ТОИ Р-66-40-95 Типовая инструкция по охране труда для машинистов погрузчиков автомобильных
СОГЛАСОВ АНА |
У ТВЕРЖД ЕНА
|
ТИПОВАЯ
ИНСТРУКЦИЯ
по охр ане
труда для машинистов погрузч ико в автомобильных
ТОИ Р-66-40-95
Дата введения 01.07.95
РАЗРАБОТАНЫ АОЗТ ЦНИИОМТП (В.Н. Пивовар, В.Ф. Новиков, Н.Д. Левинсон) при участии АК «Электромонтаж» (В.Н. Мелкозеров, В.И. Кабанов, В.А. Бычков), РАО ЕЭС России (В.В. Подойма) и других организаций, акционерных обществ, концернов, корпораций и объединений.
Взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и ведомствами.
Типовые инструкции разработаны с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране труда и действующих нормативных документов по охране труда.
Предназначены для организаций строительства, предприятий промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства.
ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В.А. Алексеев, инж. В.К. Ягодин).
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. № 18-22.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В соответствии с действующим законодательством по охране труда на работников организаций и предприятий (в пределах порученных им участков работ) возлагается выполнение требований инструкций по охране труда, которые утверждаются руководителями этих организаций и предприятий совместно с профсоюзными комитетами. Указанные инструкции являются нормативными документами и обязательны для выполнения в процессе труда работниками этих предприятий.
В целях унификации требований инструкций по охране труда специализированными организациями разрабатываются типовые инструкции по охране труда, которые утверждаются министерствами и ведомствами и согласовываются с профсоюзами.
Настоящие типовые инструкции разработаны в соответствии с «Положением о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда» Минтруда России с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, других нормативных документов, содержащих требования по охране труда, утверждаемых органами федеральной власти Российской Федерации, взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и ведомствами. Типовые инструкции охватывают наиболее массовые профессии работников строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Для удобства пользования общие требования охраны труда, предъявляемые к работникам, выделены в отдельную инструкцию. Остальные инструкции составлены по видам выполняемых работ или наименованиям профессий работников, предусмотренных ЕТКС для этих профессий.
Маш ин исты погрузчиков автомобил ьных (дал ее - «машинисты») при производств е работ согласно имеющейся квалификации обязаны вы полнять требован ия безопасности, изложенные в «Типовой инструкции по охране труда для работников ст ро ительства, промышленности строит ельных материалов и жилищно-коммунального хозяйства», настоящей типовой инструкции, ра зработанной с учетом строит ельных норм и правил Росси йской Ф ед ерации, «Правил по охране труда на автомобильном транспорте», «Правил дорожного дв ижен ия Российской Федераци и», а такж е требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатац ии погру зчиков автомобильных.
Требования безопасн ости перед началом работы
1. Перед началом работы ма шинист обязан:
а) предъявить руководителю удостоверен ие на пра во управления автомобиле м и удостовер ение о проверк е знан ий б езопасных методов работ, получить задан ие, пройти инструктаж на рабочем месте по специфик е вы полня емых работ;
б) надеть сп ецодежду и спецобувь установ ленного образца;
в) ознакомиться с записями см енщика в бортовом журнале.
2. После получения задан ия ма шинист обязан:
а) осмотр еть и проверить исправность двигателя, рабочего органа, гидравлич еской системы, состояни е шин;
б) убрать все посторонние предметы на площа дке погрузчика и убедиться в отсутствии их на вращающихся деталях двигателя, коробки пере дач и т.п.;
в) убедиться в нахож дении рычага переключения передач в нейтральном полож ении;
г) п еред запуском двигателя предупредить работающих, которы е заняты обслуживани ем машины или находятся на пути ее следования;
д) посл е запуска двигателя пров ести контрольную проверку исправности машины, в том числ е: выполнить на малой скорости повороты направо и нал ево; пров ерить работу тормозов; пров ерить работу м еханизмов наклона рамки движ ения кар етки; проверить испра вность сц епл ения; пров ерить исправность пр иборов осв ещения и звукового сигнала;
е) произв ести осмотр стр елы кранов ого гуська, грузозахватных приспособл ений (строп, трав ерсы, захватов) и других рабочих органов (ковша, вил);
ж) уб едиться в соот ветствии тр ебованиям б езопасности габаритов проездов, раз воротов, уклонов и п ер епадов дорожного покрытия;
з) проверить отсутствие в зоне производства работ линий электроп ередачи, трубопроводов и других опасных сооруж ений.
3 . Машини ст не долж ен приступать к выполн ению работ при следующих наруш ениях тр ебований б езопасности:
а) наличии тр ещин или д еформаций в м еталлоконструкциях погрузчика;
б) обнаружении теч и в топливной или масляной системе;
в) падении давления в шинах;
г) наличии тр еска, скр еж ета и других признаков неисправности гидросисте мы или двигат еля;
д) неиспра вности стояночного или рабоч его тормоза;
е) неисправности кранового гуська (износа грузового каната, дефекта м еханизма подъ ема груза и т.п.) и грузозахватных приспособл ений;
ж) недостаточной ос вещенности и загроможденности зоны работ;
з) нал ичии в зоне р абот линий электроп ер едачи и други х коммуникаций;
и) несоотв етстви и груза грузопод ъемности маши ны, установленным рабоч им органам и грузозахватным пр испособл ениям.
Указанные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами до начала работы, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить руководит елю работ и отв етственному за содержание автопогрузчика в исправном состоянии.
Требования безопасност и во время работы
4 . При передвиж ен ии автопогрузч ика по т ерритории строительной площадки или предприятия машинист обязан:
а) уб едиться п еред началом движения в отсу тст вии люд ей на пути дв ижения, а такж е машин и механ измов и дать предупредительный сигнал;
б) при движении в местах скопления людей , возможного их появл ения (проходов, выходов из пом ещения) сниз ить скорость и дать звуковой сигнал;
в) соблюдать установленную для транспортных средств скорость движ ения на строит ельной площадк е и т ерр итории предприятия;
г) не покидать кабину погрузчика при работающ ем двигателе;
д) изб ег ать резкого торможения на мокрой дорог е и при гололеде.
5 . При выполн ении погрузочно-разгрузочных и транспортных работ машинист обязан:
а) при приближ ении к м есту погрузки (разгрузки) снижать скорость;
б) транспортировать груз на высот е не м ен ее 300-400 мм от уровня дороги;
в) приближаться к транспортному средст ву для производства погрузочно-разгрузочных работ только посл е его оста новки и выключения двигателя;
г) п ер емещать крупногабаритный груз, закрывающий ви димость пути следован ия, только в сопровождении специально выдел енного лица;
д) захватывать длинном ерный гру з так, чтобы центр т яж ест и груза располагался по ц ентру продольной оси стрелы.
6 . При погрузке или штабе лировании грунта и сыпучих материалов машинист обязан:
а) погрузку мат ериала производить по всему фронту штабеля или забоя, не углубляясь внутрь штаб еля по одному сл еду;
б) очищать ковш от налипшего гру нта ил и материала в опушенном полож ении лопатой ил и скр ебком;
в ) при штаб елиро вании сыпучих мат ериалов останавливать погрузчик на расстоянии не м ен ее 1,0 м от бровки откоса.
Машинисту запр ещается поворачивать погрузчик с заглубленным в мат ериал или грунт ковшом, а также пер едвигаться на поп еречных уклонах бол ее 10 ° , на продольных - свыш е 20 ° .
7 . При работ е погрузчика, оборудо ванного вилочным захватом, машинист обязан:
а) до начала работы пров ерить наличи е под грузом зазора для свободного прохода вилочного захвата ;
б) размешать груз ра вном ерно по всей длин е вилочного захвата, упирая его в спинк и вилок пут ем запрокидывания груза при зах ват е назад на угол 10-15 .
Запре ща ется транспортировать груз, находящийся на вилочном захват е о н еустойчи вом полож ении.
8 . При подъ ем е и транспортировании груза погрузчиком, оборудованным крановым гуськом, машин ист обя зан:
а) начинать работу только по сигналу стропальщика, закр епл енного руководит ел ем работ;
б) прим енять для строповки груза маркированны е стропы, соотв етствующи е масс е поднятого груза и сх еме строповки;
в) при под ъем е груза, близкого по масс е к пр ед ельной грузоподъ емности погрузчика, сначала зафиксировать груз на высот е не бол ее 100-200 мм, посл е ч его осуществлять подъ ем груза на тр ебуемую высоту;
г) опускать груз на пр едварит ельно улож енны е прокладки для изв лечения строп из-под груза б ез их повр ежд ения. Машинисту запр еща ется:
р езко тормо зить при движ ении погрузчика с грузом на крюке ;
д) под таскивать груз крюком;
е) освобождать крюком за щемл енны е грузом стропы.
9. При необходимости перевозк и погрузчика машин исту сл едует затормозить машину на трейл ере, опустить рабочий орган, подставить под колеса противооткатны е упоры (башмаки) и закрепить расчалками.
10. Устранение неисправностей, осмотр, регулировку агрегатов сл едует проводить при остановленном двигателе, опущенном на землю или установленном на надежные подставки рабочем органе, затянутом тормозе и переведенном в нейтральное положение рычаге переключения пе редач.
11 . При проведении техни ческого обслуживания машинист обязан:
а) поднять капот погрузчика в крайнее в ерхнее положение, зафиксировать его крюками-фиксаторами, находящимися на капоте;
б) при перегр еве двигателя осторожно открыть крышку горловины, за щищая руки от горяч его пара, не наклоняя лицо над горловиной;
в) пользоваться насосом для продувки топливопропода;
г) пользоваться специальным ограждением пр и накачивании шин в гаражных условиях.
При выполнении указанных работ машинисту запр ещается:
открывать водяной краник радиатора при работе двигателя;
заливать ж идкость в радиатор при п ерегретом двигат еле;
засасывать топливо ртом чер ез шланг.
12. При необходимости проезда по нас еленному пункту и по автомобильным дорогам машинист обязан:
а) при вест и рабочий орган в транспортно е полож ен ие;
б) определить состояни е трассы, выяснить во зможность преодол ения косогоро в, под ъемов, бродов и искусственных сооружений;
в) сохранять включ енной п ередачу при движ ении под уклон;
г) п ер еезжать ч ерез ж ел езнодорожные пути только в установленных местах по сплошному настилу;
д) при остановке погрузчика включить стояночный тормоз;
е) выходя из кабины погрузчика на про езжую часть дороги, убедиться в отс утствии движ ения транспорта в попутном и встр ечном направлениях;
ж) прим енять при транспортировк е погру зчиков на буксир е или при буксировке других машин ж есткую с цепку;
з) выполнять тр ебования «Правил дорожного движ ения Российской Ф ед ерации».
13 . Прои звод ить погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне действующей воздушной лин ии электропередачи машинист обязан под н епосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за бе зопасное производство р абот, при наличии письменного разрешения органи зации - вла дельца ЛЭП и получении наряда-допуска, опред еляющего безопасные условия работ.
14. Машинистам в зимнее время запрещается:
а) подогр евать двигатель открытым пламенем;
б) работать на погрузчике с неисправным устройством для обогрева каб ины;
в) выполнять работы лежа под автопогрузчиком без применения утепленного мата.
15 . При работ е в ночное время освещенность зоны работ должна об еспечиваться за счет внешних источников света. Применение машинистом фар допуска ется в качестве дополнительного источника света.
16 . Передвиж ение погрузчика вброд, по л ьду, по заболоченной местности следует осуществлять только с п исьменного разрешения руководит еля работ в местах, оборудованных указателями. Двер и кабины во время п ереправы по льду водоемов следует держать открытыми.
17 . Передвижение погрузчика ч ерез канавы, бугры и другие препятств ия следу ет осуществлять под прямым углом на малой скорости, изб егая резк их толчков и больших кренов машины. Следует при этом изб егать крутых поворотов на косогорах.
Требования безопасност и в аварийных сит уациях
18 . При проколе в процессе работы шины и утечке воздуха, а также поя вл ении признаков неисправности двигателя, гидросистемы или рабочего оборудования работу необходимо прекратить и принять м еры к устран ению неисправности.
19. В слу чае пот ери устойчивости погрузчика в процессе подъ ема или п ерем ещения груза н еобхо димо опустить груз и у пором к ар етки в грунт привести погрузчик в нор мальное положение. Продолж ение работы допуск ается после устранения причины потери устойчивости погрузчика.
Требова ния безопа сности по оконч ании р аботы
20. По окончан ии работы машинист обязан:
а) отв ести погрузчик на стоянку;
б) опустить рабоч ий орган на землю или установить на подставку;
в) пр ивести рычаги управления в нейтральное положени е;
г) затянуть стояночный тормоз и заглушить двигатель;
д) очистить элементы ходовой рамы погрузчика и рабочее оборудование;
е) о всех замеченных неисправностях в работе погрузчика сооб щить руковод ителю ил и ответственному за содержан ие маш ины в исправном состояни и.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . 1 Требования безопасности перед началом работы .. 1 Требования безопасности во время работы .. 2 Требования безопасности в аварийных ситуациях . 4 Требования безопасности по окончании работы .. 4 |