ЕЭС России (В.В. Подойма) и других организаций, акционерных обществ, концернов, корпораций и объединений.

Взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и ведомствами.

Типовые инструкции разработаны с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране труда и действующих нормативных документов по охране труда.

Предназначены для организаций строительства, предприятий промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства.

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В.А. Алексеев, инж. В.К. Ягодин).

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. № 18-22.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В соответствии с действующим законодательством по охране труда на работников организаций и предприятий (в пределах порученных им участков работ) возлагается выполнение требований инструкций по охране труда, которые утверждаются руководителями этих организаций и предприятий совместно с профсоюзными комитетами. Указанные инструкции являются нормативными документами и обязательны для выполнения в процессе труда работниками этих предприятий.

В целях унификации требований инструкций по охране труда специализированными организациями разрабатываются типовые инструкции по охране труда, которые утверждаются министерствами и ведомствами и согласовываются с профсоюзами.

Настоящие типовые инструкции разработаны в соответствии с «Положением о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда» Минтруда России с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, других нормативных документов, содержащих требования по охране труда, утверждаемых органами федеральной власти Российской Федерации, взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и ведомствами. Типовые инструкции охватывают наиболее массовые профессии работников строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Для удобства пользования общие требования охраны труда, предъявляемые к работникам, выделены в отдельную инструкцию. Остальные инструкции составлены по видам выполняемых работ или наименованиям профессий работников, предусмотренных ЕТКС для этих профессий.

Машинисты бурильно-крановых самоходных машин (дал ее - «маш инисты») при производстве работ согласно имеющейся квалифика ции обязаны выпол нять требования б езопасности, изложенные в «Типовой инструкции по охране труда для работников строительст ва, промышленно сти строит ельных материалов и жилищно-коммунального хозяйства», настоящей типовой инструкции, разработанной с уч етом строительных норм и правил Российской Фед ерации, «Правил по охране труда на а втомобильном транспорт е». «Прав ил дорожного д виж ения Российской Федерации», а также требования инструкции заводов- изготовителей по эксплуатации машин.

Требования безопасн ости перед начал ом рабо ты

1. Перед началом работ ы машин ист обяз ан:

а) иметь при себ е удос товерение на право управления базовым автомобилем, талон технического паспорта на автомашину, путевой (маршрутный) лист, удостов ер ение о пров ерк е знаний безопасных м етодов работ и пройти пре дре йсов ый медицинск ий осмотр;

б) надеть спецодежду и спецобувь устано вленного образца;

в) получить у непосредственного руководителя наряд-задание на в ыполнение работы и маршрут движения.

2 . После получения наряда-задания у непосредственного руководителя машинист обязан:

а) проверить наличие медицинской аптечки, огнетушителей и компл екта инструмента;

б) для обеспечения безопасной и бесперебойной работы на линии проверить техническое состояние машины, обратив внимание на исправность шин, тормозов, рулевого управл ения, болтов крепления карданного вала, исправность проводки, фар, стоп-сигнала, указателей поворотов, звукового сигнала, контрольно-измерительных приборов, зеркал заднего вида;

в) произв ести ежесменное техническое обслуживание и заправку машины топливом, маслом, водой, антифризом (в холодное время года) и тормозной жидкостью, проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее;

г) после заправки машины топливом и маслом вытереть насухо все части машины, испачканные нефтепродуктами. Пролитые во время заправки горючесмазочные материалы убрать с помо щью ветоши, опилок или песка;

д) проверить работоспособность двигателя на холостом ходу и его исправность, а также осветительных и контрольно-и змерительных приборов и рулевого упра вления;

е) предъявить машину ответственному за выпуск технически исправ ных машин из гаража (механику) и получить отметку в путевом листе о технической исправности машины.

3 . Машинист не должен выезжать на линию при следующих нарушениях требований безо пасности:

а) неисправности механизмо в и систем, при которых запре щается эксплуатация базового автомобиля;

б) наличии тре щин и деформац ий в м еталлоконструкциях мачты;

в) неисправностях манометров в системе ги дропривода. Манометры должны быть ис пытаны и опломбированы;

г) несв оевременном проведении очередных испытаний (технического осмотра) машины.

Обнаруженные нарушен ия должны быть устранены собственными силам и, а при невоз можности сделать это машинист обя зан соо бщить о н их непосредственному ру ководителю и от ветственному за со держание машины в испра вном состоянии.

Требования безопасност и во время работ ы

4 . По прибытии на объект, указанный в путевом листе, машинист обязан:

а) явиться к руководителю работ, в распоряжение которого направлен, предъявить путевой лист и удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить производственное задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;

б) уточнить последовательность выполнения работы и необходимые мероприятия по обеспечению сохранности подземных сооружений и коммуникаций;

в) осмотреть маршрут передвиж ения машины, получить от руководителя работ информацию о фактических местах расположения подземных сооружений и коммуникаций, которые должны быть обо значены флажками или вешками.

5 . Перед началом ман еврирования машинист обязан уб едиться в отсутствии людей на расстоянии не менее 5 м от зоны действия машины и ее рабочих органов.

6 . Перед установкой машины на месте работы машинист обязан проверить выполнение следующих требований:

а) грунт на пути движения машины должен быть спланирован и утрамбован, под выносные опоры следует подложить инвентарные подкладки;

б) территория расположения машины должна быть достаточной для ее маневрирования;

в) уклон площадки не должен превышать допустимый по паспорту машины;

г) при установке ма шины над действующими коммуникациями необходимо пр едварительно уложить железобетонные дорожные плиты.

7 . Работать в охранной зоне подземных коммуника ций следу ет под непосредственным надзором руководителя работ, а в охранной зоне газопровода или кабелей, находящихся под электрическим напряжением, кроме того под наблюдением соответственно работника газового или электрич еского хозяйства.

8 . Работать в охранной зоне воздушной линии электропередач и допускается только при наличии наряда-допуска и под на дзором руководителя работ и владельца ЛЭП.

9 . Работать на участках с патогенным заражением грунта (свалках, скотомогильниках, кладбищах) допускается при наличии разрешения органов государственного санитарного надзора, с которым машинист может ознакомит ься у руководителя работ при получении наряда-допуска на работы повышенной опасности.

10 . При необходимости переезда на другое место машинисту следует поднять рабочий орган и опустить мачту в транспортное положение.

11 . При перебазировке машины на буксире машинист обязан находиться в кабине машины и выполнять при этом тр ебования «Правил дорожного движения Российской Федерации».

12 . При установке в пробуренные ямы столбов различного назначения, в том числе воздушных линий электропередачи, телефонно-телеграфных линий связи, дорожных знаков и других с помощью бурильно-крановой машины машинисту запрещается:

а) подтаскивать столбы, находящиеся на расстоянии более 3 м от центра ямы;

б) поднимать столбы с неотрегулированной предохранительной муфтой, которая должна быть отрегулирована на грузоподъемность машины согласно ее паспорту и опломбирована;

в) переезжать с поднятым столбом даже на незначительные расстояния;

г) устанавливать столбы без помощи вспомогательного рабочего органа;

д) допускать нахождение людей в опасной зоне, возникающей при перемещении столбов.

13 . При техническом обслуживании машинист обязан остановить двигатель и снять давление в гидросистеме, если это допускается инструкцией завода-изготовителя по эксплуатации этой машины.

14. Во время заправки машины горючим машин исту и другим лицам, находящимся вблизи ма шины, запрещено курить и пользоваться открытым огнем.

15. Во время работы машин исту запрещается:

а) оставлять рычаги управления бурильно-крановой установкой при работающем двигателе;

б) изм енять резко число оборотов двигателя, а также давление и гидросистеме ;

в) снимать защитный кожух на фрикционе или барабане лебедки;

г) включать бур с незашплинтованным пальцем его крепления или с не полностью закрепленными ножами на буре;

д) включать лебедку во время бурения гру нта;

е) растормаживать машину при бурении грунта или установке опор;

ж) работать машиной, если предохранительная муфта лебедки не отрегулирована на грузоподъемность, указанную в е е паспорте;

з) обслуживать машину, в том числе чистить или смазывать отдельные ее части;

и) передавать управление машиной посторонним лицам;

к) перевозить в кабине машины посторонних лиц;

л) допускать к строповке столбов работников, не аттестованных в качестве стропальщиков.

При выходе из кабины машинист обязан поставить рычаг пере сечения передач в нейтральное положение и затормозить машину стояночным тормозом.

Требования безопасности в авар ий ных ситуациях

16 . При обнаружении во время бурения грунта кабелей электропередачи, трубопроводов, взрывоопасных или неизвестных предметов работу машины следует незамедлительно остановить до получения разрешения на дальнейше е выполнение работы от соот ветствующих органов надзора.

17 . При возникновении во время работы неиспра вностей в машине машинист обязан прекратить работу и устран ить их. При невозможности устранения неисправностей собствен ными силами машинист обязан сообщить о них руководителю работ и ответственном у за содержание машины в исправном состоянии.

1 8 . В случае загорания топлива или прово дки машинист обязан немедленно затушить очаг возгорания огнетушителем или другими подручными средствами: кошмой, брезентом, песком или землей. Запрещается заливать во дой горящее то пливо.

При невозможности затушить очаг пожара собственными силами машинист обязан вызвать пожарную охрану в установлен ном порядке и постав ить в известность руководителя работ.

Требования безопасности по окончании работы

19. По окончании работы машинист обязан:

а) перегнать машину на стоянку, где она должна находиться в нерабочее время;

б) выключить двигатель;

в) закрыть кабину на замок;

г) сообщить руководителю работ и ответственному за содержание машины в исправном состоянии о всех неисправностях, возникши х во время работы .

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ . 1

Требования безопасности перед началом работы .. 1

Требования безопасности во время работы .. 2

Требования безопасности в аварийных ситуациях . 3

Требования безопасности по окончании работы .. 3