Временный сборник базовых показателей для определения авторских гонораров за создание художественных произведений (изобразительного искусства, художественного проектирования, конструирования, сценариев)

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

Управление инвестиционной политики и
финансирования из городских источников

ВРЕМЕННЫЙ СБОРНИК
базовых показателей для определения авторских гонораров за создание художественных произведений (изобразительного искусства, художественного проектирования, сценариев)

МОСКВА

1999 г.

Протокол МВК № 90 от 21.05.99 г. заседания рабочей группы по ценовой политике в строительстве Региональной Межведомственной комиссии по ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы.

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. ...

2. ...

3. О введении в действие "Временного сборника базовых показателей для определения авторских гонораров за создание художественных произведений (изобразительного искусства, художественного проектирования, конструирования, сценариев)".

РЕШИЛИ:

3.1. Ввести в действие для применения с 01.05.99 г. "Временного сборника базовых показателей для определения авторских гонораров за создание художественных произведений (изобразительного искусства, художественного проектирования, конструирования, сценариев)".

3.2. Для пересчета в текущий уровень цен базовых показателей "Временного сборника базовых показателей для определения авторских гонораров за создание художественных произведений (изобразительного искусства, художественного проектирования, конструирования, сценариев) применять коэффициент в размере 7,5.

3.3. Просить Мосгосэкспертизу осуществить распространение "Временного сборника базовых показателей для определения авторских гонораров за создание художественных произведений (изобразительного искусства, художественного проектирования, конструирования, сценариев)".

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I 5

Глава 1 Станковая живопись в техниках: холст, доска, масло, темпера, левкасы .. 5

Глава 2 Станковая графика (и том числе: гуашь, акварель, темпера; гравюры на линолеуме, дереве, металле, камне и т.п.; произведения для печати, реклама, фирменный стиль и т.п.) 5

Глава 3 Художественно-графические произведения дли печати . 6

Раздел II Произведения монументально-декоративной живописи и различной технике исполнения (мозаика - римская и флорентийская, интарсия и маркетри, роспись) 7

Глава 1 Форэскиз, эскиз . 8

Глава 2 Картон, масштабный картон, калька-шаблон . 9

Глава 3 Подбор палитры в материале . 9

Глава 4 Исполнение в материале . 9

Глава 5 Произведения типа панно (вставок) 11

Глава 6 Объемно-пространственные композиции из различных материалов . 11

Раздел III Произведения декоративно-прикладного искусства . 11

Глава 1 Произведения (предметы) различного функционального назначения . 11

Глава 2 Техника ручного ткачества, занавесы в различных техниках (аппликация, роспись, батик и т.п.) 12

Раздел IV Скульптурные произведения. 12

Глава 1 Форэскиз, концепция . 13

Глава 2 Монументальная и монументально-декоративная скульптура . 13

Глава 3 Создание скульптурных произведений в твердом материале . 14

Глава 4 Правила замера скульптурных произведений . 15

Раздел V Произведения художественного проектирования. 15

Глава 1 Подготовительные работы .. 16

Глава 2 Художественная концепция . 16

Глава 3 Эскизное проектирование . 17

Глава 4 Эскизное проектирование отдельных объектов и элементов формирования среды .. 17

Глава 5 Авторское руководство осуществлением средовых объектов в натуре . 17

Раздел VI Произведения художественного конструирования . 18

Раздел VII Произведения художественно-оформительского искусства . 18

Глава 1 Эскизы произведений художественно-оформительского искусства для выставок, музеев, кабинетов и т.п. 19

Раздел VII I Сценарии художественных экспозиций . 19

Раздел IX Произведения сценографии . 20

Глава 1 Форэскиз, эскизный проект, эскизы .. 20

Глава 2 Авторские разработки уникальных конструкций и шаблонов для изготовления декораций, бутафорий т.п. 20

Глава 3 Выполнение в натуре задников, занавесей, кулис, падуг, кукол, костюмов и т.п. 21

Глава 4 Авторское руководство . 21

Глава 5 Вознаграждение за произведение сценографии в целом .. 22

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Сборник базовых показателей для определения авторского гонорара за создание художественных произведений разработан с учетом "Закона об авторском и смежных правах РФ", норм законодательства Российской Федерации, регулирующих авторское право, и предназначен для профессиональных художников, а также их объединений и организаций.

2. Сборник включает в себя базовые показатели для расчета авторского гонорара за создание произведений станковой живописи и станковой графики, монументально-декоративных произведений в различных техниках, монументально-декоративной и станковой скульптуры, декоративно-прикладного искусства, плаката, сценографии, художественно-оформительского искусства и художественного конструирования, художественно-графических произведений для печати и др.

Сборник используется при заключении договоров на создание художественных произведений членами профессиональных творческих союзов, их отделений, организаций и фондов.

Сборник применяется при создании новых, оригинальных произведений и не распространяется на копии, компиляции и т.п.

3. Сборник разработан на основании расценок, действовавших до 1988 года. За базу принят уровень цен 1984 года.

4. Стоимость художественных произведений определяется по трем категориям сложности.

Ставка авторского вознаграждения, предусмотренная таблицами Сборника в зависимости от категории сложности, установленной классификатором, определяется сложением минимальной и максимальной величины и умножением полученной суммы на следующие коэффициенты:

I категория - 0,3 до 0,5;

II категория - до 0,75;

III категория - до 1,0.

5. В настоящий Сборник включены гонорары авторского вознаграждения за создание произведений от минимального до максимального размеров в соответствии с классификаторами их сложности. Каждый раздел имеет свой классификатор сложности. Стоимость работ (гонорар) определена в рублях.

6. При использовании ведомственных норм времени и расценок на исполнительские работы выпуска 1979 года к расценкам применять К = 1,18 для перевода их в уровень цен 1984 года.

7. При определении сметной стоимости художественных произведений накладные расходы определяются в следующем порядке:

а). На работы, которые выполняются в творческих мастерских, накладные расходы принимаются в размере 28,8 % к заработной плате (гонорару);

б). На работы, которые для выполнения требуют использования производственных цехов, комбинатов, накладные расходы принимаются в размере 85 % к заработной плате (гонорару).

8. Плановые накопления определяются в размере 8 % к прямым затратам [заработная плата (гонорар) с накладными расходами плюс материалы].

9. На исполнительские работы, определенные по ОНТ 2/27, НИС/2-25а; Справочнику ведомственных норм времени и расценок на выполнение художественных макетов (НИС/2-21) и прочих справочников (ведомственных) в ценах 1984 г., для перевода их сметной стоимости в текущие цены принимать индексы пересчета, утверждаемые Министерством культуры РФ для сметных норм и единичных расценок на реставрационные работы (ССН-84).

10. Государственные налоги, сборы, отчисления и транспортные услуги до места установки художественного произведения не учтены ставками гонораров, предусмотренных настоящим Сборником, и учитываются дополнительно в сметной стоимости работ по созданию художественного произведения.

11. Заказы на создание произведений и закупка готовых произведений осуществляются по договорам, заключаемым авторами (или творческими коллективами) с предприятиями, учреждениями, организациями, частными лицами.

12. При заключении договора размер вознаграждения (гонорар) за создание произведения определяется соглашением сторон в рамках настоящего Сборника базовых показателей стоимости художественных произведений.

13. При особых условиях размер вознаграждения (гонорар) может быть определен выше максимального предела ставок настоящего Сборника (конъюнктура, сжатые сроки для выполнения заказа, высокий престиж автора или творческого коллектива и т.п.). В этом случае, размер гонорара устанавливается Российской Академией художеств, Союзом художников России, Министерством культуры Российской Федерации. Договорные обязательства регулируется законодательством об авторском и смежных правах в Российской Федерации в части договорных отношений.

14. Договор художественного заказа с автором на создание произведений может заключаться как в целом на произведение, так и на выполнение отдельных стадий (форэскиз, концепция, эскиз, проект, модель, создание произведения в материале и др.).

15. Вознаграждение (гонорар) за создание произведения устанавливается в целом за каждое произведение или постадийно, за каждый этап в отдельности.

16. В том случае, если произведение создается творческим коллективом из нескольких авторов и художников-исполнителей, распределение гонорара по договору на создание художественного произведения производится по взаимному соглашению сторон. При этом авторство принадлежит художнику (художникам), создававшим эскизы (модели) произведения.

17. При создании произведения автор (соавторы) вправе привлекать для выполнения различного рода работ специалистов; порядок оплаты выполняемых ими работ определяется в договоре, заключенном с автором (его представителем) или с заказчиком (по согласованию с автором).

18. В размер авторского вознаграждения, установленного настоящим Сборником, не входят производственные затраты и вспомогательные работы, которые оплачиваются дополнительно по соответствующим сборникам расценок, смежным нормам и местным расценкам.

19. Этапы работ и их перечень при создании произведений определяются автором, исходя из конкретной творческой задачи. В Сборнике приведены традиционные этапы (стадии) при создании произведений.

20. Созданные автором в процессе творческой работы над произведением эскизы, этюды и другие подготовительные материалы являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором художественного заказа.

21. В случае воспроизведения (тиражирования) оригинал (эталон) произведения является собственностью автора и передается предприятию-изготовителю (организации, издательству и др.) лишь для воспроизведения, если иное не предусмотрено договором.

22. Вознаграждение за авторские варианты произведения определяется в пределах настоящего Сборника, но не менее 60 % суммы договора.

23. В случае порчи оригинала (эталона) произведения лицом или организацией, осуществлявшим его воспроизведение (тиражирование), автору возмещается по дефектному акту не менее 20 % сумм вознаграждения, обусловленной договором на его создание.

24. В случае тиражирования произведения автор имеет право на получение не менее 1 экземпляра тиражного произведения, как правило, с оплатой по производственной себестоимости. Исключение могут составлять произведения из драгоценных металлов, с драгоценными камнями и т.п.

25. Авторская реставрация ранее созданных произведений оплачивается в пределах стоимости за соответствующий вид произведений.

26. Авторский надзор за техническими и вспомогательными работами оплачивается дополнительно.

Размер оплаты устанавливается в каждом конкретном случае, от 6 % до 10 % от размера авторского гонорара и исполнения в материале в зависимости от категории сложности произведения (кроме главы V раздела V и раздела VI);

I категория      - до 6 %;

II категория     - до 8 %;

III категория   - до 10 %.

27. Вознаграждение за воспроизведение (тиражирование) произведений устанавливается в соответствии с действующим законодательством (либо по имеющимся нормативным актам, либо соглашением сторон) и закрепляется специальным договором, например, паспортом на произведение.

28. Работа, прекращенная по причинам, не зависящим от автора, подлежит оплате за проделанные стадии, но не менее 25 % суммы Договора по соответствующему акту.

Условия выплат и размер вознаграждения должны быть для этого случая оговорены в договоре художественного заказа на создание произведения.

29. Автор со своей стороны несет ответственность за нарушение договора (срыв сроков сдачи произведения, недобросовестность, нарушение условий договора, передача произведения для использования третьему лицу и др.) в соответствии с действующим законодательством и условиями договора на создание произведения.

30. Если заказчик отклонил произведение по основаниям, предусмотренным договором, и не доказал по суду недобросовестность автора в исполнении заказанной работы, полученное по договору вознаграждение сохраняется за автором (творческим коллективом, организацией) в целом или в части, определяемой договором.

Раздел I

Глава 1
Станковая живопись в техниках:
холст, доска, масло, темпера, левкасы

Классификатор сложности

(к главам 1, 2)

I категория - натюрморт, пейзаж без фигур;

II категория - портрет, жанровая живопись, пейзаж и натюрморт с фигурами;

III категория - многофигурные картины жанрового и исторического характера, сложные постановочные портреты.

Таблица № 1

1. Вознаграждение за проведение подготовительных работ (изучение задания, методических материалов, проведение фоторабот, описание, предварительные расчеты и т.д.) одно произведение

от 200 до 1000

Таблица № 2

2. Вознаграждение за создание этюда, эскиза, наброска произведения

1 этюд, эскиз

от 200 до 2500

Таблица № 3

3. Произведение станковой живописи

1 картина

от 1000 до 15000

Глава 2
Станковая графика (и том числе: гуашь, акварель, темпера; гравюры на линолеуме, дереве, металле, камне и т.п.; произведения для печати, реклама, фирменный стиль и т.п.)

Таблица № 4

1. Вознаграждение за проведение подготовительных работ одно произведение

от 200 до 1000

Таблица № 5

2. Вознаграждение за создание этюда, эскиза, наброска произведения в технике графики

1 этюд, эскиз

от 100 до 800

Таблица № 6

3. Произведение станковой графики

1 картина

от 600 до 3000

Примечание:           1. Гонорары за графические произведения, принятые для исполнения гуашью, акварелью, темперой на бумаге, картоне, материале.

2. Гонорар за графические произведения, исполненные в технике гравюры на дереве, на металле, на линолеуме, на камне и т.п., повышается против предусмотренных в таблице № 5 - 6 от 40 % до 50 %.

Пример:

Расчет определения гонорара за создание жанровой картины в графике на металле (ц. 1991 г.)

Категория сложности - III . Работы ведутся в творческой мастерской.

Надбавка - 40 % по 2-му примечанию.

1. Подготовительные работы - количество листов - 3 л.                         Табл. № 4, гл. 2

(200 + 1000) х 1 х 3 = 3600 руб.

2. Создание этюда - 2 эт.                                                                             Табл. № 5, гл. 2

(200 + 2500) х 1 х 2 = 5400 руб.

3. Создание картины                                                                                   Табл. № 6, гл. 2

(600 + 3000) х 1 х 1,4 = 5040 руб.

Всего прямых затрат                                                                                               - 14040

Накладные расходы - 28,8 %                                                                                  - 4044

ИТОГО:                                                                                                                    - 18084

Стоимость материала                                                                                             - 5000

ИТОГО:                                                                                                                    - 23084

Плановые накопления - 8 %                                                                                   - 1847

ВСЕГО:                                                                                                                     - 24931

Налоги - 40,5 % от гонорара                                                                                  - 5686

ВСЕГО:                                                                                                                     - 30617

Глава 3
Художественно-графические произведения дли печати

Классификатор сложности

(к главе 3)

I категория: а) брошюры, альбомы документального и научного характера, не включающие иллюстрации;

б)   эмблемы и иные знаковые материалы на основе имеющейся эмблематики;

в)   плакаты с использованием существующей эмблематики (знаков);

г)   книги, брошюры, альбомы, журналы, при оформлении которых используются фотоколлажи;

д)   плакаты, эмблемы и иные знаковые материалы на основе имеющейся эмблематики с применением орнаментальных деталей;

II категория: а) книги, брошюры, альбомы, журналы с разработкой изобразительных элементов (иллюстраций);

б)   плакаты, эмблемы, рекламы с применением созданной автором эмблематики и изобразительных элементов;

в)   документация, сувениры, издания для детей особой конструкции;

г)   фирменный стиль на основе уже имеющихся приемов: цветового и знакового;

III категория: а) альбомы, книги, журналы со сложным решением элементов, с применением многоцветных иллюстраций;

б)   сложные изобразительные плакаты;

в)   оригинальные эмблемы, знаки, ценные бумаги, почтовые марки, реклама, фирменный стиль с созданием новых авторских знаков и символов.

Таблица № 7

Книги, брошюры, альбомы, журналы:

1. Разработка принципиального макета

задание

от 100 до 500

2. Исполнение расчетного макета

полоса

от 5 до 25

3. Выполнение оригинал-макета

полоса

от 5 до 25

4. Подбор иллюстрированного материала (вошедшего в задание)

шт.

от 2 до 5

Таблица № 8

Обложки, суперобложки, переплета, футляры и другие полиграфические формы (отдельно за каждую сторону)

шт.

от 100 до 500

Таблица № 9

Титульные листы, шмуцтитулы, авантитулы, форзацы

шт.

от 40 до 300

Таблица № 10

Иллюстрации и фронтисписы

шт.

от 40 до 700

Таблица № 11

Заставки, концовки, инициалы, рисованные шрифты

шт., знак

от 10 до 150

Таблица № 12

Эмблематика (эмблемы, гербы, товарные знаки, фирменные надписи, пиктограммы, знаки обслуживания и т.п., в том числе для применения в городской среде)

шт.

от 100 до 1000

Примечание:           За разработку эмблематики в графических вариациях, в цвете, в объеме, в блоках и т.д. вознаграждение определяется дополнительно от 25 % до 75 % вознаграждения за эмблему.

Таблица № 13

Плакаты:

1. Для печати

оригинал

от 100 до 3000

2. Плакат-панно

оригинал

от 1000 до 10000

Примечание:           1. Расценки рассчитаны на плакаты для печати размером до 1 печатного листа (вкл.).

2. Вознаграждение за плакаты для печати больше листа определяется за каждый последующий лист от 50 % до 75 % ставки.

Таблица № 14

Почтовые марки, ценные бумаги (акции), банковские билеты, лотерейные билеты и т.п.

оригинал

от 200 до 1000

Таблица № 15

Документация различного назначения

1. Наградная и сувенирно-представительская (грамоты, дипломы, адреса, свидетельства и т.п.; пригласительные билеты, календари, вымпелы, конверты, открытки и пр.)

полоса, оригинал

от 100 до 600

2. Этикетки всех видов (бандероли, ярлыки, шильдики, трафареты, ценники и т.п.)

оригинал

от 60 до 500

3. Информационно-техническая (бланки, листовки, пропуска, визитные карточки и т.п.)

оригинал

от 10 до 200

Таблица № 16

Издания особой конструкции для детей (книжки-игрушки, рисунки для кубиков и пр., рисунки для докалькомании, конструкции в форме чертежа, макета и прочие издания)

сюжет, конструкция, оригинал

от 25 до 500

Таблица № 17

Концепция фирменного стиля

(принципиальное смысловое и графическое решение)

от 2000 до 10000

Раздел II
Произведения монументально-декоративной живописи и различной технике исполнения (мозаика - римская и флорентийская, интарсия и маркетри, роспись)

1. Настоящим Сборником определяются размеры вознаграждения за создание произведений монументально-декоративной живописи связанных с архитектурно-пространственной средой, в техниках: мозаика (римская и флорентийская), витраж, роспись (в различных техниках исполнения), маркетри, интарсия, декоративные решетки, декоративное стекло, люстры.

Размер вознаграждения автору (соавтору) за произведение определяется как сумма вознаграждений за отдельные стадии создания произведения.

2. Поэтапные выплаты вознаграждения автору (творческому коллективу):

- форэскиз, эскиз;

- картон, масштабный картон и калька-шаблон;

- подбор палитры в материале;

- исполнение произведения в материале.

3. В случае необходимости, по согласованию с заказчиком, могут быть выполнены фрагменты будущего произведения в материале. (Оплата за исполнение в материале фрагмента может производиться в соответствии с рекомендациями, предусмотренными в главе IV).

4. Площадь произведения определяется по его габаритным очертаниям, вписанным в простейшую геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, трапеция, ромб).

5. Авторский надзор за техническими и вспомогательными работами - см. пункт 26 "Общих положений...".

Глава 1
Форэскиз, эскиз

Классификатор сложности

(для раздела II)

I категория:    с применением простых произведений геометрических форм и неорнаментальных графических элементов (кроме флорентийской мозаики, интарсии из натурального дерева, классического витража;

произведения орнаментального характера простых форм во всех техниках;

II категория:   произведения различного характера: пейзажи, натюрморты, геральдика, сложный орнамент, портреты, фигурные композиции в разных техниках (кроме произведений для особо значимых объектов государственных учреждений, храмов, культурных центров общего государственного значения);

III категория: произведения изобразительного характера (пейзажи, натюрморты, анималистка, портреты, сложный изобразительный орнамент, фигурные композиции) для значимых объектов: государственные учреждения (здания администраций, госбанков, вузов, больниц, музеев, театров и т.п.), храмы, культурные центры республиканского и общегосударственного значения и т.п.

1. Форэскиз является первой стадией по созданию произведения монументально-декоративного искусства и заключается в разработке принципиального пластического и тематического предложения.

Форэскиз выполняется автором (соавторами) в графическом или объемном виде.

2. Вознаграждение на стадиях форэскиза устанавливается в размере до 500 руб.

3. Эскиз может быть представлен как в графическом (живописном) виде, так и в объеме (макете).

Вознаграждение за создание макета устанавливается дополнительно.

4. За варианты эскиза, выполненные по письменной просьбе заказчика, вознаграждение устанавливается в пределах 60 % по настоящему Сборнику, но не менее 25 % от вознаграждения за эскиз.

5. В случае необходимости, кроме эскиза общего композиционного решения, автором могут быть разработаны эскизы фрагментов композиции, имеющих самостоятельное значение.

Вознаграждение за разработку эскиза фрагмента устанавливается дополнительно в размере 25 % от вознаграждения за эскиз общего композиционного решения.

Таблица № 1

Композиции фигурные, групповой композиционный портрет; пейзажи, анималистка, интерьер, натюрморт; орнамент, геральдика и др. композиции

за 1 эскиз

от 500 до 1000

Глава 2
Картон, масштабный картон, калька-шаблон

1. Картон представляет собой черно-белое или цветное изображение будущего произведения в натуральную величину.

2. Автор может совместить стадию картона со стадией выполнения произведения в материале. При этом вознаграждение за создание произведения определяется с учетом размера вознаграждения за стадию картона по таблице № 2.

3. Если картон выполняется непосредственно на архитектурной поверхности, при определении вознаграждения применяются коэффициенты таблицы № 3.

4. Кроме картона в натуральную величину может быть выполнен масштабный картон с дополнительной оплатой в размере 25 % от вознаграждения за картон.

5. При разработке картонов для выполнения произведений на сферических и других криволинейных поверхностях вознаграждение определяется с применением коэффициента 1,1.

6. Вознаграждение за разработку кальки-шаблона определяется дополнительно в размере 20 % от суммы за картон.

Таблица № 2

Композиции фигурные, групповой портрет; композиционный портрет; пейзажи, анималистка, интерьер, натюрморт; орнамент, геральдика и др. композиции

за 1 кв.м

от 10 до 100

Глава 3
Подбор палитры в материале

1. На стадии выполнения подбора палитры автор осуществляет цветовую и тональную выкладку произведения в материале, готовит колера путем экспериментальных проб для росписи в различных техниках и т.п.

2. Вознаграждение за стадию "подбор палитры" определяется от 5 % до 15 % от суммы вознаграждения за стадии эскиз и картон.

Глава 4
Исполнение в материале

1. Настоящие коэффициенты применяются при выполнении работ на вертикальных плоских поверхностях при высоте верхнего края произведения от пола до 3,5 м включительно.

При выполнении работ непосредственно на архитектурной поверхности на высоте свыше 3,5 м; на сферических, криволинейных и рельефных поверхностях к соответствующим расценкам применяются следующие коэффициенты:

Таблица № 3

Высота от пола

Вид поверхности

вертикальная ровная

горизонтальная ровная (потолок, балки, кессон)

криволинейная вертикальная

криволинейная горизонтальная

До 3,5м (вкл.)

1,2

1,1

1,3

От 3,5 м до 7 м

1,2

1,4

1,3

1,5

2. Обработка поверхности (полировка, лакировка и др.) готового произведения оплачивается дополнительно по местным нормам предприятия-изготовителя.

3. При создании произведения с помощью мастеров-исполнителей авторское участие (руководство; или руководство и непосредственное исполнение автором части произведения) определяется в пределах от 20 % до 80 % от размера вознаграждения за исполнение в материале по взаимной договоренности (см. пункт 18 "Общих положений...").

Таблица № 4

Мозаика

римская

за 1 кв.м

от 70 до 700

флорентийская мозаика

за 1 кв.м

от 100 до 2000

Таблица № 5

Маркетри, интарсия, резьба по дереву

за 1 кв.м

от 50 до 800

Примечание: Вознаграждение за гравировку устанавливается в размере от 5 до 25 руб. за 1 кв.м.

Таблица № 6

Витраж, декоративные решетки, декоративные стекло

за 1 кв.м

от 60 до 600

Таблица № 7

Люстры

за 1 куб.м

от 100 до 2000

Примечание:     Изготовление моделей и форм в размер вознаграждения не входит и оплачивается дополнительно по соответствующим нормативным документам (ведомственным или местным нормам времени и расценкам, заводским калькуляциям).

Таблица № 8

Дополнительные вилы обработки стекла при создании витража:

1. Роспись с обжигом (однократная), травление стекла; гравирование по стеклу

за 1 кв.м

от 30 до 300

2. Нанесение изображения пескоструйным аппаратом; матирование; обработка методом "мороз"

за 1 кв.м

от 10 до 100

Примечание:     Оплата производится только за фактическую площадь, занятую тем или иным видом обработки стекла.

Таблица № 9

Роспись в архитектуре в различных техниках: масло, темпера и краски на натуральных и синтетических основах; граффито: фреска (секко, альфраско, стукко-люстро); ликаустика; цветные левкасы, цветные цементы, кундаль; роспись по керамическому основанию, эмаль и другие

за 1 кв.м

от 60 до 600

Примечание:     1. В связи с тем, что керамические изделия после сушки и обжига дают усадку на 10 - 15 %, замер площади произведения следует производить до первого обжига.

2. Вознаграждение за изготовление керамического основания устанавливается дополнительно (от 30 до 300) руб. за 1 кв.м).

Таблица № 10

Композиционное покрытие архитектурных поверхностей декоративного характера с подбором палитры, материала, отделка с применением новых синтетических материалов (в том числе кожа, мультиколор и т.п.)

за 1 кв.м

от 10 до 200

Глава 5
Произведения типа панно (вставок)

1. Вознаграждение за создание произведения типа панно (вставок) относительно небольшого размера (до 10 кв.м включительно) может определяется в размере от 1000 до 15000 рублей за произведение в целом.

2. Поэтапная выплата вознаграждения автору (творческому коллективу):

- эскиз - 25 %;

- картон, подбор палитры - еще 25 %;

- исполнение в материале - остальная сумма.

Глава 6
Объемно-пространственные композиции из различных материалов

Таблица № 11

Игровые площадки из оригинальных элементов: из металла, бетона, дерева; объемные знаки и эмблемы из различных твердых материалов; объемные декоративно-архитектурные композиции для входов, фонтанов, арок; декоративные композиции фонтанов, вазонов, скамей и др. подобных элементов

за 1 кв.м развернутой площади

от 50 до 600

Раздел III
Произведения декоративно-прикладного искусства

1. Базовыми показателями определяются размеры вознаграждения за создание произведений (предметов) декоративно-прикладного искусства, созданных из различных материалов (стекла, керамики, металла, шерсти, дерева, камня, кости, кожи и других материалов) в различных техниках исполнения.

2. Если автору заказывается (или приобретается) произведение в качестве эталона (образца) для последующего тиражирования, то вознаграждение за создание определяется по настоящему Сборнику, а за воспроизведение (тиражирование) - особо.

3. Авторские повторы произведений в количестве не более девяти экземпляров (первый экземпляр - эталон) оцениваются от 40 до 80 % за весь тираж в зависимости от технологии изготовления. Авторский тираж до 50 штук оценивается не менее 25 % за экземпляр.

4. Авторский надзор за изготовлением эталона для тиражирования и внедрением его в производство оплачивается из расчета 10 % от суммы вознаграждения за создание произведений.

Глава 1
Произведения (предметы) различного функционального назначения

Классификатор сложности

I категория:     простые предметы геометрического орнамента;

II категория:           предметы с применением орнамента и растительных природных форм, анималистки и натюрморта;

III категория:          предметы со сложными изображениями, включающими фигуру человека.

Таблица № 1

Ваза, блюдо, шкатулки, каминные принадлежности, плакетка, рама, подсвечник, абажур, произведение ювелирного искусства, нагрудный знак, брелок и пр. мелкие изделия

от 300 до 1500

Примечание:        1. Поэтапная выплата вознаграждения:

- эскизно-проектная часть до 60 % (включая форэскиз), без форэскизов - до 40 %;

- выполнение в материале - остальная сумма.

2. В композиции из нескольких предметов оценивается каждый самостоятельный предмет.

Глава 2
Техника ручного ткачества, занавесы в различных техниках (аппликация, роспись, батик и т.п.)

Классификатор сложности

I категория:       произведения со свободной композицией без изобразительных элементов (кроме произведений в технике ручное ткачество);

произведения орнаментальной композиции во всех техниках (кроме техники ручного ткачества).

II категория:      произведения со сложным колористическим и фактурным решением с включением пейзажа, натюрморта, анималистки, сложного орнамента во всех техниках.

III категория:     тематически сложные по композиции, материалу, фактуре произведения с включением памятников, государственных символов, фигур человека.

Таблица № 2

Гобелен, ковер, шпалера, панно, занавес

за 1 кв.м

от 100 до 3000

Примечание:             1. Площадь произведения определяется по его габаритным очертаниям, вписанным в простейшую геометрическую фигуру (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция, ромб).

2. Вознаграждение за произведения в технике ручного ткачества до 5 кв.м (включительно) может определяется по таблице 1, гл. 1.

3. В случае выполнения гобелена, ковра, шпалеры в материале (на предприятиях госпромышленности и др.) авторское вознаграждение за эскизно-проектную часть и надзор за исполнением может составлять от 40 % до 60 % основной ставки.

Раздел IV
Скульптурные произведения.

1. Поэтапная выплата вознаграждения автору (творческому коллективу):

а) стадия модели в мягком материале:

- концепция, форэскиз - 25 %;

- рабочая модель - 25 %;

- мягкая модель в натуре - 45 %;

- проработка по гипсу - 5 %;

б) исполнение в материале - 100 %.

2. Размер вознаграждения за авторское руководство и наблюдение за установкой на месте скульптурного произведения определяется п.26 «Общих положений...».

3. Размер вознаграждения за скульптурное произведение определяется с учетом вознаграждения, установленного в Сборнике за модель в мягком материале в натуральную величину, независимо от того, выполнялась она автором или нет. (Модель в мягком материале используется не во всех технологиях и материалах и взята как условная исходная величина в силу традиций).

4. При создании многофигурной скульптурной композиции, в которой каждая фигура при общем художественном решении имеет самостоятельное значение, вознаграждение за каждую отдельную фигуру определяется в размере до 100 %, предусмотренных Сборником.

5. За объемные аксессуары, имеющие самостоятельное композиционное решение, вознаграждение может определяться дополнительно по Сборнику за создание геральдических, орнаментальных и других видов композиций рельефа.

6. Увеличение и черновая прокладка в глине Круглой скульптуры при высоте произведения более 300 см (по наибольшему размеру композиции); рельефов фигурного геральдического и орнаментального при высоте свыше 2,6 м или площади св. 8 кв.м; бюста и головы свыше 1 м настоящим Сборником не предусмотрены.

Эти работы оплачиваются дополнительно по ОНТ/2-27, приказ Худфонда СССР № 258 от 08.08.84 г.

Разработка эскизно-проектных решений и создание моделей

Глава 1
Форэскиз, концепция

1. Форэскиз является первой стадией по созданию произведения и пластического и тематического предложения.

Форэскиз выполняется в графическом или объемном решении.

2. Вознаграждение за разработку форэскиза устанавливается в размере до 500 руб.

3. В отдельных случаях при создании монументальной и монументально-декоративной скульптуры разрабатывается художественная концепция проектируемого произведения.

Вознаграждение за ее разработку устанавливается в размере от 500 до 5000 рублей.

Эскизный проект

Эскизным проектом монументальной и монументально-декоративной скульптуры предусматривается следующее:

- эскизная модель в заданном масштабе; фрагмент скульптурной композиции;

- архитектурное решение, планы и перспективы.

Таблица № 1

Памятник и другие виды произведений (скульптурные группы; однофигурная композиция; бюст, архитектурная композиция типа обелиск, стелла, арка, мемориальная доска и пр.)

от 500 до 5000

Примечание:             1. Оплата конструктивных чертежей, шаблонов и т.п. производится дополнительно.

2. Работы по формовке и отливке в гипсе скульптурной части, архитектурных элементов, а также по изготовлению макетов оплачиваются дополнительно.

Глава 2
Монументальная и монументально-декоративная скульптура

Классификатор сложности

Круглая скульптура

I категория:       объемное произведение без изображения человека или животного декоративного характера, в том числе декоративно-архитектурные элементы;

круглая скульптура с применением элементов растительного характера, орнамента, анималистки;

II категория:      бюст, голова, изображения животных, фигуративная миниатюрная скульптура;

III категория:     фигурная композиция.

Рельеф

I категория:       простой рельеф декоративно-архитектурного характера:

орнаментальный рельеф с включением растительных элементов и различных знаков и символов;

II категория:      анималистический, пейзажный, геральдический рельеф, миниатюрный рельеф;

III категория:     рельеф с включением фигур и полуфигур человека, бюстов и голов.

Таблица № 2

Рабочая модель в мягком материале (за модель)

1. Модель круглой скульптуры h

до 1,5 м

от 300 до 5000

2. Модель рельефа

до 3 кв.м

от 200 до 3000

Примечание:     При создании горельефа с выносом более 1/3 изображения к расценке п. 2 применяется повышающий коэффициент до 1,5.

Таблица № 3

Модель в мягком материале в величину произведения (за модель)

1. Модель круглой скульптуры (до 6 метров по наибольшему измерению)

от 500 до 25000

Примечание:     При размере скульптуры свыше 6 м по наибольшему измерению за каждый следующий метр к расценке добавляется 10 %.

2. Модель рельефа

за 1 кв.м

от 100 до 3000

Примечание: 1. При создании горельефа с выносом более 1/3 объема изображения к расценке пункта 2 применяется повышающий коэффициент до 1,5.

2. При создании плакеток, медалей, миниатюр расценка за модель в целом не может быть ниже, чем предусмотренная пунктом 2 за 1 кв.м. независимо от размеров медали, плакетки, миниатюры.

Пример:

Расчет определения гонорара за создание скульптурного произведения (ц. 1991г.)

Рельеф - орнаментальный с включением растительных элементов

II категории сложности - 10 м2

1. Эскизный проект                                                                                           Табл. № 1, гл. 2

(500 + 5000) х 0,75 = 4125 руб.

2. Рабочая модель в мягком материале - 3                                                      Табл. № 2, гл. 2

(200 + 4000) х 0,75 х 3 = 9450 руб.

3. Модель в мягком материале в величину произведения

(100 + 3000) х 0,75 х 10 = 23250 руб.

4. Перевод в твердый материал - 200 %

2 х 25250 = 46500

5. Авторская проработка - 10 % (п.2, гл. 3)

0,10 х 23250 = 2325

Всего прямых затрат                                                - 85650

Накладные расходы - 85 %                                      - 72803

Материалы                                                                - 25000

ИТОГО:                                                                     - 183453

С плановыми накоплениями - 8 %                         - 198129

Отчисление - 40,5 % налоги от гонорара              - 34688

ВСЕГО стоимость произведения                           - 232817

Глава 3
Создание скульптурных произведений в твердом материале

1. Авторское вознаграждение за создание произведения в твердом материале устанавливается в зависимости от материала в процентах от авторского вознаграждения за созданную скульптуру в мягком материале, а именно:

- в граните, базальте и других равных им по твердости и сложности обработки материалах; в литом металле (по выполняемой модели) до 250 % в соответствии с категорией сложности;

- в листовой стали, листовой меди, в технике кузнечной ковки, литом стекле, в мраморе, дереве, известняке, листовом алюминии, в смешанных техниках и в сочетании с различными материалами, в керамике, бетоне, пластмассе, дутом и листовом стекле и других равных им по сложности обработки материалах до 200 % в соответствии с категорией сложности.

2. Авторская проработка в твердом материале (шлифовка, полировка, гравировка, чеканка и др.): вознаграждение за эти работы устанавливается дополнительно от 5 % до 20 % от вознаграждения, предусмотренного за модели в мягком материале в соответствии с категорией сложности.

3. При создании авторских повторов скульптурных произведений до 10 экземпляров вознаграждение за второе, третье и последующие произведения устанавливается в размере до 80 % за создание оригинала произведения в твердом материале в зависимости от технологии изготовления.

Глава 4
Правила замера скульптурных произведений

1. Замер скульптуры производится по наибольшему размеру изображаемой фигуры, композиции.

2. Замер площади рельефов (горельефов) производится по габаритным очертаниям произведения, вписанным и единую простейшую геометрическую фигуру (квадрат, круг, треугольник и т.п.).

Рельефы (горельефы), расположенные на сложных кривых поверхностях (своды, арки, ниши), замеряются по развернутой площади этих поверхностей.

3. Замер площади аксессуаров производится по проекции на плоскость с одной стороны. Изображение вписывается в единую простейшую геометрическую фигуру.

Если каждая сторона аксессуара имеет самостоятельное объемное решение, допускается замер каждой стороны отдельно.

Раздел V
Произведения художественного проектирования.

1. Настоящим Сборником устанавливаются размеры вознаграждения (гонорара) за создание проектов художественного решения среды с включением произведений различных видов изобразительного искусства и уникального дизайна в органическом сочетании со сложившимся историческим, архитектурным и природным сооружением.

2. Сборником устанавливается вознаграждение за разработку проектов:

- городских, сельских и промышленных территорий;

- интерьеров и фасадов административных, общественных, промышленных зданий и сооружений;

- музеев, выставок;

- объектов агитационно-массового искусства (праздников, фестивалей) и т.п.

3. Сборником предусмотрена возможность определения вознаграждения за следующие стадии:

- подготовительные работы;

- художественная концепция;

- эскизное проектирование;

- эскизное проектирование отдельных объектов и элементов формирования среды;

- авторское руководство осуществлением средовых объектов в натуре.

4. В случае разработки тематического задания для проектирования автором (по письменной просьбе заказчика) вознаграждение определяется в размере 10 % от максимального вознаграждения за художественную концепцию (таблица № 1).

5. В дополнение к полному составу проекта может быть выполнен экспозиционный макет. Оплата за выполнение экспозиционного макета дополнительно (Справочник ведомственных норм времени и расценок на выполнение художественных макетов - Худфонд СССР, 1979 г).

Глава 1
Подготовительные работы

1. Выполнение подготовительных работ начинается после получения письма-заказа и заключения договора.

2. Подготовительные работы по художественному проектированию предусматривают:

- ознакомление с заданием;

- изучение особенностей проектируемого объекта;

- получение необходимой документации, фотоработы, обмеры.

3. Авторское вознаграждение за выполнение подготовительных работ определяется в размере не менее 500 рублей.

4. Срок выполнения подготовительных работ при проектировании средовых и выставочных комплексов устанавливается по соглашению автора (соавторов) с заказчиком.

5. Обмерные работы и фотографирование входят в состав подготовительных работ.

Глава 2
Художественная концепция

1. Художественная концепция - это предложенные автором (авторским коллективом) система и принципы эстетического формирования объекта проектирования.

2. Художественная концепция должна давать ясное представление о ведущих художественных образах, о цветовом решении и об объемно-пространственном решении целого, а также основных помещений, разделов территорий и т.п., о роли и характере произведения изобразительного искусства, аудиовизуальных средств и т.п.

3. Художественная концепция выполняется в графическом или объемном виде.

4. В зависимости от объема и сложности решаемых задач художественная концепция относится к I или II категории:

I категория - художественная концепция объекта с одновременным решением территории и его интерьеров;

II категория - художественная концепция территории, объекта, отдельного фасада или интерьера.

5. Одновременно с художественной концепцией могут быть созданы форэскизы наиболее значительных произведений различных видов искусства.

Вознаграждение за создание форэскиза определяется дополнительно, но не менее 300 рублей.

Таблица № 1

Классификатор сложности

I категория

от 1000 до 6000

II категория

от 3000 до 10000

Примечание.          1. В том случае, когда комплекс состоит из 2-х или нескольких объектов (каждый из которых имеет свои функциональные задачи, объемно-планировочную схему и т.п.), автором может быть разработано с письменного согласия заказчиков необходимое количество художественных концепций с соответствующей оплатой.

2. Художественная концепция может быть совмещена с эскизным проектом. Вознаграждение за концепцию в этом случае определяется по таблице № 1.

Глава 3
Эскизное проектирование

1. В настоящей главе предусматриваются размеры вознаграждения за разработку эскизных проектов объектов по категориям сложности:

I категория               - праздники и другие массовые зрелища, территории, выставки;

II - III категории      - фасады, интерьеры, музеи.

2. В случае совмещения в едином проекте решения двух или нескольких задач (например, экспозиция и интерьер, территория и праздник или выставка и т.п.) соответствующий проект оценивается с коэффициентом от 1,2 до 1,5.

Таблица № 2

I категория

от 300 до 1500

II - III категории

от 300 до 3000

Примечание:          1. Эскизный проект представляется в составе, дающем четкое представление об архитектурном и художественном решении объекта.

2. Изготовление макета в авторское вознаграждение не входит и оплачивается дополнительно (Справочник ведомственных норм времени и расценок на выполнение художественных макетов - Худфонд СССР, 1979г.).

Глава 4
Эскизное проектирование отдельных объектов и элементов формирования среды

1. В настоящей главе предусматриваются размеры авторского вознаграждения за разработку проектов объектов (включая основные конструктивные принципы), отдельных объектов и элементов формирования среды.

2. Эскизные проекты объектов и элементов формирования среды по назначению и категории сложности подразделяются на три группы:

I группа        - I категория сложности - отельные архитектурные сооружения.

II группа       - II категория сложности - отдельные объекты ландшафтной архитектуры (геопластические формы, фитодизайн и т.п.);

- оборудование и отдельные архитектурные элементы для интерьера (в том числе оборудование для экспозиции музеев, выставок и праздников);

- аудиовизуальные, светодинамические и кинетические пространственные системы.

III группа      - III категория сложности - знаково-информационные системы и системы визуальных коммуникаций.

Таблица № 3

Эскизный проект

I категория

от 100 до 3000

II категория

от 200 до 4000

III категория

от 300 до 5000

Примечание:             Изготовление макета в размер вознаграждения не входит и оплачивается дополнительно (Справочник ведомственных норм времени и расценок на выполнение художественных макетов - Худфонд СССР, 1979г.).

Глава 5
Авторское руководство осуществлением средовых объектов в натуре

1. Для руководства осуществлением средовых объектов в натуре выделяется ведущий художник-автор (соавтор) и ведущий конструктор.

2. Размер вознаграждения за авторское руководство определяется от 5 % до 20 % от вознаграждения за создание проекта.

3. Вознаграждение ведущему конструктору за авторское руководство может определяться в пределах от 5 % до 15 % от вознаграждения за разработку конструктивной части в соответствии с классификатором сложности.

Раздел VI
Произведения художественного конструирования

1. Настоящим Сборником определяются размеры вознаграждения (гонорара) за создание произведения художественного конструирования (проекта, модели) для последующей реализации в натуре и серийного выпуска промышленным путем.

За использование произведения художественного конструирования (тиражирование) вознаграждение автору определяется особо (см. пункт 27 "Общих положений...").

2. Постадийная выплата вознаграждения:

- за эскизную разработку - 30 % (включая форэскиз);

- за художественно-конструкторское предложение - 30 %;

- по завершении проекта, модели - 40 %.

3. В случае разработки тематического задания автором (по письменной просьбе заказчика) вознаграждение устанавливается в пределах 10 % от максимальной ставки таблицы № 1.

4. Если автором осуществляется руководство по реализации произведения художественного конструирования на предприятии (организация) заказчика (авторский надзор за разработкой рабочей технической документации, наблюдение за выполнением образца в материале и т.д.), то оплата определяется в пределах от 5 % до 20 % от суммы вознаграждения за создание проекта (модели).

5. В случае необходимости корректировка отдельных элементов формы и прочие доработки применительно к конкретному производству оплачиваются дополнительно по особому соглашению между автором и заказчиком.

Классификатор сложности

I категория:            игрушки разного вида; рисунки для изделий (обоев, кафеля, линолеума, клеенок, шалей, одеял, тканей, шарфов, текстиля и др.);

одежда трикотажная, текстильная;

II категория:           транспортные средства, станки, приборы, инструменты, мебель, посуда и т.д.;

III категория:          новые структуры; концептуальные, футурологические произведения, экспериментальные разработки.

Таблица № 1

Вознаграждение за произведение (изделие) различного назначения

от 2000 до 15000

Примечание:          1. Размер вознаграждения в таблице приведен за произведение художественного конструирования в виде проекта (графическое изображение будущего произведения).

2. В случае выполнения по просьбе заказчика авторской модели (объемное изображение будущего проведения, изделия) вознаграждение определяется дополнительно в размере 30 % от вознаграждений за создание произведения в виде проекта.

3. При создании комплекса произведений вознаграждение определяется за каждое произведение комплекса отдельно.

За единое стилевое решение комплекса вознаграждение может определяться дополнительно в пределах 30 % от общей суммы вознаграждения за все произведения комплекса.

Раздел VII
Произведения художественно-оформительского искусства

1. Настоящими рекомендациями устанавливаются размеры вознаграждения за создание и выполнение произведений художественно-оформительского искусства, входящих в состав экспозиций выставок различного характера (научно-технического, рекламно-информационного, пропагандистского, учебного и др.); музеев (краеведческих, исторических, этнографических и пр.), методических кабинетов и т.п.

2. Поэтапная оплата вознаграждения на следующих стадиях:

- при создании эскиза (в случае необходимости);

- при выполнении в натуре.

3. При выполнении работ непосредственно на архитектурной поверхности на высоте свыше 3,5 м до 7 м применяется коэффициент 1,1.

4. Выполнение повторных карт, плакатов, схем, диаграмм, графиков и таблиц оценивается с коэффициентом 0,5 к размеру вознаграждения за оригинал.

Глава 1
Эскизы произведений художественно-оформительского искусства для выставок, музеев, кабинетов и т.п.

Классификатор сложности

I - II категории:      простые графические материалы (схемы, графики, альбомы, карты, аннотации и т.п.).

III категория:          сложные предметы (копии с уникальных документов, экспозиционные плакаты и т.п.).

Таблица № 1

Эскиз

за 1 шт.

от 30 до 300

Таблица №2

За выполнение экспозиционного предмета в натуре

за 1 шт.

от 20 до 600

Раздел VII I
Сценарии художественных экспозиций

1. Сценарий является содержательной основой художественного произведения (мемориала, выставки, музейной экспозиции или тематического раздела, росписи и т.п.).

2. В размер вознаграждения за создание сценариев не входит написание сопроводительных текстов и текста для озвучивания.

Размер вознаграждения за написание сопроводительного текста и текста для озвучивания определяется в пределах от 100 до 1000 рублей в зависимости от количества листов и категории сценария.

3. В том случае, когда в качестве содержательной основы для художественного решения произведения создается не сценарий, а сценарный план, размер вознаграждения определяется с К = 0,25 к соответствующей табличной расценке.

Классификатор сложности

I категория:            сценарии временных выставок, выставок-продаж; сценарии сложных выставок с большим количеством экспонентов.

II категория:           сценарии мемориалов, музеев, тематических разделов музеев и т.п. местного значения объемом 400 кв.м экспозиционной площади;

III категория:          сценарии мемориалов, музеев, тематических разделов музеев и выставок общего государственного значения, а также объемом свыше 400 кв.м экспозиционной площади.

Таблица № 1

Сценарий

от 300 до 4000

Раздел IX
Произведения сценографии

1. В настоящем Сборнике определены размеры вознаграждения (гонорара) художникам за создание произведений сценографии: декоративно-художественного оформления спектаклей, телеспектаклей, кино- и телефильмов, концертных программ и номеров, цирковых представлений, эстрадных и театрализованных представлений, праздничного и стационарного оформления сцен, костюмы, бутафории, кукол и т.п., а также произведений станкового характера в сценографии и световой партитуры постановки.

2. Поэтапная выплата вознаграждения автору (творческому коллективу):

- форэскиз, эскизный проект, эскиз;

- авторские разработки уникальных конструкций;

- выполнение в натуре;

- авторское руководство за осуществлением в натуре.

3. Вознаграждение за использование произведений сценографии (публичный показ) - см. пункт 29 "Общих положений...".

Возможное вознаграждение для этого случая (по аналогам с вознаграждением композитора, драматурга) от 2 % до 3 % от сбора.

4. При выполнении в натуре произведения сценографии (или его отдельных элементов) с помощью мастеров-исполнителей вознаграждение распределяется на основании пункта 17 "Общих положений...".

5. Изготовление экспозиционного макета настоящим Сборником не предусмотрено и оплачивается дополнительно (Справочник ведомственных норм времени и расценок на выполнение художественных макетов - Худфонд СССР, 1997 г. НИС/2-21).

Глава 1
Форэскиз, эскизный проект, эскизы

1. Форэскиз является первой стадией по созданию произведения сценографии и заключается в разработке принципиального пластического решения постановки на основе ознакомления с драматургическим материалом.

2. Форэскиз выполняется автором (соавторами) в графическом или объемном виде.

Вознаграждение на стадии форэскиза устанавливается в пределах до 500 рублей.

3. Эскизный проект и эскиз отдельного элемента произведения может быть разработан как в графическом (или живописном) виде, так и в виде макета.

4. Вознаграждение за эскизы, заказанные художнику без последующего выполнения оригинала, может определяться в размере от 20 % до 75 % ставки за оригинал.

Классификатор сложности

I категория:            эскиз отдельного предмета (кукла, бутафория и т.п.); эскиз костюма, в том числе отдельных элементов, эскиз занавеса к постановке и т.п.

II категория:           эскиз декорации к постановке, раскадровке фильма.

III категория:          эскизный проект постановки.

Таблица № 1

Эскиз (эскизный проект)

от 100 до 10000

Глава 2
Авторские разработки уникальных конструкций и шаблонов для изготовления декораций, бутафорий т.п.

1. Чертежи - кроки (габаритные) должны давать ясное представление о внешнем виде изделия с указанием его основных размеров.

2. Шаблоны выполняются в натуральную величину и оплачиваются по площади целого декоративного элемента или по площади неповторяющихся деталей.

Таблица № 2
(без категории)

1.

Чертежи - кроки (габаритные)

конструкция

от 100 до 1000

2.

Шаблоны

кв.м

от 15 до 150

Примечание:     Разработка конструктивных чертежей настоящими рекомендациями не предусмотрена и оплачивается дополнительно по Сборнику цен на разработку нестандартизированного оборудования.

Глава 3
Выполнение в натуре задников, занавесей, кулис, падуг, кукол, костюмов и т.п.

Классификатор сложности

I категория:            фрагменты, имитирующие живопись, графику, простые элементы бутафории;

маски, головные уборы, бутафорские украшения, простые куклы, элементы костюмов, отдельные детали декорации (деревья, скамьи и т.п.).

II категория:           костюмы, сложные куклы, геральдические и орнаментальные занавесы; кулисы; падуги и т.п.; бутафорская круглая скульптура и т.п.

III категория:          сложные тематические занавесы; задники; сложные исторические и этнографические костюмы.

Таблица № 3

Вознаграждение за предмет

от 100 до 10000

Примечание:     Указанные произведения являются неотъемлемой частью декоративно-художественного оформления. Они могут быть выполнены в различных техниках и материалах.

Глава 4
Авторское руководство

1. Художник-автор осуществляет постоянное руководство за осуществлением декоративного оформления постановки в натуре в соответствии со своим творческим замыслом.

2. Вознаграждение за участие в светомонтировочных репетициях определяется в зависимости от значения света в создании образно-пластического решения произведения сценографии в размере до 40 % от вознаграждения, установленного за эскизную часть постановки.

3. Вознаграждение за авторское руководство при выполнении бутафории и прочего мастерами-исполнителями по эскизам автора определяется в размере до 10 % от вознаграждения, установленного за эскизы.

4. Вознаграждение за осуществление надзора за выполнением вспомогательных и технических работ определяется особо (см. пункт № 26 "Общих положений...").

5. При разработке макетов и оригиналов изданий на иностранных языках вознаграждение может повышаться до 50 % против вознаграждения за оригинал.

6. В том случае, если оригинал иллюстрирован (заставки, инициалы, этикетки, плакаты, почтовые марки и прочие выполнения в технике литографии, офорта, ксилографии и других), авторское вознаграждение определяется:

- по настоящему Сборнику с повышением вознаграждения на 40 % - 50 % против вознаграждения за оригинал по соответствующей таблице.

7. В случае заказа картин и графики для последующего постоянного использования их в качестве оригиналов вознаграждение автору за их создание определяется по Сборнику за создание произведений станковой живописи и графики.

Глава 5
Вознаграждение за произведение сценографии в целом

1. При создании некоторых произведений сценографии автору целесообразно устанавливать свой гонорар без определения вознаграждения за отдельные элементы и этапы творческой работы.

2. В этом случае вознаграждение (гонорар) может определяться в размере от 3000 до 30000 рублей за произведение в целом (без деления на категории).